Задачи:
- Закрепить артикуляцию звука «ж», познакомить с буквой «ж».
- Учить выделять из потока речи слова со звуком «ж», определять позицию звука «ж» в словах; произносить звук «ж» в словах, фразах, в связных текстах (пересказ текста «Случай в лесу» с помощью мнемодорожки).
- Развивать у детей фонематический слух, связную речь, мышление, внимание, память, моторику; расслаблять мышцы лица, укреплять мышцы рук, улучшать кровообращение с помощью элементов самомассажа.
- Воспитывать интерес к чистой речи, умение контролировать своё звукопроизношение и исправлять его при необходимости.
- Демонстрационный материал: наборное полотно с картинками со звуком «ж»; схемы-домики для определения количества слогов в слове; мнемодорожка к тексту «Случай в лесу»; буква «ж»; мячик; игрушка «Ёжик»; запись звуков леса.
Раздаточный материал: звуковые часы; картинки со звуком «ж»; схемы для определения позиции звука в слове; дощечки, смазанные пластилином; фасоль.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог говорит детям, что первым присядет тот, кто назовёт, какие есть звуки (гласные и согласные); какие бывают гласные (ударные и безударные), согласные (мягкие и твёрдые) и т.д.
2. Основная часть.
а) Игра «Узнай по беззвучной артикуляции».
Рассказать детям, что по дороге в детский сад педагогу встретился маленький ёжик. Он сказал, что очень радуется скорому приходу весны и ему хочется петь. Но он не может, потому что только пыхтит: пых-пых-пых. И он просит детей помочь ему спеть. Он будет только открывать рот, а вы должны произнести тот звук, который загадал ёжик.
Педагог показывает артикуляцию гласных звуков, а дети отгадывают, какие звуки «пропел ёжик» (а, о, у, ы, и, э).
— Какие звуки пропел ёжик? (Гласные.)
— Как мы их произносим? (Голосом, протяжно, можем петь.)
— Какие звуки мы не можем петь? (Согласные.)
— Как мы их произносим? (Отрывисто.)
— Какие бывают согласные? (Твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.)
б) Игра «Послушай-отгадай».
Уточнить, какое время года наступит после зимы, что происходит в природе.
Сказать детям, что ёжик предлагает вместе с ним отправиться в лес и послушать голоса таинственных живых существ, маленьких и больших, тихих и громких. Послушать и отгадать, кто издаёт такие звуки (пчёлы, жуки).
Предложить детям пожужжать, как жуки. Уточнить, в каком положении находятся губы, язык при произнесении звука «ж», куда направляется воздушная струя.
— Какой это звук? (Звонкий согласный.)
в) Игра «Жужжалка».
Произносить слова. Дети должны зажужжать, когда услышат слова со звуком «ж».
г) Игра «Звуковые часы».
Дети на звуковых часах с помощью стрелочки находят слова, в которых есть звук «ж». Правильность выбора подтверждают картинки, лежащие в конвертах.
д) Игра «Найди звук».
Дети определяют позицию звука в слове.
е) Игра «Чей домик?».
Предложить детям посчитать количество слогов в словах и найти для каждой картинки свой домик, в зависимости от количества слогов (один слог — домик с одной комнаткой, два слога — с двумя…).
ж) Динамическая пауза с элементами самомассажа.
Жу-жу-жу — над цветочком я кружу.
(Дети выполняют поглаживающие движения пальцами от середины лба к вискам.)
Жу-жу-жу — на цветочке я сижу.
(Дети выполняют поглаживающие движения вдоль крыльной части носовой мышцы.)
Жу-жу-жу — по цветочку я хожу.
(Дети выполняют поглаживающие движения щёк от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.)
Жу-жу-жу — и с цветочками дружу.
(Дети потирают ладошки и кружатся вокруг себя.)
з) Игра «Кому это нужно?»
Предложить детям назвать картинку в левом столбике и отыскать в правом подходящую к ней по смыслу, произнося фразы:
— Лыжи нужны лыжнику.
— Краски нужны художнику.
— Рыба нужна моржу и т.д.
и) Игра «Расскажи и поиграй».
Дети пересказывают текст с помощью мнемодорожки «Случай в лесу».
Рассказывают по цепочке в кругу с помощью мяча. Тот, кому бросят мяч, произносит по одному предложению в нужной последовательности по содержанию рассказа.
к) Знакомство с буквой «ж».
Рассмотреть букву и написать в воздухе.
л) Игра-соревнование «Кто быстрее выложит букву?».
Дети выкладывают букву «ж» из фасоли на дощечках, смазанных пластилином.
3. Итог занятия.