Найти тему
Взор

Шариковая эпопея :о) Сериал продолжается

Посмотрела в список давних статей и не обнаружила на канале ту, что выкладывала на КОНТе в 2020 г.

Новички, внимание!

Все комментарии по данному вопросу здесь приниматься не будут. Также буду прощаться с теми, кто не умеет себя вести, заглядывая на мой канал.

Всё-всё, предисловие кончилось :о) Перехожу к главной теме.

Кузнец-механик 18 века - Фюгнер и литейщик Александр Хайлов, изготовившие машину для перевозки гром-камня, редко где упоминаются в качестве главных "виновников", содеявших удивительную латунь. А Карбури не сообщил её состава, а лишь намекнул. Неизвестным остался точный вес камня, погруженного на машину, катившуюся на шариках из медного сплава. Потому мы нынче и ломаем голову над тем, возможно ли было сие мероприятие, или невозможно в принципе :о)

Признаю, что бываю иногда неточной, могу где-то и "зевнуть" по причине того, что голова бывает параллельно занята решением иных задач. Но, так или иначе, а дело с решением шарикоподшипниковой задачи не стоит на месте и потихоньку движется в направлении нахождения правильного и верного решения :о)

Итак, мы вынуждены многое додумывать сами: в частности, неизвестны точные механические свойства сплава, поэтому мы вынуждены опираться на имеющиеся данные по сплавам современным. Меж тем, хорошо известно, что и в древности создавались стали и сплавы, до которых сегодняшним ещё тянуться и расти :о) Хотя и нынче много новинок, которыми их отцам-творцам можно гордиться не менее, чем предкам (поклон оборонке) :о)

Сначала я подошла к решению задачи, изпользуя стандартные формулы, приведённые в учебниках сопромата. Для проверки брала в первый раз бронзовый сплав, второй раз - латунный. Оказалось, что по стандартным формулам с теми показателями, кои нашла для сплавов, задача не решаема. Но формулы эти имеют большой запас неизпользуемой прочности материала. Кроме того, решение в виде формул приводится не для всех возможных случаев нагружения, а лишь для единичных. Так что, резервы есть, и их потихоньку вскрывают учёные, занимающиеся металлами и сопроматом вплотную.

Первое, что я нашла, - решение задачи опирания шарика не на дно, а на боковые стенки жёлоба овального сечения. Так что, опирание шарика на три точки, усложняет картину, но не делает задачу нерешаемой.

-2

Второе - оказывается, разработана теория и методика разсчёта опирания некоторых тел с изпользованием скрытого сопроматовского резерва. Результаты проверены на практике. Не буду пригружать вас теорией, желающие могут вникнуть в суть сами (речь идёт об особой области упругого напряжения, которая работает, когда одна самая напряжённая точка начинает сдавать). Там же даются примеры решения для двух случаев: когда металл в обычном состоянии и в упрочнённом (толщина слоя упрочнения принята 1 мм).

Методика расчёта твердых тел на контактную прочность по предельным контактным нагрузкам. Е. М. Третьяков.

Третье, как оказалось, ныне существуют сплавы латуни, демонстрирующие следующие свойства: "Предел прочности сложных латуней в отожженном состоянии достигает 300 - 400 МПа, в нагартованном - 600 - 800 МПа, а твердость НВ (60 - 100) в первом состоянии и НВ (120 - 180) во втором. Латунь ЛАНКМц после закалки, холодной деформации и старения имеет предел прочности около 1050 МПа, предел текучести 1000 МПа при остаточном удлинении 3 - 4% и твердости НВ (250 - 270). " Отсюда

Четвёртое, по формулам метода Третьякова к моему (и не только) счастью, Александр Воробьёв создал эксель-калькулятор, пользуясь которым, можно разсчитывать шарики.

Сообщаю ход моих соображений :о) Согласно чертежу Карбури, шарик опирается на выпуклые боковины жёлоба, имеющие радиус (согласно замерам в программе Paint.net по отношению к радиусу шара) - 4.72 см. Угол между нормалями к точкам касания составляет 94 градуса. Это даёт возможность подсчитать остальные геометрические размеры.

-3

Загадкой осталось пока то, какую долю нагрузки передать бортам жёлоба при подсчёте (честно говоря, совсем не до дополнительных разсмотрений). Для начала я взяла на каждую боковую точку касания по 1/6 от общей нагрузки на шарик, оставив главному "виновнику" пребывать главным потерпевшим. И считала без эксель, поскольку сей инструмент мною не освоен. Докатилась даже до разсчёта ролика, образующегося в результате миллиметровой (упрочняющей) деформации :о) Потом лень меня обуяла окончательно, и я решила обратиться к эксель. Оказалось, что мне там оставлена роль помещателя циферок в ячейки :о) Так что, я проверила, как эта программка работает. Потом сказала себе, нечего, мол, стесняться, и загнала параметры современной прочной латуни. И чудо свершилось! :о)

-4

Обратите внимание на две нижние строчки, указывающие, что не все резервы изчерпаны при таком нагружении. Потыкав в направлении изчерпания резервов, я обнаружила, что шарик может выдержать более высокие нагрузки, а именно

-5

320000 ньютонов, это 32630.92 кг. Стало быть, при разсчёте боковин нагрузку можно принимать не 1/6 (6298,6 кг), а всего по 2580,4 кг на борт. Правда, это нагрузка возрастёт, так как число придётся делить на косинус. Так что, разсчёты ещё не закончены.

И, да, я на время вернулась к схеме с 30-ю шариками и весом камня - 907 тн. (при 32 или 36 шариках на боковины нагрузка ещё уменьшится).

Если разсчёты боковин покажут, что шарик не выдержит, есть в запасе ещё одна палочка-выручалочка :о)

P.S. Клим обратил внимание на то, что в таблице эксель в строчках указана сталь (подписаны сами строчки, не более того). Всё правильно, ибо примеры у Третьякова приведены для стали, но, поскольку разсчёт проводился для латуни, о которой я написала выше, то в ячейки внесены именно её данные, а не стальные. Модуль Юнга для латуней, сигма - тоже. А программа считает по формулам, как ей и положено. Формулы же у металла названия не спрашивают (только конкретные параметры) :о). Ссылка в тексте.

-6

Формулы, по которым производится разсчёт, указаны на сайте автора

-7

Это, кстати, разсчёт на однородный металл, а не на тот случай, когда упрочнённым является верхний миллиметр шара и жёлоба. Там есть отличия в разсчёте.

Благодарю Станислава за разширенный комментарий :о)

-----*------*------

Про то, как шариками пользовались после перевозки Гром-камня, я тоже писала. Позже дополню ссылками.