Рассказываем о том, как предприятие может воспользоваться ключевыми показателями эффективности для планирования, контроля доходов, достижения новых целей и преимущества для сотрудников.
Что такое KPI?
KPI (Key Performance Indicator) — ключевой индикатор эффективности для предприятия в целом или для конкретного сотрудника. В русском языке также употребляется аббревиатура КПЭ — ключевые показатели эффективности. Основная цель этой системы — направить усилия всех сотрудников на достижение определенных целей через достижение заданных показателей.
К таким показателям относятся все метрики, к которым стремится предприятие. Например, увеличение продаж собственной продукции в два раза за следующий квартал, привлечение на 2 тыс. подписчиков в следующем месяце или заработок 1 млн рублей чистой прибыли — все это ключевые показатели эффективности. Обычно KPI ограничивается определенным временным периодом или сроком. Например, достижение 1 млн рублей чистой прибыли не за любой период времени, а, скажем, за полгода.
Ключевые показатели эффективности основаны на числах, процентах и долях. KPI помогает предприятию:
• устанавливать стратегические цели и следить за их достижением;
• определять планы развития отделов, филиалов, а также сотрудников и оценивать их эффективность работы;
• строить системы мотивации для сотрудников, получающих сдельную оплату труда, или премии в зависимости от достигнутых показателей.
Часто ключевые показатели эффективности используются в крупных корпорациях для мотивации сотрудников и награждения их. Однако KPI могут быть использованы в планировании для любого бизнеса, будь то репетиторская услуга, маленькая пекарня или крупная корпорация.
Виды КПЭ Ключевые показатели эффективности можно разделить на высокоуровневые и низкоуровневые. Высокоуровневые показатели — это основная цель предприятия. Часто это план годовой чистой прибыли компании или ежемесячная выручка, показывающая, что предприятие прибыльно. Такие числа обычно включаются в финансовую модель предприятия.
Высокоуровневый KPI — это показатель стратегического планирования. Обычно он разбивается на несколько низкоуровневых показателей: большую цель разбивают на несколько меньших задач и подзадач.
Ключевые показатели эффективности также можно разделить на:
- Оперативные, которые отражают текущую ситуацию в предприятии и помогают решать возникающие задачи.
- Стратегические, которые отражают деятельность предприятия за определенный период и позволяют корректировать планы на следующие периоды.
Кроме того, КПЭ могут быть разделены на:
• показатели затрат;
• показатели эффективности;
• показатели функционирования (соответствие какого-либо процесса прописанной модели);
• показатели производительности — соотношение полученного результата и затраченного времени;
• показатели результативности — оценка достигнутых результатов.
Показатель результативности помогает оценить результаты трудовой деятельности сотрудников. Кроме того, KPI используется при расчете премиальной составляющей заработной платы.
Как связаны KPI и заработная плата
Внедрение системы ключевых показателей эффективности (KPI) при оплате труда требует от компании четкого определения желаемых целей. Эти цели должны быть конкретными и измеримыми. Например, достичь 3-го места по узнаваемости бренда среди конкурентов к концу года или увеличить оборот на 5% за полгода и так далее.
Мотивационная система должна стимулировать интерес сотрудников к работе, однако важно понимать, что не все сотрудники могут напрямую повлиять на достижение бизнес-целей. Например, работникам вроде секретарей, бухгалтеров или документоведов нужно устанавливать специфические критерии эффективности, связанные с их обязанностями, и привязывать их к целям конкретного подразделения.
Для успешного внедрения системы KPI важно:
• ясно сформулировать цели;
• разработать как высоко-, так и низкоуровневые показатели эффективности; • распределить ответственность между сотрудниками;
• определить, какие показатели влияют на общие цели каждого отдела и сотрудника;
• разработать индивидуальные показатели для каждого работника;
• создать систему оплаты труда, учитывающую ключевые показатели эффективности.
Важно, чтобы количество показателей у сотрудника было невелико — идеально не более пяти. Каждый показатель должен иметь свой вес, который будет отражаться в заработной плате.
Чаще всего бизнес использует модель, где к фиксированной зарплате добавляется мотивационная часть, выплачиваемая, например, в виде премии ежеквартально или полугодово.
При внедрении KPI важно соблюдать три правила:
• у каждого сотрудника, подразделения и компании в целом не должно быть слишком много показателей;
• показатели должны быть измеримыми;
• затраты на измерение показателей не должны превышать их потенциальную ценность.
Индикаторы KPI
Эффективность работы сотрудников можно оценивать по различным показателям, таким как объем продаж или количество сделок, в зависимости от конкретной деятельности.
В качестве индикаторов эффективности бизнес может использовать:
• количество задач, выполняемых сотрудником за определенное время; • объем работы, приходящийся на каждого сотрудника;
• скорость выполнения задач.
Важно тестировать различные показатели, анализировать полученные результаты и адаптировать их под свои потребности, выявляя новые способы оценки.
Плюсы и минусы системы KPI
Система KPI имеет как плюсы, так и минусы. К плюсам КПЭ можно отнести:
• прозрачную оценку сотрудников и бизнес-процессов;
• дополнительную мотивацию для сотрудников;
• быстрое выявление ошибок и неэффективных решений;
• дополнительный контроль качества товаров и услуг;
• прогнозирование выполнения задач, таких как объемы продаж и привлечение новых клиентов.
К минусам можно отнести:
• сложности в определении и расчетах показателей;
• неверно выбранные показатели, не приводящие к улучшению процессов;
• дополнительные затраты на проверку отчетов;
• временные затраты на адаптацию персонала к новым требованиям;
• сопротивление персонала внедрению КПЭ;
• возможность манипулировать показателями;
• оценка только количественных показателей, игнорируя качественные аспекты работы.
Главное о KPI
KPI — ключевые показатели эффективности деятельности компании. Они определяют прибыльность и эффективность работы сотрудников. Важно иметь четкие и измеримые показатели, чтобы избежать потери мотивации у сотрудников или недостоверной оценки результатов работы.