Часть 3. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ В РИЗОМЕ
"В основе курса «Постфилософии» лежит деление всей истории человеческой мысли на три фундаментальные эпохи— традиционное общество (премодерн), общество Нового времени (модерн) и постиндустриальное общество (постмодерн). Я называю их «парадигмами»".
Хоб так, и Дугин, словно ловкий бариста ножом сантоку разрезает историю человеческого мышлениѭ на 3 куска:
премодерн - Бог в центре,
модерн - человек в центре (переживание отсутствия Бога),
постмодерн - ни Бога, ни человека (имитация, симулякры, ризома, сны без человека).
Понятно, что ретранслирует, но какъ! Попробуйте самостоятельно соединить в ясную картину учениѭ-воззрениѭ упомянутых в предыдущей части постпанков философской мысли (Ж. Делёза, М. Фуко, Ж. Дерриды, М. Хайдеггера и других). Чтобы это сделать, необходимо их для начала прочитать. Читать их надо вязко и трудно, зачастую в неудачных/ невозможных переводах. Буквально ломясь сквозь словесно-понятийный бурелом с тупым мачете. Тем более сейчас, в век кризиса мысли.
Никто не читает, всё и так нормали.
Вот тут-то Дугин из ларца и выпрыгивает: вы хотите знать, что с нами происходит, - вуаля! Я все прочитал в оригинале, некоторых ещё не переведённых в СССР/России мыслителей перевёл сам.
И всё встаёт на свои места. Тебе становится легче.
Ты вдруг встречаешь свои мысли, переживания, сожаления, догадки, представления, робкие предположения - чётко оформленными и предельно серьёзно объясненными. Это круто.
Это введение в понимание сегодняшнего дня. Прорисовка диагноза. Введение в актуальную терминологию.
А самое главное - это интеллектуальное миссионерство! Это призыв к людям - мыслить, осмыслять происходящее вокруг, и, следовательно, существовать!
Особенно молодому цинично-гаджетному поколению. Что для тебя святое, чувак?! Му-хрю?!
Да, вокруг "пустота, суета да маета", но, осознавая, разъясняя это, ты остаешься живым человеком. Как сироты Бодлеры, как Маленький Принц в ризоме, среди мельтешения тв-каналов и полного гносеосимуляционного потока. Вперёд, бодхисаттва!
Кстати о терминологии. Выпрыгивая из ларца, Дугин распахивает и свой двубортный пиджак. И чего там только нет: богатейший терминологический инструментарий. То, что тебе необходимо для точного называния/обозначения твоих мыслей и чувств. Снова ретрансляция, но блинъ. (Кто сейчас не ретранслятор, пусть первым кинет в меня дизлайком). Собирающий на себя все шишки и тумаки (и гневные эмоджи) А. Г. Дугин, между прочим, даёт развернутые определения ключевым понятиям постфилософии. Например, "симулякр" и "ризома". Без, на мой взгляд, излишней делёзовской воды.
Симулякр - это проекция проекции, без обозначаемого предмета, фикция, виртуальное облако. Копия, не имеющая оригинала в реальности.
Ризома (лат. корневище) - это способ описания модели общества постмодерна. Принцип мышления общества постмодерна. Вместо четкой иерахичности толкования бытия (семя, росток, стебель, дерево), приходит линейно-хаотичное распространение (расползание-переплетение корней, то вверх, то вбок, то толстый, то корявый и тп). Ризома, по сути, это некая калейдоскопическая пелена, окутывающая сознание человека эпохи постмодерна. То есть, мышление постчеловека не различает добро/зло, верх/низ, совесть, грех, стыд и так далее. Все перемешано как в телевизоре. Это и есть ризома.
Два этих понятия круто поясняют сегодняшний день.
"...в философском смысле парадигма постмодерна уже несколько десятилетий является в Европе и США мейнстримом интеллектуального направления. Постмодерн принят безоговорочно, без уточнения отношения к нему... Постмодерн — это общераспространенное состояние современного западного человека, желающего иметь мало-мальски стройную картину мира.
Еще Шекспир, гениально заглядывая в постмодерн, в «Макбете» говорил, что «мир — это история, рассказанная идиотом». Гносеологические парадигмы, которые здесь описаны, не являются произволом какой-то группы сбрендивших философов...
Конечно, не все разделяют самые радикальные тезисы Делеза, Гваттари, Лиотара или Бодрийяра. Многие констатируют, что постмодерн заключает в себе опасность и угрозу, если не сказать больше. Консерваторы всех типов отшатываются от постмодерна, как от «чумы». Некоторые философы пытаются «перезапустить программу модерна», чтобы избежать тех странноватых и подчас ужасающих сценариев, которые несут в себе постгносеология, дивидуум, ризома или виртуальность."
В целом, для меня "Постфилософия" явилась очень познавательной и знаковой книгой. Благдарѣн юному коллеге Владимиру за её рекомендацiю.
Предыдущие части моего отзыва на книгу А. Дугина "Постфилософия":
Читайте также:
БОЛЬ И ЖАЖДА ЖИЗНИ ВАН ГОГА
В наш век дезинтеграции лайки и репосты становятся экзистенциальными жестами неравнодушия. Не стесняйтесь, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ
Буду признателен за донаты на новые книжки:
СПАСИБО!