Найти тему
starcom68

Старый и Японский парки Несвижской резиденции Радзивиллов

Есть в графском парке черный пруд.
Там лилии цветут, там лилии цветут, цветут...


Продолжим нашу весеннюю прогулку по паркам дворцово-паркового комплекс Несвижского замка - резиденции Радзивиллов. В предыдущей части (см. ссылку в конце) мы осмотрели Замковый парк или парк Антония, а сейчас вместе с девушкой со стороны замка углубимся в безлюдный и пустынный в это время года Старый парк, расположенный несколько северо-восточнее. Ранней весной это немного жуткое место даже днем. За все время прогулки нам не встретилось ни одного человека.

Мостик на границе Старого и Японского парков Радзивиллов в Несвиже
Мостик на границе Старого и Японского парков Радзивиллов в Несвиже

Как уже отмечалось закладка парков осуществлялась в основном в период с 1878 по 1905 гг. В 1911-1914 гг. к Старому парку был прирезан Японский парк и сделаны посадки на Поповой горке. Старый парк, или Озерин имеет площадь в 16 га; Японский парк или Плинтовка, площадью в 7 га, примыкает с северо-востока к Старому парку и аналогично тянется вдоль берега Дикого пруда в сторону Поповой горки.

Схема расположения парков Несвижского замка. Источник: Викимапия
Схема расположения парков Несвижского замка. Источник: Викимапия

На приведенной ниже схеме видно, что ранее на месте Старого парка находились конюшни и каретные сараи Радзивиллов. Ныне они практически не читаются в рельефе. При обустройстве парка территория подверглась панировке и сейчас она почти как стол плоская.

Схема Несвижа конца XVIII - начала XIX вв. из экспозиции Несвижского замка. Здесь много деталей и она по своему интересна нанесенными укреплениями.
Схема Несвижа конца XVIII - начала XIX вв. из экспозиции Несвижского замка. Здесь много деталей и она по своему интересна нанесенными укреплениями.

Гораздо интереснее рассматривать известную гравюру Тамаша (Томаша) Маковского 1604 года, где на месте Старого парка гравером почему-то размещен старый, еще деревянный замок. Трудно сказать что послужило тому причиной. Либо из-за отсутствия квадрокоптера Тамаш несколько сместил предполагаемое место нахождение старого замка с Романовой горки ближе к современным ему укреплениям, либо действительно какие-то деревянные постройки находились на территории Старого парка, но археологи по этому поводу хранят молчание. Это вам не экскаватором рыться в бастионах Брестской крепости в поисках замка Ягайло. Несколько настораживает, что укрепления деревянного замка тесно взаимодействуют с бастионным, что позволяет поставить под сомнение версию замка Романовой горки. Но что тогда находилось там и находилось ли? В любом случае Тамаш оставил нам загадку.

Фрагмент гравюры Тамаша Маковского с изображением Несвижского замка, 1604 г. Кстати, на фрагменте в правом вернем углу виден процесс копки или чистки Бернардинского пруда.
Фрагмент гравюры Тамаша Маковского с изображением Несвижского замка, 1604 г. Кстати, на фрагменте в правом вернем углу виден процесс копки или чистки Бернардинского пруда.

Настала пора углубиться в парк. Обычно все заходят в него с угла, со стороны главных ворот замка и проходят мимо летнего кафе, что располагается на бывшей концертной площадке, устремляются по главной аллее прямиком к небольшому прудику со скульптурой Ундины. Мы поступим аналогичным образом, только для иллюстрации используем фотографии августа 2013 года. Повторно я это место весной не переснимал.
Прямо на входе в парк нас встречает камень с высеченной на нем польской надписью: "Aleje zasiadzila Marja z Castellanow Antoniowa Ksezna Radziwillowa florcami wyhodowanymi z nasion. Przywiezionych z ogrodu bylego Berlinskiego palacu Ksiazat Radziwillow". Камень сообщает, что этот парк создавался Марией де Кастеллян из саженцев, выращенных в берлинском питомнике. Всего в парке таких камней было четыре с разными вариантами надписей об одном и том же. С одним из них мы чуть позже познакомимся. Камни установлены в 1903 году Антонием Вильгельмом Радзивиллом в знак признательности своей жене за работу над созданием парка.

Милый затянутый тиной прудик со скульптурой сидящей на камне русалки, а не как мы могли бы подумать Тортиллой. Сейчас, после реставрации, прудик выглядит просто как яма в земле. На дальнем плане подъездная дорога к замку. Если постараться, то можно и на ней найти бесплатный карман на одну машину.

Говорят, местные крестьяне называли это место "Горячий лужок". Здесь из-под земли било несколько незамерзающих зимой ключей (болотные источники, засыпанные ещё при Николае Радзивилле Сиротке). Сейчас эти ключи пересохли. Радзивиллы же использовали это место как иллюстрацию к легендам о нимфах-русалках. Один из ключей был взят в каменное обрамление (ныне утрачено) и назван "Колодцем Ундины". Ручеек, текущий из ключа, был превращён в аккуратный канал, который заканчивался мистическим тенистым прудом. Ничто не оставляло сомнений – русалки живут именно здесь! Легенда несвижского парка гласит, что в лунные ночи вода из колодца переливалась через край, наполняя пруд, и из воды выходили русалки во главе с их королевой Ундиной и начинали петь. Если кто-то из юношей, привлечённый их песнями, приближался к ним, то русалки забирали его с собой в колодец…
Вместе со строительством парка Радзивиллы придумали целый легендарный эпос, чтобы создать определенную романтическую ауру.

Мостик через вытекающий из прудика ручей. Или наоборот втекающий?
Мостик через вытекающий из прудика ручей. Или наоборот втекающий?

Так называя Спортивная поляна. При поздних Радзивиллах здесь стояло здание солярия. Пройдя на его второй этаж, можно было попасть на обширную террасу, на которой принимались солнечные ванны в этом одном из самых освещенных парковых мест. Сегодня поляна выделяется созданной на ней "альпийской горкой" – высокой клумбой со множеством различных цветов.

Альпийская горка на бывшей Спортивной поляне. Но нам сейчас не по уходящей вдаль к Центральной поляне дорожке
Альпийская горка на бывшей Спортивной поляне. Но нам сейчас не по уходящей вдаль к Центральной поляне дорожке

Вне сетки парковых дорожек перенесемся почти обратно на окраину парка к замковому рву и осмотрим не так давно созданную аллею бюстов выдающихся в истории Несвижа людей. Аллея явно смотрится чужеродным элементом и я наверное поэтому ее не сфотографировал ни в общем, ни детально, кроме одного бюста. Сейчас здесь размещены бюсты: Яна Мария Бернардони, Владислава Сырокомля, Томаша Маковского, Юрия Несвижского, Николая Радзивилла Сиротки, а также учившегося в местной учительской семинарии Якуба Коласа для комплекта.
В 1990-е годы после обретения Беларусью независимости замковые парки не обошёл стороной общий национально-исторический подъём. Люди наконец-то поняли, что "паны-кровопийцы" (как их честили в советские годы) Радзивиллы – это не черная страница в истории Беларуси, а совсем наоборот. Теперь замковые парки – это уже не просто старинные насаждения, а неразрывно связанный с фамилией княжеского рода комплекс, являющийся прекрасной романтической иллюстрацией древней истории Несвижа. В честь этого в Старом парке за санаторской танцплощадкой была создана аллея бюстов выдающихся людей.

Я сфотографировал только один бюст князя Юрия Несвижского (который, на самом деле никакого отношения к Несвижу не имел, да и его образ запечатлен по "воспоминаниям краеведов" и даже не является портретом по черепу Герасимова)
Я сфотографировал только один бюст князя Юрия Несвижского (который, на самом деле никакого отношения к Несвижу не имел, да и его образ запечатлен по "воспоминаниям краеведов" и даже не является портретом по черепу Герасимова)
Рядом с аллеей бюстов находится еще один памятный камень Радзивиллов, из упоминаемых четырех. Это так называемый Камень желаний
Рядом с аллеей бюстов находится еще один памятный камень Радзивиллов, из упоминаемых четырех. Это так называемый Камень желаний

Надпись в русском переводе гласит: "В память 25-летия основания этого парка, а также в знак признательности за столько же лет работы, проделанной для украшения замка Марией Кастелян княгиней Радзивилл камень этот в 1903 г. поставил её благодарный муж Антоний Радзивилл ХVI ординат несвижский". Говорят, здесь надо загадывать желание и опустить монетку в щелку на камне. Щелку мы не нашли и решили, что предпочтительнее бросить монетку или в пруд или под хвост Русалки.

По преданию, памятник был установлен Антонием Радзивиллом в память о своей любимой борзой, спасшей его на охоте от медведя. На самом деле все намного прозаичнее. Gамятник собаке - традиционный атрибут всякой богатой усадьбы 19 века. Иметь такой памятник, "могильный холм" или просто легенду о любимом псе считалось хорошим тоном для всякого солидного парка. Сюжет легенды вокруг таких мест всегда был примерно одинаков.

Идем дальше по парку. Весной он из центра просматривается практически насквозь. С одной стороны виден его забор, а с другой зеркальная гладь пруда.

Скульптуру "Мальчик и ангел-хранитель" я почему-то проигнорил. Источник фото 2014 года: Викимапия
Скульптуру "Мальчик и ангел-хранитель" я почему-то проигнорил. Источник фото 2014 года: Викимапия

Скульптура мальчика с дудочкой, за спиной которого реет фигура Ангела-Хранителя, навеяна распространенным в белорусских преданиях образом юного музыканта, а также литературным героем из "Сымона-музыки" Якуба Коласа. Поэма посвящена бедному талантливому музыканту, который в тяжелых обстоятельствах ищет свою долю. Этот образ – символ непростой судьбы художника в прагматичном мире, а также пути белорусской нации к своему признанию и благополучию. Внимательный читатель поэмы заметит, что некоторые сцены разворачиваются в Несвижском замке и парке. Это не удивительно: сам Якуб Колас родился неподалеку – под Столбцами и несколько лет жил в Несвиже во время учебы в учительской семинарии.

Сразу после мальчика чуть в стороне от аллеи следующая бронзовая скульптура загадочной героини несвижских легенд Барбары Радзивилл — польской королевы, чёрной дамы, хранительницы древних стен Несвижского замка.
Сразу после мальчика чуть в стороне от аллеи следующая бронзовая скульптура загадочной героини несвижских легенд Барбары Радзивилл — польской королевы, чёрной дамы, хранительницы древних стен Несвижского замка.

За Липовой и Кленовой аллеями в центре парка находится последняя крупная поляна Старого парка – Выставочная. При Радзивиллах здесь устраивались фестивали садово-паркового искусства! Лучшие садовники края ежегодно съезжались сюда и выставляли лучшие образцы выращенных ими цветов, овощей и фруктов. В то время поляна была украшена декоративным колодцем и прудом, похожими на "русальную" водную композицию вначале парка.

В начале XIX в. севернее замка, где заросли болотных кустарников соседствовали с возделанными полями, был посажен канадский тополь. Кто это сделал точно не известно. Именно вокруг тополя в 1878 г. был разбит парк, который известен как Старый. Гигантский тополь стал ключевым объектом парка. В память о том, что в момент закладки парка здесь был всего один тополь, Антоний и Мария Радзивиллы установили очередной, четвертый по счету, мемориальный камень.

Мемориальный камень Радзивиллов, установленный в честь тополя
Мемориальный камень Радзивиллов, установленный в честь тополя

Радзивилловские фестивали-ярмарки садоводства проводились на Выставочной поляне до 1927 года, когда выставочная поляна была перепланирована и превращена в ровный луг. Порядок на нем поддерживался усилиями местных крестьян, которых допускали туда на сенокос. Среди них эта поляна почему-то получила название "Америка". Возможно, богатые садовые ярмарки навевали у них ассоциации с далекой заокеанской страной, поездки на заработки в которую были распространены у беларусов в начале 20 века.

Осенью 1941 г. нацисты избрали Выставочную поляну местом уничтожения еврейского населения Несвижа. В огромном, трёхметровой глубины, рву были закопаны 1500 расстрелянных несвижских евреев. Сегодня, гуляя по этой красивой солнечной поляне, с трудом верится, что на ней могло произойти столь чудовищное преступление. Об этом печальном событии сообщает каменная плита с надписью: "Здесь в октябре 1941 года немецко-фашистскими захватчиками расстреляно 1500 мирных граждан. Останки погибших перезахоронены на городское кладбище 7-го мая 1965 года".

Место расстрела еврейского населения Несвижа в октябре 1941 года
Место расстрела еврейского населения Несвижа в октябре 1941 года

Говорят, где-то на поляне есть еще солнечные часы, но я их не увидел. Часы были установлены в 1993 году и показывают время, отличающееся от времени Гринвича на 2 часа. После того, как в 2011 году в Беларуси отменили переводы часовых стрелок весной и осенью, часы стали в летнее время отставать на один час, а в зимнее – на два.

За Выставочной поляной начинается извилистая грабовая аллея, которая приводит к конечной прогулочной точке по парку Озерина. Это небольшой канал, на месте впадения которого в Дикий пруд раньше находился причал для лодок. Недавно на месте причала возвели беседку, через нее мы покинем парк в конце репортажа. Рядом с причалом когда-то находился весёлый подвесной мостик. Весёлый, потому, что в радзивилловские времена самые отчаянные гости несвижского замка могли развлечься здесь, раскачиваясь и прыгая с него в воду.

Мы стоим на границе Старого и Японского парка перед одним из "горбатых" мостиков, перекинутых через разделяющий парки канал.
Мы стоим на границе Старого и Японского парка перед одним из "горбатых" мостиков, перекинутых через разделяющий парки канал.

Вполне возможно, что большая часть мостика сохранилась со времен Радзивиллов, но вот его мощение обломками мраморной плитки явно указывает на ремонт в 1970-е годы или позднее. В Беларуси все происходит с запозданием и здесь до сих пор применяются строительные приемы из СССР. Это на заметку археологам которые не понимают основные тренды в развитии моды и запаздывание вещей во времени.

По каналу проходит граница перехода самого старого несвижского парка в самый молодой. В 1911 году на месте заболоченной поляны под названием Плинтовка Мария Радзивилл решила создать новый парк по самой последней тогдашней английской моде. Мода эта заключалась в привнесении в планировку отдалённых участков парков элементов традиционных японских садов с их маленькими деревьями, яркими открытыми луговыми пространствами, извилистыми узкими дорожками.

Понятно почему в Несвиже так любят японские выставки:

Композиция парка создавалась в 1913-1914 гг. под влиянием идей англичан – Люйтенса, Митчела и Пето. В новом Японском парке было две основные аллеи: одна (вербовая) вела к берегу пруда, другая (из липы и каштана) уводила к выходу из парка. К сожалению, композиция парка осталась не совсем законченной из-за начала 1-й мировой войны. Она же помешала вырастить в нём полноценные карликовые деревья, которые без присмотра выросли близкими к своим естественным размерам. В конце Японского парка, площадью 7 га, поперечный обсаженный деревьями канал образует его северную границу.

Вид на мостик со стороны Японского парка
Вид на мостик со стороны Японского парка

В целом садово-парковое искусство конца 19 – начала 20 веков переживало упадок (например, измельчение планировочных структур). Началось увлечение микро композициями типа японского сада, чему способствовали достижения в области селекции растений и дендрологии. Японские сады развили свой собственный стиль – разнообразие природы на ограниченном пространстве, где растениям придавались определённые формы и пропорции, а камни размещались рационально.
При планировке Японского парка предполагались мощеные, извилистые узкие дорожки, карликовые деревья, композиции из камней. К сожалению, модная идея не была воплощена полностью. Однако композиция Японского парка имеет свои отличия. В этой части парка особый живописный колорит создаётся разнообразием растительных элементов в сочетании с открытой в сторону пруда поляной, а также своеобразными малыми архитектурными формами от которых мало что осталось.

Современный знак о том что мы зашли на территорию Японского парка и единственное в парке карликовое дерево
Современный знак о том что мы зашли на территорию Японского парка и единственное в парке карликовое дерево
Канал на территории Японского парка с островком и бетонным мостиком, построенным по всей видимости Радзивиллами. На дальнем плане западная ограда парка
Канал на территории Японского парка с островком и бетонным мостиком, построенным по всей видимости Радзивиллами. На дальнем плане западная ограда парка

Выходные аллеи из Японского парка упираются в забор, но в прошлом они ненавязчиво приводили к еще одному интересному месту. Называется оно Попова горка. Вполне возможно, что именно в этом урочище на месте деревянной крепости находилось старое православное кладбище и, скорее всего, часовня. В настоящее время это место представляет собой светлый поросший молодыми соснами холм на берегу Уши, на котором кое-где встречаются большие старые деревья, росшие здесь ещё во времена Радзивиллов.
Сейчас к северной границе парка в виде решетки можно подъехать по живописной аллее между парком и питомником. А потом прямо по лугу, если конечно не боитесь завязнуть, вдоль ограды парка выехать на берег Дикого пруда, в то место где забор заканчивается и можно проникнуть в парк по береговой черте. Обычно здесь летом туссует молодежь, о чем нам сообщают характерные артефакты в пожухлой траве. Сейчас же несмотря на отсутствие деревьев место глухое и самое время вспомнить вынесенные в эпиграф строки. Благо перед пристанью Радзивиллов есть и небольшой омут.

Возвращаемся в Старый парк и на обратном пути подходим к беседке
Возвращаемся в Старый парк и на обратном пути подходим к беседке
Живописная протока, отделяет небольшой остров от территории парка. На дальнем плане спасательная станция городского пляжа. В летнее время там работает прокат лодок и катамаранов
Живописная протока, отделяет небольшой остров от территории парка. На дальнем плане спасательная станция городского пляжа. В летнее время там работает прокат лодок и катамаранов
Старое дерево цепляется за жизнь. Я правильно понял что это ива?
Старое дерево цепляется за жизнь. Я правильно понял что это ива?

На этом наше знакомство с парками Несвижского замка закончилось. Вам наверное хочется задать вопрос: почему Старый парк возник так поздно только в XIX веке, а не в месте со строительством замка? Все элементарно. Когда был построен Несвижский замок и до потери его оборонительной функции территория вокруг замка представляла так называемую эспланаду - открытое пространство для обстрела наступающего противника. Лишь с потерей оборонительного значения замка появилась возможность разместить на эспланаде парк и замок превращается в дворцово-парковый комплекс и резиденцию Радзивиллов.

Использованы материалы Litewski Podróżnik и Вики.

Летние фото - август 2013 года, хмурые - март 2015.

Предыдущие репортажи о Несвиже:

Не забывайте подписываться на мой Дзен-канал, дочитывать до конца, оставлять свои реакции и комментарии. Спасибо!

Оригинал поста в моем ЖЖ здесь