Кому-то из вас ребенок задает такие вопросы?
Чаще всего родителей подобное обращение пугает. Может появиться чувство вины, ощущение, что вы что-то упускаете, чего-то не додаёте.
Спокойно! Данный вопрос возникает даже при доверительных отношениях между членами семьи. Но не без причины! Давайте в них попробуем разобраться.
🌼 Рождение еще одного ребенка в семье. Все внимание обращено к маленькому, так как он, действительно, больше требует физического ухода. Главное правило: у каждого ребенка должно быть время, когда мама принадлежит только ему. Только с ним она идет в кино, только ему читает книгу, только с ним она секретничает.
🌼 Папа приезжает после длительной командировки или в жизни мамы появляется друг, которому она уделяет внимание. Подруга приходит в гости. Другими словами, в привычный распорядок отношений вносятся изменения.
🌼 После конфликтов и ссор между родителями. Детям свойственно думать, что они виноваты в том, что самые близкие ему люди не разговаривают друг с другом, кричат, плачут. Чувство вины вызывает тревогу, и ребенку надо почувствовать себя в безопасности. Получив утвердительный ответ, детям становится спокойнее.
🌼 После ссор с родителями. Когда он нашкодил, разлил, разбил, получил двойку, и вы отреагировали бурно, эмоционально, с нотациями и наказанием, ему надо убедиться в том, что его любят, не смотря ни на что.
🌼 Когда другим разрешается то, что запрещено вашим детям. Например, гостям можно прыгать на диване, потому что делать замечания чужим детям вам неудобно. Возникает противоречие, и появляется закономерный вопрос.
🌼 Язык любви вашего ребенка отличается от того, как вы проявляете любовь, поэтому он и спрашивает.
Но бывает и так, что дети в адрес родителей бросают и не очень теплые слова.
«Я тебя не люблю!" – такое они произносят в дошкольном возрасте, а школьники и подростки могут выпалить: «Я тебя ненавижу! Побыстрее уже съехать от вас».
Для начала давайте разделим два понятия.
Любовь – это чувство, оно длительное и устойчивое, так как возникает и сохраняется в результате повторяющихся реакций на стимулы.
Эмоции же кратковременны и сиюминутны.
И вот, когда ребенок не получает разрешения пойти в гости с ночевкой к подружке или ему не покупают в магазине новую игрушку, возникает столкновение интересов взрослого и ребенка.
Появляется эмоция: грусть, обида, ненависть или злость. Надо учить ребенка выражать недовольство в словесной форме, называя эмоции и чувства словами.
Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом, который понимает, что он в тот момент чувствует, скажет: «Я обиделся!» (заплачет, топнет ногой) или «Мне надо побыть одному, потому что сейчас я в бешенстве!" или "Ты меня бесишь!» (уйдет в свою комнату и хлопнет дверью).
Дети, которые слабо различают свои и чужие эмоции, скажут про нелюбовь и ненависть.
Когда вы слышите: «Я тебя не люблю!» - есть несколько способов реагирования:
🌿 «А я тебя люблю! Люблю независимо от слов или поступков!»
🌿 «Я думаю, что ты просто обижен, злишься, расстроен" – назовите ту эмоцию, которую ребенок сейчас испытывает. Так вы избежите подмены понятий.
🌿Когда вы слышите от школьника: «Я тебя ненавижу!», то здесь следует показать, что вы его понимаете: «Я понимаю, что ты сейчас расстроен. НО мне неприятно, (больно), когда ты так легко бросаешь слова в мой адрес!». Таким образом, вы обозначите границы дозволенного.
От чего надо воздержаться. Эта фраза не должна вас зацепить, иначе ребенок будет её повторять. Не ругайте, не наказывайте его игрой в молчанку, не говорите тоже самое в ответ, не отменяйте свой запрет или наказание. Не игнорируйте и не делайте вид, что вам это безразлично.
Остались вопросы? Пишите их в комментариях.
С вами была педагог-психолог Елена Резепина. До скорой встречи!