Найти тему
КОРНЕЙ ПРУТКОВ

Прочитанное за март + эссе о метамодерне

Оглавление

В марте прочитал 4 книги. Из них 3 (художественные романы) - в аудиоформате, 1 (исторический нон-фикшн) - в бумаге.

1. Гюнтер Грасс "Жестяной барабан" (1959)

Это чтение из серии: всю жизнь хотел прочитать, но не было в аудио всё откладывал. Классика, все наверное читали. Переиздали только сейчас, после многих лет.

Экспериментальный модернистский роман соединяет в себе несколько жанров: мемуары, биографию, историю, философско-плутовской роман. Написан в разных стилях, чуть ли не впервые автор использовал приём "техника ненадежного биполярного рассказчика"...

"Жестяной барабан" - это воспоминания душевнобольного (или душевноздорового?) Оскара, который в 3 года отказался расти и говорить в знак протеста, и так и прожил долгую счастливую всю жизнь ростом 1м 21см. Коммуницировал с миром с помощью барабана. На все вызовы жизни - епашь лупи по барабану и ори как резанный! Вот кредо Оскара Мацерата. Он лупил и орал. Надо отметить, что жил он в 30-50е годы 20 века в Данциге (Гданьске), поэтому в его мемуарах отразилась эпоха Второй Мировой войны, показаны даже реальные исторические моменты глазами недоразвитого олигофрена, например, штурм фашистами здания Почты в Данциге 1 сентября 1939 года.

Такой длинный сложносочиненный роман со множеством придаточных предложений историй разного масштаба бурлескности.

Моментами вовлекаешься вовсю, но, в целом, меня чтение скорее напрягало, чем увлекало. И дело тут, думаю, не в Гюнтере Грассе. Он, совершенно справедливо, написал гениальный роман.

Эссе о восприятии модернизма человеком мета-модерна

Всё чаще ловлю себя на мысли, что ритм времени изменился. Жизнь изменилась. Герои и писатели неспешного XX века не попадают в ритм (темп?) сегодняшнего дня. Это ощущение возникает у меня снова и снова, когда обращаюсь к "недочитанным" в своё время Т. Манну, А. Дёблину, М. Фришу, В. Вульф, Ивлину Во, А. Мëрдок...

То стабильное зависание второй половины 20 века, с медленным прогрессом, с уникальностью вещей, без кризиса перепроизводства, без экзистенциальных симулякров, смартфонов и интернета сейчас вызывает чувство несоответствия. Подробные переживания, страдания, описания героев модернистских романов воспринимаются мной сейчас отстранённо, и мне не удается проассоциировать себя с ними, это чужая прошлая жизнь. Когда читал 20-25 лет назад этих же писателей, такого растождествления ещё не было.

С Гюнтером Грассом вот те же ощущения - что-то подробно-медленное, не сегодняшнее, со скучными мелкими подробностями ушедшего в небытие мира.

Но в 20 веке - Гюнтер Грасс - мощнейшее, новаторское, современное, актуальное.

К сожалению, готов констатировать, человек модерна (и премодерна) чем дальше, тем меньше интересен человеку сегодняшнему (века постмодерна или как его сейчас назвать, постпост-, мета-модерна). Фокус зрения сместился (или упразднился🙂), оптика другая, ритм жизни ускорился. Вместо Антониони сейчас тик-ток))

Поэтому "Жестяной барабан", "Волшебная гора", "Человек без свойств" и тд - гениальные романы, но про вчера. Про отражение вчерашних жизни, времени, мира.

Темы художественных произведений могут быть по-шекспировски вневременными: любовь, смерть, насилие, грех, семья и тп. Однако восприятие их человеком может существенно меняться, особенно в стремительном развитии сегодняшнего пост-мира. Рассуждения о морали и грехе героев знаменитого романа Айрис Мёрдок "Колокол" (1958) из сегодня кажутся излишне вычурными и чересчур надуманными.

При этом хочется отметить, что если сегодняшний писатель пишет о прошлом, он нами сейчас будет восприниматься более органично, нежели писатель-современник того прошлого. Яркий и понятный пример Алексей Иванов с великолепным историческим романом-пеплумом "Тобол". Если упрощенно, то "Тобол"(2018) нам понятнее, чем "Петр Первый" (1934) Алексея Толстого.

Скорость времени (прогресса, смены мироощущения) в XXI веке столь стремительна, что жизнь сегодня весьма существенно отличается от жизни еще каких-то 20-30 лет назад. Если переход из премодерна в модерн осуществлялся медленно и певуче и плавно, то выход из модерна в постмодерн (в широком смысле, как бытийную парадигму) произошел быстро и резко. Условно: Гомер(плуг) -------Толстой (пушки, ружья)-----Томас Манн (тракторы, комбайны) ---Томас Пинчон(атомная бомба) -метамодерн (интернет, смартфоны, соцсети, стендап; в литературе Алексей Сальников "Петровы в гриппе", например)

В этом всем моем размышлении я прихожу к мысли, что к модерну я условно могу отнести всех писателей 20 века (до 1990-х, пожалуй). Человек 20 века - век модерна - модернистское мышление. Писатели (даже постмодернисты!) в широком смысле для меня тоже трансляторы модернисткого бытия.

Любопытно со всем вышесказанным, какие литературные произведения относит к метамодерну, скажем, Андрей Аствацатуров:) Пишите в комментариях.

Я бы ввёл более понятный мне термин мета-постмодерн. То, что после (мета-) постмодерна. Для понимания развития/движения культуры. Однако в широком смысле после Постмодерна как эпохи ничего не может быть. Всё уже открыто, всë уже названо, все смыслы классифицированы. Постмодерн - это игра этим всем, ризома, переплетенный мицелий из бесконечных вариаций всего и вся. Мета-постмодерн часть постмодерна, обозначающая лишь сегодняшний его период.

2. Виктор Ремизов "Вечная мерзлота" (2021)

-2

Вот современный роман о сталинских временах (1949-1953). Мощнейшая трансляция экзистенции того кромешного ада, в котором люди пытаются остаться людьми вопреки нескончаемому кошмару, в котором они оказались. Читать жутко, тяжело, страшно. Этакий литературный аналог Михалковского "Утомлённые солнцем" с ракурсом камеры на гулаговское выживание комдива Котова... 850 страниц о стройке Сталинской магистрали на Енисее. Книга основана на исторических документах, все герои хоть и вымышленные, но имеющие реальных прототипов.

Роман удостоен премии "Большая книга" в 2021 году. Пол Линч с "Песнью пророка" отдыхает.

-3

3. Айрис Мёрдок "Колокол"(1958)

-4

В целом, могу отнести всë написанное выше о " Жестяном барабане" и к этому роману Айрис Мёрдок. Если бы прочитал его в 1990х-2000х, то да, совершенно точно испытал бы восторг от прочтения. Долой ханжескую мораль, да здравствует любовь и свобода! :) К слову, так тогда и читал "Чёрный принц", "Сон Бруно", "Алое и зелёное". Тогда очень понравилось, воспринималось как авангардная литература для неформальной тусовки (панки, хиппи, концептуалисты). Хотел почувствовать тот же вкус и сейчас. Но нет. Это запрыгивание в someone else's train (была такая классная песня у The Cure).

Год назад тоже в рамках дочитывания недочитанного прочитал роман Мёрдок "Генри и Катон". Те же невзрачные впечатления. Поезд ушёл. Вот, думаю, и Антония Байетт туда же. "Квартет Фредерики"(1978, 1985...) у меня не идёт:) Но вот её "Обладать" (1990) офигенен.

4. Р. Г. Скрынников "Сибирская экспедиция Ермака" (1986)

-5

Взял, помню, на буккроссинге. Как появляются такие-то книги в твоей жизни? Вот, например, так. Хренакс - и та самая, которая сейчас интересна и о существовании которой ты и не подозревал - вдруг у тебя в рюкзаке (со значком Антонена Арто).

Великолепно основательно и убедительно расписана вся ситуация с "Сибирским взятием" Ермака.

Если коротко. Это была народная колонизация Сибири. Ни царь (сначала Иван Грозный, потом Фёдор), ни купцы Строгановы, ни Церковь (есть и такая версия) не посылали Ермака Тимофеевича присоединять Сибирь. Царь вообще не жаловал вольное казачество, никак не мог уложить его в свою государственность. "Мы убили в себе государство", - пел потомственный сибирский казак Егор Летов:)

-6

Строгановы могли призвать казаков для охраны своих солеварен на Урале от набегов Сибирского хана Кучума. Однако посылать не посылали. Даже снаряжение в поход, возможно, Ермак взял у них под давлением.

Ермак сам выбрал момент похода, когда Кучум отправил своё войско грабить Парму, тем самым оставив без большой защиты свой сибирский городок Кашлык (Искер).

Туда тогда и направился Ермак Тимофеевич. Хороший, видно, мужик был, смекалистый)

Очень познавательная книжка советского историка.

Знаете как возникло имя Ермак? Потому что это сокращение от Ермолай.

Если понравилось, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал!

Лейтмотив марта: Пикник "У шамана три руки"

О премодерне, модерне, постмодерне: