Найти тему
Психолог Яна Фролова

Герой внутри нас: встреча с Тенью и трансформация доминирующей установки сознания

Оглавление

Внутри каждого человека есть свой Герой. В сказках Герой отправляется в иные страны, чтобы добыть что-то важное – принцессу, сокровище, философский камень. Внутри психики героическая функция нужна, чтобы встретиться с Тенью и интегрировать ее ресурсы в сознание. Это делает индивида более целостным.

Паоло Уччелло «Битва святого Георгия с драконом»
Паоло Уччелло «Битва святого Георгия с драконом»

Обычно Герой отправляется в какой-то другой мир – «за тридевять земель», в стану мертвых, в заморские страны. И если государство, откуда Герой родом, – это что-то известное, то в том другом мире он должен найти что-то новое, неизвестное. Поэтому "пойди туда, не знаю куда". Функция Героя – встреча с противоположностью того, что содержит сознание, и способность вступать в конфронтацию с внутренними «демонами».

Какие бывают Герои

Пол, возраст, внешний вид Героя могут быть совершенно разными. Примеры Героинь женского пола – древнегреческая богиня Артемида, Василиса Прекрасная, Герда из «Снежной королевы». Мужские Герои – Прометей, добывший огонь для людей, Иванушка Дурачок, Мальчик-с-пальчик.

Герой делает возможными глобальные перемены внутри психики – человек принимает новые способы мышления, поведения, взаимодействия с эмоциями. В обществе Герой тоже вызывает перемены. Современные Герои – Билл Гейтс, открывший пенициллин ученый Флеминг, режиссер фон Триер.

С Героем можно перепутать идеал героя, распространённый в обществе. Идеал появляется, когда Герой уже прошел свой путь, стал Королем, и на пике успеха превратился в плакат, слоган, шаблон. Тогда в теневое пространство вытесняется все неприятное и социально неприемлемое – злость, уродство, сомнения, боль, отчаянье. Идеал вмещает в себя только свет и успех.

Также можно перепутать с Героем борцов за перемены через насилие и ненависть. Они делают это, разрушая мораль и проецируя Тень на других людей, а не через внутреннюю работу со своей Тенью. Такой способ не делает Героем.

Неизбежность смерти Героя

Обычно в начале своего пути Герой полон сил, уверенности и мужества. Но выполнив свою роль, Герой должен преждевременно умереть, что в сказках и мифах означает или быть убитым в схватке, или стать новым Королем. Это неизбежно, потому что не может быть жизни без тени.

Внутри психики Герой умирает, превратившись в доминирующую установку сознания. Он становится Королем, правящим принципом. Новый Король берет на вооружение коллективные нормы, становится жестким, параноидальным, цепляется за свою власть. И, в итоге, это делает доминирующую установку сознания ложной. Затем Короля должен победить новый Герой.

Иметь доступ к своей героической функции означает возможность внутренних перемен. Также важно, что героический процесс цикличен: мы меняемся, принимая новые установки, убеждения, формируя новую Персону, но через некоторое время они становятся ригидными, и, если мы не хотим, чтобы развитие остановилось, внутри должен родиться новый Герой.

По мотивам книги Эрель Шалит "Враг, калека и нищий: тени на пути героя".

Автор: Яна Фролова

Подписывайтесь на мой канал в Телеграм
"Заметки о юнгианском".

Приходите на мой сайт😊.
Записывайтесь на консультации: +7 (905) 501-23-73.