Медитация - это самоосознавание, самоосознанность, самочувствование, самоудерживание сознания на самом себе. Медитация - это когда внимание внимает самому себе, восприятие воспринимает само себя.
Когда восприятие и внимание воспринимают сами себя, то долго они этого делать не могут без изменений. Происходит либо отвлечение на какие-то мысли, ощущения, либо растворение в себе самом и самозабытие, проваливание в бессознательность и небытие.
Чтобы долго осознавать свое самоосознавание, центр и сущность своей психики и своего восприятия, необходимо время от времени осознавать ещё и что-то другое, чтобы было различимое различие и осознавание себя и "не-себя". Тогда можно говорить о том, что сознание осознает сменяющуюся периодически разницу и таким образом различает и понимает себя, постоянно памятует о себе, поддерживает удерживание внимания на себе, не теряя себя.
А терять свое самоосознавание сознание может или в себе самом или в потоке внешних ощущений, переживаний, мыслей, увлекаясь им и переставая выделяться из этого внешнего потока, растворяясь в нем, забывая себя в нем, переставая управлять им, или переставая управлять собой в нём.
Что же тогда делать?
Стояние внимания в себе самом утомительно и усыпительно, быстро наскучивает, теряет остроту и ясность.
Наблюдение за чем-то ярким, громким, быстросменяющимся, увлекательным лишает нас самоосознавания и самоотделенности от того, чем мы не являемся.
Мы впадаем в зависимость от такого потока сознания, он увлекает нас за собой, лишает нас себя, своего внутреннего индивидуализированного центра.
В этом случае йога, цигун и ушу предлагают нам наблюдать одновременно за своим наблюдением, своим сознанием и своим телом.
Регулируем сознание, дыхание и позу, движения, траектории своих движений.
Таким образом, для этого, поза и дыхание должны быть спокойными или даже статичными, или медленными и плавными.
Тогда мы способны осуществлять нейро-мышечный контроль и учиться у него (нейро-мышечного контроля) структурированности и саморегуляции.
В нашем дыхательном центре есть зеркальные нейроны, которые позволяют нам наблюдать за нашим естественным непроизвольным дыханием.
Также эти зеркальные клетки позволяют нам осуществлять и контролировать процесс произвольного дыхания.
Мы может по нашему желанию, благодаря нашим волевым усилиям задерживать дыхание, удерживать паузы между вдохом и выдохом, можем ускорять и замедлять дыхание, менять его глубину и темп.
Но только недолго. Потом организм потребует вернуть непроизвольное естественное дыхание.
Как же нам улучшить, оптимизировать процесс своего естественного, непроизвольного, неосознаваемого дыхания?
Как же нам улучшить процесс своего осознавания, самоосознавания?
Исходя из логики зеркальных нейронов, нам нужно свое внимание и внимательность, свое произвольное восприятие "прилепить" к дыханию, синхронизировать со своим обычным природным непроизвольным дыханием.
Человек начинает наблюдать за своим дыханием.
И замечает, что он, оказывается, не может наблюдать пассивно, не вмешиваясь, в этот естественный процесс.
Вольно-невольно человек, наблюдающий за своим дыханием, начинает на него воздействовать и искажать его, ускоряя, замедляя, углубляя и т.д. и т.п.
Но постепенно, со временем, с практикой, человек научается просто наблюдать, не вмешиваясь, не "улучшая".
Теперь сознание просто наблюдает, сопровождает, подстраивается, самоумаляется, сомоотстраняется, учится у дыхания, у природы, у дао естественности.
Учится следовать-откликаться.
И вот дальше наступает самое интересное.
Начинается процесс медитации. Ещё неустойчивый и неискусный.
И дыхание, и сознание начинают саморегулироваться и самоуспокаиваться, благодаря своей тождественности, неслиянности и неразлучности.
Сознание отделяется от себя, освобождается от себя и возвращается к себе.
Это и есть искусство и безыскусность медитации.
То же самое относится и к регулированию позы, движений.
Когда сливаются, синхронизируются сознание, дыхание и тело.
И они друг друга контролируют, и регулируют, опираются друг на друга и отталкиваются друг от друга. Самоестесственно. Усилие без насилия.
Подробнее о медитации тела, позы и движений, тактильных ощущений, мы поговорим в следующей главе.