Старение ослабляет системы регуляции поддержания водного баланса, что требует более сознательного контроля за потреблением жидкости для предотвращения обезвоживания.
Многие из нас слишком хорошо знакомы с изменениями, которые происходят с возрастом – потеря мышечной массы и плотности костей, более частые провалы в памяти – этот список можно продолжать. Но из всех этих изменений, возможно, одна из наименее известных тем оказывает огромное влияние на продолжительность жизни и здоровье: снижение нашей способности поддерживать достаточное количество жидкости в организме.
Важность гидратации
В острой форме к последствиям обезвоживания и истощения относятся головокружение, усталость, туман в сознании и падение артериального давления, тогда как более длительное или тяжелое обезвоживание может вызвать повреждение почек, усугубить гипертонию и увеличить вероятность тромбоза глубоких вен.
Сильное истощение объема жидкости и последующее низкое кровяное давление могут привести к потере сознания. Для многих, особенно для пожилых людей, подобные эпизоды могут привести к изнурительным травмам или смерти. Но пожилые люди не только подвергаются большему риску серьезных последствий в случае обезвоживания – они также с большей вероятностью обезвоживаются.
Гидратация – это баланс входов и выходов
Баланс жидкости в организме регулируется двумя широкими категориями процессов: теми, которые контролируют поступление воды, и теми, которые контролируют выход воды. Со стороны потребления у нас есть жажда. По мере того, как мы становимся более обезвоженными или истощенными, мы испытываем сознательное возрастающее стремление потреблять больше жидкости, и, удовлетворяя это стремление, мы противодействуем потере жидкости.
На выходе у нас есть несколько путей, включая потоотделение, дыхание, потерю воды с стулом и, конечно же, мочеиспускание. Из них мочеиспускание подлежит особенно строгому регулированию для поддержания баланса жидкости, так что мы можем удалять воду, когда у нас ее избыток, или удерживать воду, когда запасы нашего организма истощаются: когда мы обезвоживаемся, почки могут реабсорбировать часть этой воды, чтобы ограничить дальнейшие потери. Этот процесс концентрирования мочи является причиной того, что моча становится темнее, когда мы пьем слишком мало воды.
Баланс потребления и вывода — довольно надежная система в большинстве повседневных ситуаций для большинства взрослых. Жажда и концентрация мочи обычно хорошо справляются с поддержанием достаточного уровня гидратации, чтобы избежать негативных последствий, пока жидкость легко доступна и мы не игнорируем жажду, когда она возникает.
Однако есть несколько важных обстоятельств, когда системы регулирования имеют тенденцию выходить из строя либо на стороне потребления, либо на стороне выхода. Когда мы теряем большое количество жидкости очень быстро – например, в жаркой и сухой среде, во время длительных физических нагрузок или, например, при сдаче крови – ощущаемая жажда и добровольное питье часто не могут адекватно компенсировать дефицит. С другой стороны, употребление алкоголя ухудшает нашу способность концентрировать мочу, что приводит к обезвоживанию организма из-за чрезмерного выделения воды. Но еще один фактор риска – которого мы не можем избежать так легко – преследует нас, приходя и уходя, ставя под угрозу регулирование как потребления, так и вывода: пожилой возраст.
Старение ухудшает регулирование потребления и выведения жидкости
Давно известно, что у пожилых людей реакция жажды на обезвоживание притупляется. Классическое исследование 1984 года сравнило восприятие жажды в ответ на лишение воды у здоровых мужчин в возрасте 67–75 лет и 20–31 года и показало, что пожилая группа сообщала о меньшей жажде и потребляла меньше воды после периода лишения, несмотря на более объективные показатели обезвоживания. Подобные результаты с тех пор наблюдались в ответ на другие стимулы, вызывающие жажду, такие как гипертоническое введение физиологического раствора или тепловой стресс, но точные механизмы, лежащие в основе этого возрастного дефекта реакции жажды, еще полностью не выяснены.
Дальнейшее повышение риска обезвоживания связано с возрастным снижением концентрационной способности мочи. В то время как у молодых людей диурез снижается в ответ на недостаток воды, предыдущие исследования показали, что это снижение выделения несколько уменьшается у людей в возрасте 40–59 лет и почти полностью отсутствует у людей в возрасте 60–79 лет. Одной из причин этого является снижение способности почек реагировать на антидиуретический гормон (также известный как вазопрессин) – гормон, отвечающий, помимо прочего, за стимуляцию реабсорбции воды из мочи, за поддержание баланса жидкости. (Вазопрессин также ингибируется алкоголем, поэтому употребление алкоголя парадоксальным образом приводит к обезвоживанию).
Низкая мышечная масса усугубляет проблему
Одно более знакомое изменение, связанное со старением: изменение состава тела. Сухая масса обычно уменьшается, а жировая масса увеличивается, а поскольку мышечные клетки содержат гораздо больше воды, чем жировые, этот переход приводит к существенному снижению общего количества воды в организме. При меньшем общем количестве воды в организме последствия любого отклонения от оптимального баланса жидкости усиливаются, так что даже незначительное лишение воды может вызвать клинически значимое обезвоживание.
В дополнение к этому прямому влиянию потери мышечной массы на баланс жидкости, низкая мышечная масса может также иметь косвенный эффект, ухудшая способность человека искать воду в ответ на жажду. Слабость ограничивает подвижность, необходимую для выполнения повседневных задач, включая поход на кухню за стаканом воды. Когда утоление жажды требует больших физических трудностей или помощи со стороны других, мы можем быть менее мотивированы или неспособны реагировать на жажду, когда она возникает, как показали исследования среди взрослых, находящихся в престарелых или в интернатах.
Предотвращение обезвоживания – и его последствий – с возрастом
Когда дело доходит до регулирования жидкости, становится ясно, что старение представляет собой нападение на несколько фронтов. К счастью, первая линия защиты проста: сознательно пейте больше жидкости. Когда мы молоды, гидратация не требует особого внимания; наши тела говорят нам пить воду, когда мы обезвожены, и эффективно предотвращают лишнюю потерю воды. Но по мере того, как мы достигаем среднего возраста и старше, работы на автопилоте, вероятно, будет недостаточно. Хотя мы мало что можем сделать с потерей способности концентрировать мочу, мы можем более осознанно потреблять жидкость , чтобы поддерживать адекватную гидратацию.
Мы также можем уменьшить влияние обезвоживания на продолжительность жизни и здоровье, наращивая и поддерживая мышечную массу. Увеличение мышечной массы увеличивает общее количество воды в организме, тем самым ограничивая вероятность того, что небольшая потеря воды может вызвать головокружение или другие негативные последствия, а если головокружение все же возникнет, дополнительная сила может сыграть решающую роль между катастрофическим падением и незначительной потерей равновесия.
Тяжёлый урок
Старение сопровождается бесчисленными физиологическими изменениями и опасностями долголетия, многие из которых уже давно привлекают внимание. Если повезет, этот материал может избавить людей от горького изучения урока – и который будет только возрастать по мере того, как проходят годы, и гидратация требует все большего усердия.