Найти в Дзене

Под звуками ветра

Из Сургута 12 часов на поезде в сторону Ямала, и вы - в Сывдарме. Небольшой поселок из нескольких жилых домов и одной улицей, созданный для прокладки железнодорожной ветки до Уренгоя, встречает своеобразно: пассажиров конца состава проводники ведут на несколько вагонов вперед с тем чтобы «нормально сойти с поезда», не угодив по колена в сугроб. А спрыгнув на перрон, все равно нужно постараться твердо встать на ноги спасаясь от ветра. Таков Север с февральско-мартовскими метелями.

Начальник ЛЭС КС-01 Николай Фомин
Начальник ЛЭС КС-01 Николай Фомин

Холодная погода компенсируется теплой встречей коллег. Комфортно разместившись в «УАЗике», мы, однако, быстро прощаемся с водителем, становясь участниками самой быстрой по времени поездки на промышленную площадку - единственного линейного объекта нашей трассы, расположенного прямо в границах населенного пункта. Гул турбин Ягенетской промплощадки, доносящийся до привокзальной площади, это подтверждает. Ехать до нее от силы минуты три, и на протяжении всей «экскурсии» через поселок из достопримечательностей можно увидеть разве что приусадебные участки, разбитые под окнами жилых двухэтажек, да кафе-магазин на придорожной развилке.

Сварка стыка - красивая процедура огневых работ
Сварка стыка - красивая процедура огневых работ

Впрочем, мы не туристы, и путь сюда держим, конечно, не ради изучения архитектуры местных широт. А лежит он, после прохождения ряда инструктажей, далее - на участок газопровода Пурпейского ЛПУ. На этот филиал в текущий год пришелся самый масштабный зимний остановочный комплекс «Газпром трансгаз Сургута». Наш сопровождающий, заместитель начальника по капстроительству управления Александр Буданцев по дороге вводит в курс дела.

Остановочный комплекс, к которому приступили в начале января, продлится четыре месяца. Все работы связаны с устранением дефектов по результатам внутритрубной дефектоскопии, многие из которых потребовали немедленного вмешательства. Объемы определили и масштабы работ, охватывающими 67 километров магистрального газопровода.

Ремонт первого, 20-ти километрового участка трассы был уже завершен. В момент нашего приезда велись работы на 17-километровом отрезке в районе Ягенетской промплощадки. После этого, по словам Буданцева, в марте будет произведена перебазировка на самый большой, 30-ти километровый участок магистрали в зону КС-02, где газовики уже расквартируют вагон-городок.

Масштабы ремонтов сказываются на привлечении сил и спецтехники. Основные участники процесса – сварочно-монтажные звенья УАВР, на плечи специалистов которых легла немаленькая нагрузка. Большую роль в проводимом комплексе сыграло УТТиСТ, техника и водительский состав которого стали большим подспорьем. И, конечно, в ходе ремонтов задействовали специалистов самого Пурпейского ЛПУ и его Ягенетской промплощадки. Плюс ко всему в помощь им направили коллег из Вынгапуровского, Ортьягунского ЛПУ. Работы ведутся в две смены круглосуточно и фактически двойным составом.

Такая ситуация временно сделала Ягенетскую промплощадку, куда стеклось огромное количество специалистов, многолюдной: в общежитии соседство сменному персоналу компрессорной составили работники смежных подразделений Общества, плюс водительский состав, доставляющий на трассу материалы.

Однако Пурпейскому ЛПУ к такой ситуации не привыкать, филиал последние несколько лет находится на переднем фланге в зимних ремонтах линейной части. В сезон здесь приходится внушительный комплекс работ, связанных с устранением дефектов. Причем, несколько лет назад именно Пурпейское ЛПУ стало одним из первых подразделений, где была опробована практика ремонта и устранения дефектов силами образованных в Обществе ремонтно-эксплуатационные пунктов. Масштабы таких ремонтов с каждым годом увеличиваются. И в этом году, отмечают в управлении, их объем оказался несоизмеримо больше прошлогоднего.

Сложности (хотя назовешь ли ими то, что стало давно привычным) как обычно связаны с погодой и характером местности. Зимний комплекс на Ямале – это, разумеется, ветра, низкие температуры, короткий световой день. Мерзнут люди, сказывается мороз и на эксплуатации техники. Но к этим данностям газовики давно привыкли – процесс работы в таких ситуациях также давно отлажен и организован. Как и четко организованы транспортное сообщение по зимнику, технологическая связь с участками ремонтов, расположенных в заболоченной местности, а также обеспечение бригад всем необходимым, включая питанием.

На месте работ мы увидели стандартную картину: отсеченные силовыми заглушками участки газопровода, которым предстояло быть соединенными в результате протяженного по времени процесса сварки. Металл одного из таких стыков предварительно нагревали и фиксировали центратором, затем в траншею спускались сварщики, за каждым из которых закреплялся отрезок трубы, и одновременно, безостановочно группа начинала трубу варить.

В таком режиме, а подчас и в таком положении, сварщики работают (хочется сказать застывают) до тех пор, пока отрезок трубы под их электродами не соединится с другим надежным швом. Вся смена отработает положенные 12 часов, после чего будет заменена ночной.

Сделав фоторепортаж, мы отправились обратно на компрессорную, которая на закате дня предстала глазу особенно живописной. Были времена, когда мы видели Ягенетту, долгие годы находившуюся в резерве, тихой. Сегодня упиваться ровным гулом ее турбин на фоне великолепной ямальской лесотундры можно бесконечно долго. Газ бежит по трубам. А на промплощадке бурлит жизнь.