Найти тему

20 тотальных слов. Часть вторая

Оглавление

Публикуем вторую часть самых ярких, интересных и запоминающихся слов из текстов Тотального диктанта разных лет. Каждое из этих слов в каком-то смысле стало символом Тотального диктанта. Почти все они были связаны с орфографическими трудностями, удивляли участников диктанта, вызывали споры или просто встречались сразу в нескольких текстах. Первую часть текста читайте здесь.

1. Вдаль

Текст 2014 года был одним из самых сложных в истории Тотального диктанта. В третьей части камнем преткновения для многих участников стало наречие вдаль во фразе жизнь уходила вдаль. Повторим: слитно пишется наречие вдаль (глядеть вдаль), раздельно – сочетание предлога в и существительного даль, управляющего другим существительным или допускающего при себе определение: в даль моря, в даль веков, в даль прожитых лет, в даль времен, в даль туманную. И еще одна хитрость: раздельно пишется сочетание в даль после глаголов с приставкой в-: вглядываться, всматриваться в даль.

2. Акира Куросава

-2

В нашей подборке еще не было имен собственных, хотя в текстах Тотального диктанта разных лет таковых было немало. Наши авторы говорили о писателях, композиторах, ученых… В 2023 году Василий Авченко напомнил нам не только о Владимире Арсеньеве, но и о великом японском кинорежиссере, снявшем по книгам Арсеньева фильм «Дерсу Узала». Впрочем, Ева Даласкина хоть и фанатка кино, как мы выяснили, но фильм этот не смотрела, иначе откуда бы в ее тексте вместо имени режиссера появилась некая Ира-красава?

3. Авиатор

Марка Тотального диктанта — 2020 с изображением Константина Циолковского
Марка Тотального диктанта — 2020 с изображением Константина Циолковского

Это не только название романа Евгения Водолазкина, частью которого стал один из фрагментов текста ТД-2015, но и слово из диктанта-2020. Авиатором назвал Андрей Геласимов некоего молодого человека, пришедшего со своими чертежами к Константину Циолковскому и услышавшего в ответ на свои вопросы фразу «Кому нужно небо, если подняться можно гораздо выше?» Неизвестно, встречались на самом деле Константин Циолковский и Сергей Королев, но во вселенной Тотального диктанта такая встреча точно состоялась!

4. Зеленая палочка

В 2019 году в Тотальном диктанте впервые появилась четвертая часть текста, и в ней Павел Басинский рассказал легенду о зеленой палочке, которую придумал в детстве старший брат будущего великого писателя Льва Толстого: будто бы в Ясной Поляне, где-то в лесу, закопана палочка, на которой написан рецепт человеческого счастья, а когда люди найдут эту палочку, прекратятся войны и преступления, все полюбят друг друга и наступит вечный мир. Всего три слова, составлявшие рецепт человеческого счастья, по версии Павла Басинского, – «надо быть добрым».

5. Индивидуум

Это существительное встретилось в первой части текста Тотального диктанта 2013 года. Написание его полностью объясняется порядком букв в языке-источнике: в переводе с латинского indīviduum – «неделимое». Кстати, этот же латинский корень со значением «разделять» спрятался и в словах дивизия, дивиденд.

6. Фантасмагория

Н. Гоголь «Невский проспект». Иллюстрация М. Бычкова
Н. Гоголь «Невский проспект». Иллюстрация М. Бычкова

Тексты Тотального диктанта не всегда создавались специально для акции. В первые годы организаторы диктанта брали фрагменты из произведений русской классики. Слово фантасмагория встретилось в отрывке из «Невского проспекта» Николая Гоголя в диктанте 2009 года. Пришло оно к нам через польское посредство из греческого языка, где образовано сложением двух корней: phantasma «призрак» + agoreuō «говорю». Фантасмагория – это призрачные, фантастические картины и фигуры, получаемые при помощи различных оптических приспособлений, а в переносном значении – нечто нереальное, причудливое видение, бредовая фантазия.

В 2009 году Ева Даласкина еще не присоединилась к Тотальному диктанту, а жаль. Если в 2015-м она превратила колокольный звон в кока-кольный звон, то что бы сделала с фантасмагорией?

7. Свадьба

Возвращаемся в 2021 год, мы на свадьбе (расхристанного) Левы и Тани. Тогда перед диктантом мы вспоминали интереснейшую орфографическую историю слова свадьба. Ведь оно образовано от существительного сват при помощи суффикса -ьб- — и согласно основному принципу орфографии в русском письме, морфологическому, должно бы писаться через т (*сватьба). Но в написании этого слова закрепилось озвончение глухого т перед звонким б. Хотя еще современники А. С. Пушкина нередко писали этимологически верно — сватьба через т, на что поэт возражал: «Многие пишут юпка, сватьба, вместо юбка, свадьба. Никогда в производных словах т не переменяется на д, ни п на б, а мы говорим юбочница, свадебный».

8. Стерлядь

-5

Текст диктанта 2017 года был богат рыбой: в первой части на набережной Невы стояли ловцы плотвы и корюшки, а участникам, писавшим вторую часть текста, нужно было вспомнить орфографию слова стерлядь, что удалось не всем. «Больше всего проблем россиянам доставили коньяк и стерлядь», — шутили журналисты, подводя итоги ТД-2017. А слово это с очень интересной историей: оно считается заимствованием (не позже XV в.) из немецкого языка, где Störling «маленький осетр» — суффиксальное образование от Stör «осетр».

9. Батальон

Еще одно слово, которое вернет нас в первые годы существования Тотального диктанта. В 2005 году организаторы акции предложили участникам фрагмент из повести Александра Бека «Волоколамское шоссе». Чтобы правильно написать существительное батальон, нужно вспомнить, что сочетание звуков «j + о» после согласного в заимствованных словах передается буквами ьо, ср.: каньон, бульон, миньон, почтальон, сеньор.

10. Фьючерс

-6

В текстах Тотального диктанта какие только слова не встречались! Вот и финансовому термину место нашлось. Это слово использовал в ТД-2010 Борис Стругацкий, размышляя, в чем причина упадка русского языка и есть ли он вообще.

Кстати, текст 2010 года особенный для нашего проекта: это был первый текст, написанный специально для Тотального диктанта. В завершение нашей подборки давайте вспомним прекрасные слова, сказанные Борисом Натановичем: А Язык, как и прежде, живёт своею собственной жизнью, медленной и непостижимой, непрерывно меняясь и при этом всегда оставаясь самим собой. С русским языком может произойти все, что угодно: перестройка, преображение, превращение, — но только не вымирание. Он слишком велик, могуч, гибок, динамичен и непредсказуем, чтобы взять и вдруг исчезнуть. Разве что — вместе с нами.