О ремонте в СРЗ Светлый.
Начало смотри здесь
Выше вспоминали мнение буфетчицы о ремонте, - так это ее в заводе-то и не было, – она уже в Питер приехала, в апреле.
А я, побывав не на одном ремонте парусных судов («Паллада», «Надежда» - такие ж ведь парусники), в должностях от матроса до старпома (боцман мачты — это моя последняя должность на учебном паруснике), с ужасом смотрел на так называемый «ремонт». После очередной поломки чего-то там, в механическом хозяйстве (водогрейный котел, кажется, прохудился) в марте, я спрашиваю стармеха полушутя: «Когда же это у нас прекратится?» А он мне серьезно: «Вот как уйдем отсюда, так и прекратится»! И точно, в рейсе, за 5 месяцев ни одной серьезной поломки мы не ощутили.
Когда мы опустили бизань-гафель на палубу квартердека, который был загрунтован пятнами и так оставлен, и покрасили его и бизань-гик, третий помощник капитана (3 ПКМ – командир мачты) изрек: «Курсанты с матросами лучше красят, чем эти специалисты в Светлом!» И кому такой ремонт нужен был?
При обивке настила средней рубки летели куски окалины размером с ладонь и толщиной 4 – 5 мм. Я даже подобрал один, отдал главному боцману, чтобы он показал его старпому и «деду». «Последний раз, - вспоминает он, - до металла обдирали в 1994 году, когда меняли спасательные шлюпки на плоты!?»
Бизань-путенс-ванты корродируют изрядно, - чтобы определить степень их ржавления, нужно снять краску с пятнами грунта. А ведь это силовые элементы стоячего такелажа стеньги и, если они прогниют, стень-ванты «уйдут» вверх и стеньги со всем такелажем, реями, парусами… отправится туда-же (точнее на палубу). Когда это может произойти? Ответ могут дать только специалисты (и только не в Светлом!) Подобные, похожие истории не редкость на парусниках («Паллада», «Крузенштерн», «Надежда»). При попытке обсудит состояние этой части стоячего такелажа с главным боцманом, он раздраженно ответил, что для страховки параллельно стальным выбленкам (ступенькам) путенс-вант заведены тросовые?! Или человек не понимает, о чем идет речь, или ждут, когда под чьей-нибудь ногой стальной проржавевший прут лопнет, но… человек не упадет – ведь завели же страховочные веревочки!?
Некоторые тросы стоящего такелажа имеют порывы проволок, которые клетнюются судовыми «специалистами». Особенно это заметно на ватер-бакштагах бушприта и на фордунах (в 2009 году «сложилась» фок-мачта на «Палладе» именно из-за разрыва фор-брам-фордуна).
Переборки рубок подвержены значительной коррозии, особенно в местах примыкания к деревянной палубе. Очень похоже, что в заводе они не обрабатывались, а покрашены по старой ржавчине, что в дальнейшем, в рейсе и матросам с курсантами приходилось переделывать – зачищать, грунтовать и красить.
И это только беглый взгляд на состояние судна по верхней палубе при сравнение его с проведением ремонтов в Дальзаводе, Первомайском судоремонтном заводе г. Владивостока, не говоря уже об уровнях судоремонта в портах Пусан (Ю. Корея) и Сингапура.
Об организации общесудовой службы.
Прибыв на судно, немного освоившись и начиная кое-что не понимать, я, думая, что может быть что-то подзабыл, попросил у старпома «Устав службы на судах ММФ», на что тот, порывшись на полках, послал меня: «Не нахожу! Спроси у капитана, может у него есть»!? После этого я понял, что правды я здесь не найду и даже искать ее не стоит. А ведь про старшего помощника капитана написано в «Уставе», что он подчиняется капитану, является его первым заместителем и ответственным за организацию общесудовой службы на судне. Старший помощник является начальником общесудовой службы и руководит палубной командой и командой быта, работой второго, третьего, четвертого и пятого помощников.
О руководстве работой помощников капитана говорить не будем (об этом лучше спросить у них самих), а вот по организации работы палубной команды можно увидеть следующее:
- за весь пятимесячный рейс палубная команда собиралась старпомом 2 раза: после драки матросов и при обсуждении отпусков;
- ни одного занятия с боцманами и матросами проведено не было (спустить аварийную дежурную шлюпку, перейти на аварийное управление рулем…)
- сменившись с утренней вахты, после завтрака, старпом (на «Палладе» и на «Надежде») обычно обходил верхнюю палубу в сопровождении боцманов, проверял выполнение вчерашних указаний и раздавал новые задания. На вахте бизани (с 08.00 до 12.00) старпома на палубе не видели ни разу (в море)! Может в другое время когда ходил?
Сам по себе наш старпом Котляров Вячеслав Александрович, мужик-то неплохой, и поговорить с ним можно за жисть, но ведь как говорили у нас на Дальневосточном флоте (здесь на Западе я впервые): «хороший человек – это не профессия; водку с ним за столом хорошо потреблять, а здесь работать надо. И никто ведь за тебя твою работу делать не будет. Но как ни странно – делают. Старпом все свои обязанности «разложил» на помощников и стоит себе вахту, и то, если в море. А на стоянках – «занимается делами».
Приходит на память второй старпом «Паллады» Борис Заводовский и курсантский вопль: «Ахтунг, ахтунг! Старпом на палубе!» И как не повезло тому праздному курсанту, который не успел исчезнуть с пути грозного владыки верхней палубы!
По поводу обработки недостающих членов экипажа. А их не хватает на «Мире» всегда. Еще в Светлом, когда уехала в отгулы дневальная, вахтенным матросам вменили в обязанность на ночной вахте мести внутренние палубы и выносить туалетные бумажки из гальюнов! Просто так: «вам же все равно ночью делать нечего!?» А то, что входной трап на это время брошен в «свободное плавание» - это уже не ваше дело. Вот и опять: «Приплыли!»
На «Надежде» в рейсе 1998 г. 14 матросов и боцманов обрабатывали
3-х недостающих матросов – кому 10%, кому 15%, а кому и 25% - кто на сколько обработал. А на «Мире» работаем и за старшего боцмана, и за матросов, и за дневальных – за всех и просто так. Хотя в Трудовом договоре № 4536 от 08.12.2014 в п. 1.3.11 четко прописано: «Дополнительные обязанности и условия их выполнения… оформляются дополнительным соглашением».
Идем из Калининграда в СПб: красим рубки, ватервейсы… с утра до темна – главный боцман говорит: «Ребята, капитан попросил: надо поработать, прийти чистенькими (с завода ж все-таки, с ремонта идем). «Ребята» и пашут! А им даже спасибо не сказали, не говоря уже об авральных, сверхурочных… Пришли в СПб – грузим курсантские матрасы, постельное белье, их штормовую одежду. На погрузку продуктов – десятки тонн – курсантов прислали немного, - работала палубная команда один день до 20 час, другой до 19.10. И никому ничего не было, никого не «наказали».
Как-то после такого отношения, трудовой энтузиазм улетучивается даже у энтузиастов-трудоголиков. Как будто мы все здесь администрации судна должны немало, а нас за это не «ругают». А ведь русская народная мудрость еще и так говорит: «Доброе-то слово и кошке приятно!» Так за кого же здесь держат людей – «членов» экипажа? Спасибо-то, конечно приятно, только ведь за «спасибо» сейчас не те времена пахать.
Вот и думают «некоторые» члены экипажа, которые не первый год на флоте: «А куда же это я попал?» Потому, наверное, и фотографии членов экипажей, которые гордо красуются на главной палубе, из года в год разные. Тех, кто начал флот с «Мира» все здесь устраивает, они пришли сюда в этот заведенный «порядок», потому им и сравнить не с чем и все здесь кажется правильно. А кому что-то не нравится, так ведь никто никого силой не держит. Потому, наверное, и уехали несколько членов экипажа, прямо с рейса, и даже за свой счет, и даже из-за границы – ничего не могло удержать, никакие расходы. А может и не поэтому?
Продолжение смотри через несколько дней
Ваш яхтенный капитан Леонид Сегаль. Благодарю за подписку. Здесь дальше будет много парусных интересных историй.