112 глава. Брачный подвиг Иосифа Обручника.
Библия даёт нам много примеров для подражания. Каким должен быть Бог (Иисус Христос), пророк (Моисей), царь (Давид), воин (Иисус Навин), отец (Авраам), мать (Богородица) и таки далее, но в ней нет указания на то, каким должен быть муж.
Кто настоящий муж? Адам? – Он пытался спрятаться за жену.))) Ной? - Неизвестно каким он был мужем. Авраам? Ну, как по мне, так он был так себе как муж.))) Про, мягко говоря, многожёнцев, типа Давида и Соломона, в этом отношении лучше промолчать, может сойду за умного.
Иисус Христос не был ни мужем, ни отцом. Мне брать с Него пример в этой части решительно невозможно, ибо я и муж, и отец. Что останется от меня, если из моей жизни вычесть меня, как мужа и как отца? Кто останется? Учёный и никакущий «монах» Эдя, никому не нужный «чукчаписатель». И кому этот остаток угоден? Богу? – Не уверен, чтобы не сказать, что уверен в обратном.)))
Евангелие от Матфея сразу, фактически «без предисловий сей же час» знакомит нас с Иосифом, который был обручён с Марией Девой. Подвиг согласия и последующей жизни Иосифа, имя которого переводится на русский как «Бог даст» или «награда от Бога», велик и могуч. Это подвиг главы семьи, мужа жены и отца детей. Он, на мой мужской взгляд, мало чем уступает, если уступает вообще подвигу Богородицы. Они оба, муж и жена, дали своё согласие на предложение Бога, переданное через ангела, причём Мария первая дала согласие, не посоветовавшись с мужем, а он потом благородно, не посрамив свою мужскую честь и царское достоинство потомка царя Давида, согласился с её согласием. Так же поступила и жена Адама, которая в раю первая, не заручившись мужниным мнением (с допотопных времён никогда и никому из истинных женщин это было не интересно), вкусила плод от дерева познания добра и зла, а потом дала мужу, и он, согласившись, всё съел, что ему в тот день Бог послал руками жены, которую Он ему Сам дал))).
Этот поступок и вся жизнь Иосифа после него вызывают уважение, восхищение и его почитание, как образцово-показательного мужа. Мужа, который сначала узнал, что обручённая с ним его будущая жена вынашивает не его ребёнка и ничего ему об этом не сказала… И он принимает решение отпустить её от себя тайно без оглашения этого обстоятельства. Он вправе был поступить с Марией жёстко, но не захотел… А потом он поверил Ангелу, который ему приснился… Много мы, мужики, верим своим снам?! - То то же! Он сам себя убедил, что Ангел ему сказал правду, невероятную в миру, но правду из Священного Писания. Знал ли простой бедный плотник книги Пророка Исаии? Вопрос риторический. А он назвался мужем Марии и отцом Иисуса Сына Божия и Сына Человеческого. Так про него думали соседи, что он муж Марии и отец Иисуса, и только он верил, потому что знал, что Мария – Дева - Богородица. Чья вера сильнее Авраама или Иосифа? Христос молился, хотя Он – Бог. Разговаривал с Отцом и Духом от Него исходящим. То есть сам с собой разговаривал по сути. Молитва – это разговор с собой, с отцом, со своим духом. Во мне внутри тройное я: я – отец, я – сын, я – мой дух. Мы, разговаривая сами с собой, сами себя убеждаем, сами себе доказываем, начинаем понимать то, что сами себе объясняем, сами у себя спрашиваем, сми себе отвечаем, сами у себя просим, и сами себе дозволяем и даём. Так и Иосиф, сам себя убедил, что Ангел правду говорит, надо ему верить… Как всегда, из двух зол надо выбирать меньшее.
Апостол Матфей так излагает эту историю. «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; … Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего Первенца, и он нарек Ему имя: Иисус., (Мф.1:1-2,16,18-25) … Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет, По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.», (Мф.2:13-14,19-21).
Эту историю общения Иосифа с Ангелом во сне мог рассказать только Иосиф. Например, Марии. А Мария уже могла рассказать своему Сыну и его ученикам. Матфей утверждает, что Мария была в положении до сочетания, но Иосифу ничего не сказала. Зачем Богу нужно было поставить Марию в положение, влекущее смерть по Его же закону? Зачем Иосифа он поставил в положение нелегкого выбора, как поступить с Марией, предать смерти, не нарушив закона, или тайно наказать её разводом, то есть лишить средств к существованию и защиты мужа? - Бог верил и в Иосифа, и в Марию.
Матфей ничего не сообщает о том, как так оказалось, что Мария имеет во чреве от Святого Духа. Действительно, что тут такова то? Сплошь и рядом такое происходит, и даже похлеще, и чё?! Про всё писать теперь? Дело то житейское)))
Этот информационный недостаток Матфея устраняет в своём Евагелии Апостол Лука. «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.», (Лк.1:26-38). «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий.», (Лк.3:23-38).
Мария полностью отдала всю себя во власть своего Бога - как Он управит, так и хорошо. Ангел Марии такую картину разрисовал, такого вкусного наобещал: и благодать, и благословение, и её Бог навсегда будет с нею, а уж будущее её сына, который наречётся Сыном Всевышнего, так подано, что чего ж ещё можно желать-то во веки вечные?
Только ли Марию избирал Бог? Он её выбрал после обручения с Иосифом. Иными словами, Бог рассчитывал на Иосифа, что тот Его не подведёт. Что он поверит Ангелу, примет Марию, защитит и сохранит её и её сына, как свою жену и как своего сына воспитает воплощённого Сына Божия… Порэтому я считаю, что Бог выбирал не отдельно Марию, и не отдельно Иосифа, но обручённую и обречённую на благодать и благословение пару Иосифа и Марии.
Бог Отец доверил плотнику Иосифу воспитать из Своего воплощённого Сына самого человечного Человека Иисуса Христа. И он, плотник этот, справился!!! Доверие оправдал. У него получилось хорошо весьма, прямо как у Бога. Бог бы смог лучше?))) Хохма, то есть Премудрость Божия, да и только. Почему я считаю, что именно Иосиф воспитал Иисуса? Марии было примерно 14 лет на Рождество Христово, а Иосифу около 70 лет, и он уже имел к этому моменту опыт воспитания четырёх сыновей и двух дочерей. Так люди говорят. По человеческому рассуждению Иосиф воспитал не только Иисуса, но и Марию. Что из себя представляет девушка 14-ти лет при 70-ти летнем муже? Юное беззаботное создание, которое, конечно, нуждается в воспитании, в научении и в назидании.
Не чудо ли, что старшие братья Иисуса, на глазах которых Он был рождён и вырос с ясельных пелёнок, впоследствии в Нём же признали своего Учителя и Сына Бога живого? Это как? Разве по человеческим понятиям это не чудо? У меня есть младшая сестра и я не знаю, что должно произойти в моей жизни, чтобы я искренне признал в ней своего Учителя?)))
Вопрос: Почему Мария ничего не сказала Иосифу о своей встрече с Ангелом? Общепринятая богословская версия – он бы ей всё равно не поверил. Сну своему поверил, а обручённой с ним будущей своей жене своей – нет. Версия – так себе. Предположить, что это обстоятельство не имеет существенного значения, невозможно. Ответ простой – любил Иосиф Марию потому и поверил Ангелу, а Мария была абсолютно уверена в отношении к себе Иосифа и в своём благословении. Иосиф скорее бы поверил, что не кит проглотил Иону, а Иона проглотил кита, нежели усомнился в добропорядочности Марии. Это показатель того уровня любви и доверия между мужем и женой, когда они оба – одно. На этот уровень нам указывает Бог. Муж и жена так и должны относиться друг к другу. Не верить ничему плохому, и никому, кто про них говорит плохо. Муж, как глава семьи, по любому в ответе за всё, что говорит и делает его жена. Иосиф это доказал всей своей жизнью. Обратное утверждение не имеет Библейского основания.)))
В современном обществе люди в брачных отношениях так привыкли к обманам, изменам, предательству, что отсутствие доверия, ревность, выяснения отношений, ругань и скандалы кажутся естественными и не особенно порочными придатками семейных отношений. Муж и жена не растворяются друг в друге, а каждый сам по себе и сам в себе пытается блюсти свою выгоду постоянно прикидывая сопли к носу у кого хрен толще, кто умнее, кто главнее и правее...
Мы забыли, что брак - это гармония единения двух в одно. Брак - есть пример того, как нужно любить Бога Сущего всем существом своим, любить себя, как Бога, и ближнего своего возлюбить наконец, как самого себя. Высшая степень близости внутри малой троицы (Бог + я + жена) = 1 (Один) человек Божий, полноценный и целомудренный, такой, как его сотворил Господь. Если имеется ныне в мире хоть одна подобная троица, какая описана в Евангелие (Бог + Иосиф + Мария), то мир жив, как Бог жив. В малой троице зачатие от Бога является обязательным элементом только для случая воплощения Сына Божия, которое уже состоялось. Поэтому все остальные малые троицы могут размножаться по Божьему благословению обычным человеческим способом.))) В целом, как мне представляется, придание некоторого ореола порочности Богом созданного для людей способа зачатия и им благословленного не имеет основания. Это досужие домыслы церковников монахов, имеющие каинские основания. Зависть не самое доброе чувство.)))
В Библии нет ни слова о том, что после рождения Иисуса Мария осталась девой? Зачем это придумали люди?! Ради безмерности восхваления?! Уж чудо, так уж чудо! И зачала девой, и родила девой и осталась навеки Девой?! Она вообще принимала хоть какое-то участие в зачатии, в вынашивании, рожала ли, кормила ли??? Зачем умалять её материнский подвиг? Это церковники придумали, не могли остановиться на том, что написано в Евангелиях... Им мало и чудес, и святости, и праведности... Но Иосиф то как-то сумел разглядеть, что Мария в положении? То, что она родила Сына Божия, видимо, маловато будет, надо включать фантазию...))) Хотя, если к океану правды, пытаться добавить хоть каплю лжи, то океан останется правдивым? Бог не даром установил запрет – нельзя прибавлять к Писанию ни буквы, ни черточки, ни самой малой точки, ибо благими намерениями выстлана дорога в ад.
В плоть и в кровь желающего человека должен войти Святой Дух Учения Христа (всё то, и только то, и не меньше того,что Он слышал от Отца Своего) - в этом духовная суть Причастия - Бог Сам запишет заповеди и законы Свои прямо в сердца тех, кому Он Сам захочет записать... «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.», (Иер.31:31-33) … «Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда.»,(Иер.31:36). Вот в этом суть Нового Завета! Тот Христов, кто не может иначе! Хлеб, как плоть, и вино, как кровь, - это образ. Кому Слова Христа Бог вложил внутрь и написал их на сердце, тот и член народа Божиего. На Бога надейся, но сам не плошай. Старайся познать, понять и принять законы Божии так, чтобы они проникли вовнутрь тебя, вложи их в душу свою и запиши их на сердце твоём... Или такое самовольство может быть не одобрено Богом? Не думаю, ибо Христос говорит: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.», (Ин.15:15). А тот, кто не только услышал, но и готов предоставить своему Богу в Его полное распоряжение все свои внутренности без остатка, включая сердце, ум, честь и совесть - может рассчитывать на то, что Бог его признает Своим человеком. И тогда… приоткрываются приятные перспективы … жизни будущего века. Кто мне может помешать надеяться на моего Бога!? Аминь.