Не замечали, что в нашей днк заложена избыточность? Намеки на это есть во многих утверждениях относительно России. Например, русский человек на мелочи не разменивается, мы если что-то и делаем всей страной, так обязательно монументальное. Человека в космос, например, запустить. Вот это цель, вот это размах. И на достижение таких целей бросается максимум усилий. Избыточное количество. Но лишь за счет этой избыточности мы этих целей и достигаем.
Если посмотреть на Москву, то, конечно, она очень похорошела при Собянине. Но все же основу, фундамент всего этого заложили еще в прошлом веке. И ничего удивительного нет в том, что Такер Карлсон восхищался станцией метро Киевская. Строилось метро так, что и транспортную проблему решало, и в качестве бомбоубежищ выступало, и при этом было очень, очень красивым. Или функциональным. Зависит от того, про какой этап строительства говорить.
Советское метро в принципе пример избыточности в инфраструктуре. В Самаре ветка прокладывалась таким образом, чтобы обеспечить доступность в будущем. Будущее, правда, оказалось не очень радужным, но метро есть и сегодня стало определенным подспорьем для развития города.
Избыточность – удовольствие не из дешевых. Недавно в Домодедово бензовоз протаранил A380 авиакомпании Emirates. Самолет, на секундочку, полмиллиарда долларов стоит. Если бы это была бы не Emirates, то повреждение такого лайнера вызвало бы последовательную цепочку задержек и отмен рейсов. Но Emirates одна из немногих в мире компаний (в эту тусовку, кстати, входит и Аэрофлот), которая придерживается концепции избыточности. А потому лайнер на замену из Дубая прислали сразу (ну, плюс время на дорогу), а A380 спустя несколько недель подлатали и отправили домой на полноценный ремонт. У Emirates не только самый (кажется) большой парк A380 в мире, они отдельный терминал под них отгрохали. И лайнер, который абсолютно неэффективен для небольших авиакомпаний, отлично эксплуатируется. Причем в трехклассной компановке. В то время как европейский бизнес-класс – это эконом, в который на 3 кресла сажают по 2.
Забавно, что принцип избыточности держат в голове урбанисты, но никак о нем не говорят. Я, конечно, про наших урбанистов. Перевалил за экватор книги «Города, которые мы п…б», и наслаждаюсь тем, как авторы со всех сторон анализируют свою концепцию городских агломераций в виде треугольников, но ни слова не говорят о том, что подобное развитие (а они предлагают прокладывать мегаскоростные магистрали между тремя городами, дабы сократить время передвижения) влечет настолько чудовищные инвестиции, что даже шейхи из Дубая могут орнуть от неожиданности.
Проблема лишь в том, что избыточность редко идет рядом с эффективностью. Избыточность – оно про предупреждение проблем в будущем. Это как со страхованием жизни – если и понадобится, то внезапно. Или как с прибытием в аэропорт не за 40 минут до вылета, а за 3 часа. Понятно, что можно найти баланс, но если можешь себе позволить – зачем идти на компромисс.
Мне принцип избыточности в свое время сильно помог снизить общую тревожность. В 2022 году это было сильно необходимо, а сейчас просто вошло в привычку.