Найти тему
Биореактор

Освобождение посредством слушания при воздвижении на посмертный пост

Человек смертен. Причём смертен внезапно, и часто, вопреки всем усилиям врачей. Но, как ни странно, с прекращением земного пути, человек не перестаёт быть субъектом (или уже объектом) медицинской науки. Вопросами смерти и умирания занимается отдельная, довольно большая, область медицины под названием танатология (от греческого имени бога смерти Танатоса). Сейчас эту дисциплину принято разделять на общую танатологию – которая изучает вопросы статики и динамики смерти, танатоэтиологию – изучающую причины этого явления, танатопатогенез – сам механизм смерти, танатоморфологию – изучающую морфологические изменения, происходящие в организме в агональном и постлетальном периодах, и даже танатотерапию – исследующую вопросы помощи умирающим и приёмы диагностики смерти, и танатопрофилактику – способы предотвращения этого грустного события.

Но не всегда и не везде человечество подходило к этому вопросу с таким сухим рацио. Как известно из работ классиков культурологии, есть два способа бороться со смертью – Аполлонический – при котором смерть как явление просто вытесняется из мира людей и рассматривается как нечто враждебное, с чем нужно постоянно бороться, и Дионисийский или селенический – при котором человек старается приручить этого «зверя». На планете Земля есть одна культура, которая достигла в этом вопросе потрясающих успехов. Это буддизм. В практике одного из направлений этого философско-религиозного учения есть т.н. «медитация на трупе» или маранасати во время которой человек максимально подробно визуализирует процесс разложения человеческого тела. Считается, что эта практика способствует чувству духовной безотлагательности и отречения. В этой заметке мы попробуем в экспресс-режиме пройти эту медитацию, попытавшись проникнуть в биологическую суть явления.

Итак, всё начинается с момента биологической смерти – т.е. необратимого прекращения жизнедеятельности организма в результате нарушения метаболических процессов на клеточном и субклеточном уровнях. На самом деле, совершенно не важно в результате чего произошли эти нарушения – следствие будет всегда одним и тем же.

Первый вопрос, с которым сталкиваются специалисты – это вопрос диагностики смерти. После того как произошла смерть мозга (для установления этого факта используются сложные нейрофизиологические методики), тело человека вступает в период ранних трупных изменений. Справедливости ради, надо отметить, что смерть мозга в качестве критерия выбрана, скорее, по философским причинам, нежели по физиологическим – поскольку именно мозг мы считаем материальным носителем человеческой личности, соответственно с его гибелью личность покидает тело. Меж тем, угасание жизни в разных тканях и органах происходит с разной скоростью, и может продолжаться несколько часов после зарегистрированной смерти коры. Всё это время ткани сохраняют способность реагировать на различные внешние раздражители (химические, механические и электрические). Эта способность получила название суправитальных реакций. Определение таких реакций является важным способом установления давности смерти и широко используется в судебной медицине.

Однако рано или поздно на самом теле появляются признаки того, что жизнь покинула его. Принципиально существует две группы признаков – ориентирующие (неподвижность, бледность кожных покровов и слизистых, отсутствие дыхание и пульса, отсутствие реакции на болевые, термические и обонятельные раздражители, арефлексия) и достоверные признаки – снижение температуры тела, высыхание слизистых и белковой оболочки глаз, изменение формы зрачка на щелевидную – «кошачий глаз» или симптом Белоглазова, трупные пятна и окоченение.

Самым ранним достоверным признаком является охлаждение. В теле прекращаются окислительно-восстановительные процессы, т.е. химические реакции, сопровождающиеся выделением тепла, что и приводит к охлаждению тканей. Чем больше разница между температурой окружающей среды и температурой тела, тем быстрее происходит охлаждение. Но тут всё не так просто. Во-первых, скорость охлаждения зависит от самого тела. Так крупные тела (с большим отношением массы к поверхности тела) и люди с развитой подкожно-жировой клетчаткой остывают медленнее. Во-вторых – скорость охлаждения зависит от влажности и скорости движения воздуха. И в-третьих – на скорость остывания влияет причина смерти. Так, если причиной гибели стал столбняк, сепсис, сыпной тиф или отравление стрихнином, то в первые часы тело может не только не остыть, но даже нагреться (в редких случаях, особенно при отравлении стрихнином – температура может достигать 40*С).

Но в среднем считается, что скорость остывания при нормальных условиях (16 – 18*С) составляет, примерно, 1 градус/час. Так будет продолжаться пока температура тела не стане на 0,5 – 1,5*С ниже, чем температура окружающей среды. Этот «феномен» объясняется испарением влаги с поверхности кожи.

Остывание имеет некоторую закономерность. Прежде всего оно проявляется на открытых частях тела – уже через 1 – 2 часа остывают стопы, кисти и лицо, через 8 – 12 часов – кожа живота. Дольше всего тепло сохраняется в подмышечных областях и подложечной области.

Следующим значимым признаком становится появление трупных пятен. По своей сути – трупное пятно, это всего-навсего результат стекания крови в нижележащие отделы тела под действием гравитации. Тем не менее, в своём развитии они проходят три этапа.

Первыми, уже через 1 – 2 часа после остановки сердца появляются т.н. гипостазы. Это ярко-красные пятна, расположенные в нижележащих отделах тела. Если на такое пятно надавить – оно на некоторое время исчезнет. Однако, там, где к телу плотно прилегала одежда – такие пятна не появляются. Если в этот период перевернуть тело, то кровь снова стечёт, и исчезнув с одних местах – эти пятна появятся в новых.

Через 14 – 16 часов, жидкая часть крови – плазма – просочится через стенку сосуда к окружающие ткани. Оставшаяся в кровеносном русле кровь станет гуще, и сильно снизит свою текучесть. Этот период называется стазом. При перемещении тела в этом периоде – новые пятна всё еще образуются, но старые уже не исчезают. В свою очередь, если с силой надавить на пятно на этой стадии, то оно исчезнет и восстановится через несколько десятков минут.

К 1 – 2 суткам, форменные элементы крови (в первую очередь эритроциты) начнут разрушаться – произойдёт гемолиз. Это знаменует переход на третью стадию развития трупных пятен – имбибицию. Высвободившийся из клеток гемоглобин начнёт пропитывать окружающие ткани. Пятна на этой стадии не исчезают и не бледнеют от надавливания.

Другим важным критерием является появление трупного окоченения. Первые признаки этого явления появляются уже через 1 – 2 часа после наступления биологической смерти. Однако, тут, как и с остыванием тела, много зависит от строения тела, внешней среды и причин смерти. В холодной и сырой среде – окоченение наступает позднее и держится дольше, а в сухой и тёплой – наоборот. У людей с выраженным развитием мышц, окоченение наступает быстрее и более выражено, чем у тех, кто умер от истощения или сепсиса.

В основе появления трупного окоченения лежит нарушение синтеза АТФ в мышечных клетках и выход кальция из саркоплазматического ретикулюма в цитоплазму клетки. Попавший на внутриклеточные волокна актина и миозина кальций, снимает с них блок тропонина и тропомиозина – белков, препятствующих мышечному сокращению. Происходит сокращение мышечного волокна, а поскольку для обратного процесса необходим синтез АТФ – то расслабления мышцы не происходит. И она остаётся в сокращённом состоянии. К концу первых суток после смерти весь запас АТФ в мышцах заканчивается – происходит необратимый процесс – образование геля F-актомиозина, постепенно, под действием собственных ферментов, этот гель начинает разрушаться, что приводит к постепенному разрешению трупного окоченения, которое полностью исчезает к 3 – 4 суткам после смерти.

Одним из наиболее ненадёжных признаков является высыхание. Проявление этого признака, во многом, зависит от влажности и температуры среды, в которой находилось тело. Поэтому он может проявляться как первым из всех, так и не проявляться вовсе. Кроме того, наиболее заметным он становится только в области слизистых поверхностей. Тем не менее, на белковой оболочке глаз, можно заметить очаги помутнения треугольной формы. Основанием такого треугольника служит радужная оболочка, а вершиной – углы глаза. Такие очаги получили имя пятен Лярше, и служат довольно надёжным признаком наступления смерти.

-2

Последним из ранних изменений тела, является т.н. аутолиз – или самопереваривание тела. Потерявшие контроль ферменты поджелудочной железы и желёз желудка, начинают переваривать собственные ткани. В первую очередь это касается стенок органов пищеварительного тракта. Уже через несколько суток после смерти эти органы могут оказаться разрушенными, а их содержимое попадёт в брюшную полость вместе с теми микроорганизмами, которые населяли их просвет.

На этом мы заканчиваем первую часть медитации, во второй мы познакомимся с поздними трупными явлениями и понаблюдаем как вышедший из праха в прах обращается.

Список использованной литературы:

1. Абрикосов А.И. Основы общей патологической анатомии – М – Л.: Медгиз, 1939

2. Кумар, В. Основы патологии заболеваний по Роббинсону и Котрану / Кумар В., Аббас А.К., Фаусто Н., Астер. Дж. К.; пер. с англ.; под ред. Е.А. Коган, Р.А. Серова, Е.А. Дубовой, К.А. Павлова. В 3 т. Том 1: главы 1 – 19. – М.: Логосфера, 2016

3. Пальцев М.А., Аничков Н.М. Паталогическая анатомия. Учебник. В 2-х т. Т. 1. – М.: Медицина, 2001

4. Пиголкин Ю.И., Попов В.Л. Судебная медицина: Учебник. – М.: Медицина, 2003

5. Судебная медицина: Учебник/Под ред. В.Н. Крюкова. – Изд. 5-е, перраб и доп. – М.: ОАО «Издательство «Медицина»», 2006

6. Струков, А.И. Патологическая анатомия : учебник / А.И. Струков, В.В. Серов ; под ред. В.С. Паукова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019

Фотографии из открытых источников.

Автор: Артемий Липилин