С теракта в "Крокус Сити Холле" прошло время, а последствия трагедии продолжаем видеть ежедневно: списки пострадавших уточняются, приходят новости о расследовании, видим усиленные меры безопасности… Да и новости вообще полны боли.
На фоне происходящего люди скорбят, злятся, горюют. Хочу сказать об обстоятельствах, когда мы отличаемся от большинства в своем переживании трагических событий.
Нередко психологам говорят:
- «Не чувствую того горя и не настолько переживаю по сравнению с окружающими";
- «Как под анестезией и больше думаю не о других, а о себе, что лично я мог пострадать»;
- «Испытываю облегчение, что погибли не мои близкие»;
- «Должен скорбеть, а радуюсь вкусной еде, сексу, работе, общению»;
- «Чувствую беспомощность и беззащитность, поэтому избегаю тему";
- «Непонятно отчего накатывает тоска, тревога, слезы, ощущение бессмысленности всех усилий и жизни вообще, раз она вот так может оборваться»;
- «Я истощен, и, как будто, оправдываю чужой трагедией свое нежелание что либо делать»;
- "Пострадали чужие и далекие мне люди, а я переживаю как за самых близких, это я, что, юродствую?"
И делают вывод: «Раз так, я плохой человек и мне стыдно, я виноват в том, что чувствую не так и веду себя неправильно».
А где самообвинение, там и самонаказание - неосознанно изматывают себя напряжённым графиком, залипают в новостях до поздней ночи, запрещают себе удовольствия, терпят финансовые потери и т.д.
Так что это? Проявление равнодушия?
Нет, это признаки вторичной травмы или "травмы свидетеля", когда мы узнали о произошедших с другими ужасных событиях через репортажи, новости, рассказы очевидцев, и, благодаря работе наших зеркальных нейронов, испытали переживания чужих нам людей, почувствовали их эмоции как свои собственные. На такое способны как раз эмпатичные и неравнодушные люди.
Есть еще момент: увиденное чужое горе может стать триггером наших прошлых травм, о которых мы забыли, посчитав прожитыми. А, как оказалось, нет: увиденное чужое потрясение вызывало наши собственные истории к жизни, и у нас снова заболело…
Что делать?
Помнить, что так или иначе мы все вовлечены в проживание трагедии, но реагируем по-разному на основании своего собственного опыта. Иногда самые рефлексирующие из нас начинают подозревать себя в какой-то неправильности, раз их так затронуло горе чужого им человека.
Перестать обесценивать свои чувства, признать происходящее своим опытом и начать возвращать себе контроль и, как говорят специалисты, «авторство жизни».
О конкретных методах в следующем посте. Постараюсь не затягивать с ним.
Автор: Вотрина-Лопатина Елена Михайловна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru