Как строится коммунизм
В позднем СССР была популярна фраза: «Я, как и все мои товарищи», — нередко в негативном аспекте. И немало людей стало воспринимать коллективизм как заслон от ответственности. А ведь Ленин и Сталин понимали иное, когда говорили, что партия решает. Они понимали, что каждый думает, люди совместно в дискуссии вырабатывают решение, потом принимают его большинством, потом все следуют этому решению. Но можно и шире сказать: вообще каждый член социалистического общества должен соответственно и действовать. Дух коллективизма должен пронизывать вообще всё коммунистическое общество, где ничего не делается потому, что кто-то как-то единолично решил. Основные вопросы должны решаться коллективно.
А если говорят: «Тебе что, больше всех нужно?» Что ответить на этот вопрос? Ответить можно и так: «Нет, наоборот, мне меньше всех нужно, поэтому я и делаю это трудное дело за вас, и ничего не требую взамен, а если бы мне было нужно больше, то я потребовал бы большой зарплаты за это». Получается, что выражение Ленина, что и кухарку нужно учить управлять государством, это про то, что не должно быть таких кухарок, которые не приобщаются к общему делу. Если человек не принимает участия в общем деле, а дело управления государством — это общее дело, то он слуга. Коммунизм не предполагает каких-то слуг, коммунизм предполагает общество свободных людей, это во-первых; во-вторых, давайте те, кто управляет государством, будут сами себе готовить, тогда они сделают работу кухарки. Поэтому и с другого конца можно решать эту задачу, не надо перекладывать свою долю производительного труда, как говорил Энгельс, на плечи других.
Не только герои строят коммунизм (они участвуют и идут впереди), коммунизм всем миром строится, всем миром поддерживается и развивается.
Пролетарский интернационализм
Пролетарский интернационализм – это принцип солидарности и единства действий рабочего класса всех стран в его борьбе против эксплуатации капитала и за построение социализма и полного коммунизма во всём мире.
Основные положения пролетарского интернационализма:
- Интересы рабочего класса не ограничиваются рамками одной страны – у рабочих всех стран общий классовый враг – капитал.
- Рабочие разных стран должны проявлять солидарность и поддерживать борьбу друг друга против местной буржуазии.
- Конечная цель рабочего движения – построение бесклассового коммунистического общества во всемирном масштабе.
- Для координации борьбы создаются международные пролетарские организации.
- Все партии всех стран обязаны отчитываться о своей работе перед рабочим классом всех стран.
Таким образом, пролетарский интернационализм отражает общность фундаментальных интересов мирового рабочего класса и необходимость его сплочения в борьбе с господством капитала в масштабе всей планеты.
Полный коммунизм
Полный коммунизм – это высшая фаза коммунистической общественно-экономической формации. Её основные черты:
- Общественная собственность на средства производства.
- Утверждение принципа «каждый – по способностям, каждому – по потребностям».
- Высокоразвитые производительные силы, изобилие материальных и духовных благ для всестороннего развития всех членов общества и удовлетворения потребностей людей.
- Всестороннее и гармоничное развитие каждой личности, расцвет творческих сил и способностей человека.
- Труд на благо общества как первая жизненная потребность.
- Полное социальное равенство (мужчин и женщин, работников умственного и физического труда, жителей города и деревни).
- Подлинная свобода и всестороннее развитие всех членов общества.
Таким образом, полный коммунизм наступит, когда будут решены материальные и духовные проблемы общества, и каждый член общества сможет развиваться в подлинно человеческом смысле, и тогда начнётся подлинно человеческая история развития общества.
От первобытнообщинного к полному коммунизму
В заключение, ещё раз проследим движение от первобытнообщинного коммунизма, через три частнособственнические формации (рабовладение, феодализм, капитализм) к полному коммунизму.
Итак, более 100 тысяч лет человечество жило при первобытнообщинном коммунизме. Почему первобытнообщинный? Потому, что человек ещё находился на уровне дикости и быт его был неразвит. Почему коммунизм? Потому, что люди жили родами и племенами (общинами), потому что все средства производства были общими, потому что трудились все, так как иначе было не прокормиться.
Однако тяга к изобретательству у человека неистребима и постепенно, вместе с совершенствованием орудий труда, стали возникать специализации – сначала охота и собирательство, затем животноводство и растениеводство, затем стали появляться профессии – воин, ремесленник, пастух и тому подобные. Со временем это привело к тому, что производительные силы первобытного общества (люди и средства производства) развились так, что один человек стал в состоянии прокормить своим трудом несколько человек. Это привело к тому, что пленённых членов других общин стали не убивать или принимать в общину, а делать из них рабов. Появилась частная собственность на рабов как на средства производства. Это постепенно разложило матриархат, царивший в первобытной общине, и вызвало к жизни патриархальную семью, а также привело к образованию знати – класса рабовладельцев. Рабовладение вступило в свою силу.
Вскоре возникли и первые государства как аппарат насилия класса рабовладельцев над рабами. Однако развитие производительных сил, а именно прогресс техники, никто никогда не мог остановить и труд рабов стал неэффективным, так как сложность средств труда росла, а мотивация рабов оставалась низкой. Раб не был заинтересован в труде, он был вещью и содержать раба было обязанностью рабовладельца. Конечно, рабовладелец мог убить раба, но он не мог заставить его работать лучше, кроме как плетью, но эффективность плети тоже имеет свои ограничения. С другой стороны, те, кого римляне называли варварами – немецкие племена, частично сохранившие в своих обычаях пережитки первобытнообщинного строя и разорившие Рим, не только переняли у римлян традиции рабовладения, но и внесли в них свои изменения. Так родилось крепостничество, когда бывший раб уже имеет свой небольшой надел земли и, жизнь которого стала несколько легче, но который, в обмен на право обработки земли, принадлежавшей феодалу, и сбора урожая должен платить оброк и работать на феодала. Произошло становление феодализма.
Время шло и отдельные ремесленники (вместе со своим инструментом), объединяясь в артели, а потом и в мануфактуры и, производя продукты на продажу, а не только для личных нужд того или иного феодала, подрывали устои феодального строя. Однако окончательный разгром феодализму нанесла фабрика, то есть крупное машинное производство, на котором уже трудились не отдельные мастера, а пролетарии, не обладающие своими средствами производства. Это создало рынок, рынок развил торговлю, торговля — банки. Капитализм стал всеобщим, товарное хозяйство стало господствующим в мире.
Однако и капитализм уже беременен социализмом – по мере развития капитализма развивается крупная машинная индустрия, конкуренция ведёт к образованию монополий, монополии требуют развития плановости и производства на заказ. Труд становится всё более общественным, а присвоение основного количества произведённого продукта остаётся частным. Противоречие между общественным характером труда и частным характером присвоения результатов труда обостряется до такой силы, что наступает революционная ситуация: верхи не могут управлять по-старому, а низы не хотят жить по-старому. Наступает революция и происходит переход к социализму. Происходит возврат к общественной собственности на средства производства, но на новом уровне развития средств производства, позволяющем обеспечить жизнь и полноценное развитие всех и каждого. По мере изживания старых традиций и обычаев социализм перерастает в полный коммунизм.
Диалектика общественного развития
Диалектически развитие общества от первобытного состояния до полного коммунизма, можно сформулировать как действие закона отрицания отрицания – первобытнообщинный коммунизм, введением частной собственности вместо общественной, последовательно отрицается тремя частнособственническими формациями (рабовладение, феодализм, коммунизм), которые, в свою очередь, отрицаются социализмом (коммунизмом в низшей фазе), возвратом общественной собственности на средства производства и дальнейшим развитием его в полный коммунизм.
Общество развивается через противоречия, через их единство, противоположность и борьбу. Основным противоречием общественного развития при переходе от первобытного коммунизма к частнособственническим формациям (и затем далее в полный коммунизм), является частнособственническое противоречие между общественным характером труда и частным характером присвоения результатов труда. Это противоречие наиболее ярко проявляется в противоположности между общественной и частной собственностью на средства производства – собственность зарождается как общественная (при первобытном общинном коммунизме), потом уступает место частной (во время трёх частнособственнических формаций) и, наконец, возвращается обществу при коммунизме.
И, наконец, закон перехода количества в качество хорошо прослеживается в росте и обострении противоречий. Например, при капитализме, обострение противоречий выражается в усилении неравенства – между городом и деревней, между мужчиной и женщиной, между людьми умственного и физического труда, между ростом специализированности труда и деградацией общего развития людей и тому подобное. Обострение противоречий побуждает к обострению классовой борьбы, к росту сознательности рабочего класса, к социалистической революции, в результате которой общество переходит от капитализма (частнособственническая формация) к коммунизму (общественно собственническая формация).
Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить на нашем сайте. Скачать бесплатные версии наших книг можно по ссылке. В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.
Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».
Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут
Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"
Учебное пособие "Научный социализм"
Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"
Книга "Краткая история будущего"
Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"
Пройти опрос группы "Свободное время"
Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут: