Найти тему

Ladies In Jazz: разрешите себе быть счастливыми и немного сумасшедшими.Часть 2

Вокальный квартет «Ladies In Jazz»
Вокальный квартет «Ladies In Jazz»

— Татьяна, я знаю, что Вы тоже имеете непосредственное профессиональное отношение к хору мальчиков «Пеллерво»?

— Да, я хормейстер этого замечательного коллектива и преподаватель дирижирования Петрозаводского музыкального колледжа им. К. Э. Раутио.

— Для читателей, сильно любопытных, но не сильно разбирающихся в профессиональной иерархии музыкантов, поясните кто такой хормейстер.

На фото: Татьяна Косарева
На фото: Татьяна Косарева

— Правая рука руководителя хора, дирижера: разучивает произведения с хористами, партии по голосам. Ведет с артистами хора групповые и индивидуальные занятия, добиваясь высокого уровня исполнения. Помогает в организации концертов и выездов.

— А преподаватель дирижирования? Он учит обращаться с дирижерской палочкой? Есть какая-то специальная азбука дирижирования?

— Многие думают, что хором или оркестром управляет не дирижер, а его палочка. Примерно так! (прим. берёт со стакана трубочку, и в ее руках она превращается в изящный инструмент). Нет. Дирижировать — это не махать палочкой, подавая знаки!

Палочка тут же вернулась обратно, превратившись в обыкновенную трубочку, которая грустно, и даже обиженно, поглядывала со стакана на Татьяну. Как же они умеют оживлять всё вокруг себя? Всё, о чем бы они не говорили, до чего бы не дотрагивались наполнялось энергией и новым смыслом. Что же происходит, когда они начинают петь? Строгий голос Татьяны вернул меня обратно, не дав ответить на этот вопрос.

— Возможно Вы думаете, что дирижер просто машет руками? Нет. Он определяет темп, динамику и метр музыки, он интерпретирует произведение, чтобы оно было целостным. Не мои слова, но я их разделяю: «Дирижер как авиадиспетчер, одновременно руководящий взлётом и посадкой сотни самолётов. На миг ослабит внимание — «передержит» паузу, заглушит один инструмент или голос другим — и произойдёт катастрофа, музыка погибнет». Вот этому и учит педагог по дирижированию — анализировать изучаемое произведение, доносить до исполнителей его интерпретацию при помощи дирижерского аппарата, и это совсем не палочка, это руки, лицо, тело, душа в конце концов.

На занятиях по дирижированию также обучают исполнению произведений aʼcappella. На экзаменах студент должен сыграть «акаппелку» на рояле и представить комиссии своё «идеальное звучание» исполняемого произведения, только потом он встает и дирижирует его. Поэтому дирижер — это «не палочка», это вдохновитель. Это как художник, рисующий великолепный пейзаж и рисует он его так, как ОН это видит! Нужно научить его видеть!

— Вы строгий преподаватель?

— Да. Я строгая. Но если студент занимается и старается, занятия проходят легко, а порой и очень весело, так как с чувством юмора у меня проблем нет, только с терпением (прим. смеётся). А вот если студент приходит не готовый, я могу отругать, и даже выгнать с урока, но недалеко и ненадолго (прим. опять смеётся).

— А что Вы цените в учениках и что стараетесь развивать в первую очередь?

— Ценю и стараюсь развивать в студентах музыкальность, самостоятельность и умение преодолевать трудности, не останавливаться и двигаться вперед. У меня даже свой педагогический девиз есть «Не будь «мямлей»! Причем не только в музыкальном плане, а по жизни. Решительность и настойчивость — залог успеха!

Среди «поющей» четверки есть еще один представитель профессионального сообщества хормейстеров. Анастасия Бурцева — хормейстер и педагог Образцового детского коллектива художественного творчества старшего хора девочек «Теллерво».

— Анастасия, Светлана нам рассказала, как работать с разновозрастными мальчиками, а как Вам работается в женском коллективе?

На фото: Анастасия Бурцева
На фото: Анастасия Бурцева

— Придерживаясь музыкальной линии нашего разговора, скажу, что женщина — виртуозный музыкальный инструмент. Виртуозный значит сложный, многогранный, а иногда и причудливый, притом это совсем не зависит от возраста, это я сейчас про причуды (прим. смеётся). Мы все одинаковы. А если количество женщин на один квадратный метр значительное, то и уровень нашей причудливости соответствующий. Поэтому отвечу так — с девочками сложно.

Самый сложный возраст для хоровой работы — это 7-8 класс, когда у девушек переходный возраст, каждая требует индивидуального подхода. Плюс ко всему имеет место мутация голоса, повышаются нагрузки, ученицы не выдерживают и, к сожалению, бросают занятия. Получается, ты и педагог, и психолог, и друг, а иногда и мачеха, но добрая и заботливая! Я люблю их и то, что мы делаем вместе!

Автор: Елена Малахова

Продолжение читайте в нашей следующей статье.