Найти тему
PSYCHO logicus

Анализ фильма "Сплит"

В статье есть спойлеры!

Триллер «Сплит» (2017, 18+) рассказывает историю Кевина с диссоциативным расстройством личности. Данное заболевание означает, что в теле одного человека живет несколько личностей, в случае героя фильма – их аж 23.

Лента тяжелая и мрачная, чувствительным зрителям я бы его не советовала, есть несколько сцен насилия, пришлось закрывать глаза.

К позитивному можно отнести довольно занимательный сюжет с точки зрения психологии. Вместе с героями можно погрузиться в бездну переживаний глубоко травмированных людей.

Главный герой Кевин был жертвой жестокого обращения своей матери. Подробностей из детства нам дают очень мало (а жаль), поэтому точно понять, что там происходило, мы не можем. Мы видим только короткую сцену, где Кевин сидит под кроватью, а мать с каким-то вроде бы прутком в руке пытается его оттуда выгнать, выкрикивая без остановки его полное имя. Видимо, прессинг в семье был настолько непереносим для ребенка, что на фоне этого произошел раскол личности на несколько частей.

Внутри Кевина разворачивается целая борьба за то, у кого власть и кому выходить в свет. К счастью, все 23 личности нам не показывают, мы просто знаем, что они есть. По ходу фильма зритель знакомится с модельером Барри, который каждый раз предстает перед психиатром, Патрисией и Дэвидом, помешанными на чистоте и аккуратности (черты матери Кевина), и 9-летним Хэдвигом (вероятно, это сам Кевин, застрявший в травмирующем детстве).

Сам Кевин запрятан куда-то глубоко, но если назвать его полное имя (как его называла мать в порыве ярости), то это воскресит все личности сразу.

В фильме показывают кризисный момент жизни больного. Кевин работал в зоопарке, как-то раз он вел группу подростков, и во время экскурсии два подростка в шутку положили его руки к себе на грудь. Стресс спровоцировал очередную перестановку во внутреннем пространстве больного. Все больше наружу стал выходить Дэнис, который в итоге похитил трех девушек-подростков.

Ситуация в зоопарке открыла ящик Пандоры: во-первых, всколыхнула подавленные сексуальные желания, во-вторых, была унизительна для Кевина, так как над ним пытались посмеяться. Второй момент является триггерным для героя, так как на фоне унижений от матери его личность как раз распалась на несколько частей. Кевин таким образом пытался защититься от подавленной, униженной части, вытеснив ее. Одновременно в нем накапливалась огромная злость и жажда реванша.

Неслучайно девушек крадет именно Дэнис – персонаж, который, с одной стороны, обладает обсессивно-компульсивными чертами агрессора - матери Кевина, с другой стороны, в нем запечатлены подавленные сексуальные фантазии Кевина, так как Дэнис любит смотреть на танцующих девушек.

Дэнис и Патрисия усиливают свою мощь внутри Кевина, пытаются защитить маленького Хэдвига (ситуация в зоопарке ударила по ядру уязвленной части) и начинают рассказывать про страшного зверя, который вскоре придет.

Зверь – новая фигура в составе Кевина, которая символизирует всю ту ярость, которая накопилась в Кевине в результате пережитого насилия. Зверь жаждет возмездия и в качестве мишени выбирает тех, кто не страдал, так называемых «невинных дев», которые не знали в своей жизни горестей. Две похищенные девушки прекрасно подошли на эту роль, поэтому и стали жертвами Кевина-зверя.

Однако была среди них необычная девушка Кейси, попавшая в ловушку случайно. Параллельно в фильме показывают ее трагичную историю детства. Если кратко, то она подвергалась сексуальному насилию со стороны дяди, который стал ее опекуном после смерти отца. Повествование идет на фоне леса и животных, так как папа и дядя были охотниками, и девочка с малых лет была вовлечена в эту деятельность. Я вижу в этом связь историй Кевина и Кейси. На протяжении всего фильма мы видим, что Кейси гораздо больше понимает Кевина, чем две другие девушки, которые просто бездумно сопротивляются.

На мой взгляд, в Кейси также, как и в Кевине, жил символический «зверь» в видео подавленной агрессии, которую она не могла выплеснуть на своего насильника. Подтверждение этому состоит в том, что девушка наносила себе вред путем порезов (форма аутогрессии). В конечном итоге печальная история Кейси ее и спасла, так как зверь Кевина ее помиловал, поняв, что она в своей жизни перенесла страдания.

В конце хотелось бы упомянуть психиатра. Доктор Флэтчер глубоко переживает за своих подопечных и верит в их уникальность. Это прекрасно, конечно, но психиатр в своем порыве спасателя перешла все границы безопасности, вплоть до того, что приехала без охраны в жилище больного Кевина, за что и поплатилась. Мораль сей истории такова, что в спасателя играть опасно, так как включается традиционный треугольник «тиран-спасатель-жертва», где спасатель станет-таки жертвой и получит от спасаемого. Тем более, если спасаемый тяжело болен.

После просмотра фильма у меня осталось странное послевкусие. В целом фильм мне понравился, но больше из-за того, что там можно разглядеть психологический материал.

Для себя я нашла подтверждение выводу о том, что жертвы насилия, которые не смогли выразить злость, носят в себе зверя, который так или иначе проявит себя либо в виде открытой или пассивной агрессии, либо в виде аутогрессии.

Вот такой вот получился первый обзор фильма. Нравится ли вам читать психологические разборы кино? Смотрели ли бы фильм Слпит? Хотели бы?