Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:
Ссылка на профиль Кинопоиска - https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/
Рейтинг:
- Кинопоиск - 7,6
- IMDb - 7,6
Жанр: боевик, триллер
Первый самостоятельный проект Стивена Спилберга, который готовился к выходу на ТВ, а вовсе не в виде блокбастера в кинотеатре. «Дуэль» позволяет оценить манеру съёмки 70-х, произвести впечатление надвигающимся саспенсом и раскрутить «роуд-муви» в откровенный, динамичный «сталкинг». Это один из тех дорожных фильмов, который пугает не персонажами, а автомобилями.
В центре сюжета водитель «Плимута» Деннис Уивер, собирающийся отправиться по пустынным дорогам США заключить выгодную сделку, и к вечеру вернуться домой. Спилберг не зацикливается на экспозиции, не уделяет внимания истории персонажа, а просто сажает его за «баранку» и отправляет в путь. Сразу на ум приходят многие фильмы про погони и страшные автомобили («Кристина» Карпентера, «Автомобиль» Сильверстайна, ужасное «Максимальное ускорение» Стивена Кинга... да, писатель снял собственный рассказ), когда спокойная езда под звуки радио прерывается появление грузовика – 40-тонный бензовоз «Петербилт».
Лёгкая езда и обгоны ничего не предвещают, пока грузовик не воспринимает главного героя – врагом на дороге. Заслуга режиссёра в том, что именно грузовик становится главным антагонистом, не показывая водителя тягача. Далее нас встречает естественное недоумение, которое может произойти на дороге. Деннис Уивер действует как обычный, оскорблённый человек, но что спорить с машиной? Кажется, что вытворяет грузовик – «Петербил» тормозит, мешает и подвергает угрозе.
Режиссёр постепенно накаляет страсти, всё больше пугая грузовиком. Это огромный бензовоз, который своими габаритами и грязно-чёрным окрасом вызывает неприятное чувство. Это чувство Спилберг передаёт зрителю, красиво, без скримеров, пугая появлением на дороге грузовика. Контраст с открытой местностью, жёлтыми и бежевыми цветами, омрачается крадущегося грузовика. Вот Деннис Уивер оторвался, обогнал, но мы постепенно наблюдаем вырастающую фигуру тягача в зеркале заднего вида.
Игра с явлением ужаса прекрасно передаёт напряжённые моменты, доводит до отчаяния главного героя. Можно просто съехать с дороги, можно остановиться в закусочной, остаться в мотеле, но от адского грузовика никуда не деться. Момент в закусочной демонстрирует нам, что герой сходит с ума. Это не паранойя, это конкретная угроза на дороге. Уивер демонстрирует отчаяние, а закадровый голос, озвучивающий мысли, передаёт различные оправдания преследованию.
Фильм по-настоящему демонстрирует угрозу, когда тягач в открытую начинает соревноваться на дороге. Самое в этом загадочное, что водитель грузовика – вполне реальный человек, но сам автомобиль выступает, как предвестник смерти. Картина сохраняет саспенс до самых титров, а Деннис Уивер отлично отыгрывает отчаяние и страх. Страх, движущийся за тобой по пятам. Стивен Спилберг подарил отличный триллер, который вызывает эмоции и по сей день.