Художник-пилигрим, скитающийся меж стилей и жанров в поисках своей собственной художественной правды. Тот, кто привнёс изящество лаконичности в сложносочинённые концепции фламандцев. Замаскировал психологические портреты под жанровые зарисовки в духе голландских мастеров. Создал множество натюрмортов, чья естественность и достоверность бросала серьёзный вызов традициям эпохи.
Впрочем, не станем прозывать Жана Батиста Симеона Шардена «непонятым художником», «бунтарём» и тем паче «революционером своего времени», как это порою делают наши коллеги. Да, на фоне французских гениев конъюнктуры (навроде Ватто и Буше) успешная карьера вечного экспериментатора и нарушителя канонов смотрится парадоксальным историческим фактом. И всё же скромные ростки реализма, проявляющиеся в работах Шардена, обязаны своим появлением выдающейся наблюдательности и склонности мастера к стилистической эклектике. А вовсе не каким-либо гениальным прозрениям художника.
Шарден — подлинный мастер своей эпохи, чьей кистью в равной степени водили талант и обстоятельства. Занятный (и печальный) факт: свой последний и величайший шедевр — «Автопортрет с козырьком» — наш герой написал в весьма обобщённой манере и с использованием пасторали совсем не потому, что провидел великолепный конечный результат такого сочетания технических решений. А из-за банального ухудшения зрения! Ирония судьбы: пилигрим от мира живописи пришёл к своему величайшему творческому достижению настолько же самостоятельно, насколько и эмпирически. Абсолютно заслуженно и абсолютно случайно в одно и то же время...
Ну а теперь, когда сказаны все необходимые вступительные слова и обозначено наше личное отношение к судьбе и творчеству знакового живописца, предлагаем Вам, уважаемый читатель, нашу традиционную «игру по каталогу». От Вас — любое число в диапазоне от единицы до 160 в разделе комментариев. С нашей стороны — публикация картины, значащейся под этим номером в каталоге работ художника. Удачного выбора и приятного просмотра!
Автор: Лёля Городная