Не секрет, что в работе психолога очень важно умение правильно задавать вопросы. Чтобы суметь вникнуть в особенности внутреннего мира клиента, желательно уметь грамотно и вдумчиво слушать. Технология эффективного слушания требует от нас активного внимания, осознавания цели каждого нашего высказывания, и вопросов - в том числе.
Многие люди испытывают сложности и в самораскрытии, и в самосознании.
Наша задача - помочь человеку, используя возможности его логического мышления, научиться себя познавать и менять в желаемую сторону.
Умелый подход к диалогу, с использованием грамотного чередования открытых и закрытых вопросов, помогает клиенту структурировать мысли о себе, о работе своего мозга, о своих привычных способах реагирования на сложности жизни. На основе этого нового знания можно строить планы по улучшению ситуации во внутреннем мире, что неизбежно приведет и к облегчению жизни в мире внешнем.
Закрытые и открытые вопросы отличаются по уровню свободы при ответе.
Закрытый вопрос уже несёт в себе некое содержание, предположение, а от собеседника ожидается согласие или несогласие с этим предположением.
Такие вопросы бывают нужны для получения простой и однозначной информации. Но увлекаться ими не стоит, так как в этом случае есть риск увести клиента не в ту сторону, опираясь не на реалии его внутреннего мира, а на субъективное мнение психолога.
Например: "Завтра мы встречаемся?" или "Читали ли Вы эту сказку?" В данном случае идёт сбор нейтральной информации, необходимой для учёта ситуации и взаимных договорённостей.
Пример закрытого вопроса, который содержит предположение-интерпретацию: "Может быть, вам стоит подумать о дальнейшей учёбе?" "Как вы думаете, может ли ваше поведение объясняться влиянием этого обстоятельства?"
Часто закрытый вопрос начинается со слов: "Были ли вы...?", "Делали ли вы...?", "Сколько...?"
Закрытый вопрос предполагает односложный ответ, и ожидание клиентом нового вопроса.
Итак, применение закрытых вопросов достаточно ограничено. Первичный сбор информации они облегчают, но при дальнейшей углублённой работе необходимо концентрироваться на самоисследовании.
Для того, чтобы помочь клиенту в этом непростом процессе, психолог задаёт открытые вопросы.
Открытые вопросы обычно начинаются со слов: что, как, когда, где, откуда, отчего, почему, могли бы вы, хотите ли вы?...
Такие вопросы не содержат в себе готового суждения и открывают возможности для самостоятельного развития мысли собеседника.
Пример: "Как вы себя чувствуете сейчас?" "Что произошло за пару недель такого, что расстроило вас?" "Что вы сегодня хотели бы обсудить?" "Какой смысл для вас содержится в этом рассуждении?" "Что вы уже пробовали делать с этим?"
Ответы на открытые вопросы помогают глубоко понять то, что беспокоит человека, а также узнать его привычные стратегии самопомощи.
Стоит отдельно отметить особый тип вопросов, начинающихся со слова "почему".
Очень часто эти вопросы содержат в себе сложную двойную манипулятивную конструкцию. В вопросе типа "Ну, почему ты...?" автор вопроса высказывает непоколебимую уверенность в том, что спрашиваемый намеренно ведет себя плохо. Это мнение высказывается в ультимативной форме, не подлежащей сомнению. В таком вопросе тот, кого упрекают, видит однозначное обвинение, а слово "почему" взывает к оправданиям в этой навязанной вине (хотя непонятно, как тут оправдываться - если только согласиться, что ты плохой...).
Нередко эту коммуникативную конструкцию используют родители подростков: "Ну, почему у тебя в комнате вечный бардак?!" Положение о "вечном бардаке" не обсуждается, а принимается, как аксиома. Слово же "почему" создаёт риторический вопрос, истинным подтекстом которого является обвинение подростка в плохом исполнении ожиданий родителей ("Я к тебе - со всей душой, сто раз объясняла, как надо, а ты не делаешь так, следовательно, меня не уважаешь!")
Бывало, при мне большинство обращений мамы к дочери-подростку звучали именно в такой форме. Консультанту следует избегать такой формы вопросов. Обвинительная позиция по отношению к поведению клиента для помогающего специалиста крайне нежелательна.
Открытые вопросы помогают выявить важные сведения о внутреннем мире клиента, необходимые для построения стратегии помощи. Они подводят человека к изучению своих установок, ценностей, опыта, поведения.
Для того, чтобы правильно задавать открытые вопросы, старайтесь выполнять "вербальное следование": вопрос должен касаться той темы, которая находится в центре внимания. Кроме того, важно замечать, понимает ли клиент этот вопрос. Это можно проверить с помощью перефразирования, уточняющих и проясняющих вопросов.
Открытые вопросы на разных этапах консультации
1. Вступление.
- Как прошла неделя? Что хотелось бы обсудить сегодня?
2. Побудительные вопросы:
- что случилось?
- расскажите, как это было?
- как вы себя почувствовали, когда это случилось?
- что ещё вы могли бы рассказать об этом?
- что это для вас значило?
- а что вы думали в это время о себе? а о собеседнике?
- а как было бы правильно?
(этот список вопросов примерно передаёт известную технику КПТ "падающая стрела", которая помогает докопаться до глубоких мотивов и причин переживаний)
3. Стимулирование наглядной иллюстрации проблем примерами
- приведите примеры: как это обычно бывает?
- что из этого кажется самым важным?
4. Помощь клиенту в различении чувств и мыслей, их вызывающих:
- что случилось?
- что вы в тот момент почувствовали?
- а что вы в это время думали?
(данный список вопросов соответствует модели АBC, придуманной А.Эллисом для выявления автоматических мыслей, и применяемой в РЭПТ и КПТ)
В консультировании применяются как закрытые вопросы, так и открытые. Но важно помнить, что вы не на допросе, и пришли на консультацию, чтобы постараться как можно лучше понять своего клиента и его трудности. А для этого лучше не сочинять свои версии, а выслушивать человека.
Со взрослыми клиентами практика открытых вопросов даёт хорошие результаты по выявлению индивидуальных особенностей опыта и поведения.
А вот подростки испытывают сильный стресс, получая такие вопросы. Они привыкли к директивному стилю общения взрослых и склонны нервничать, оказавшись в неопределённой ситуации свободного диалога, где высока ответственность за самостоятельное построение фразы и высказывание своего личного мнения.
Это необходимо учитывать в работе, и, прощупывая границы коммуникативной компетенции подростка, последовательно упрощать диалог, дробя вопросы на более простые формы и выбирая зону исследования, доступную для конкретного клиента.
Как говаривал Выготский, для того, чтобы иметь возможность вести человека вперед и вверх, желательно исследовать его зону ближайшего развития. Слишком высокие требования и ожидания компетентности могут его деморализовать и заставить замкнуться в горестном состоянии неверия в себя.
Помогая подростку испытать свои возможности диалога на простых примерах, мы имеем возможность открывать для него новые горизонты и повышать его веру в саморазвитие.
"Счастье - это когда тебя понимают!" (Конфуций)
Да будут счастливы в общении и психолог, и его клиент!
Автор: Ольга Егорова
Психолог, КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru