Правильная ассортиментная карта – ключевое условие для успешной деятельности на маркетплейсе. Многие продавцы пренебрегают этим и начинают выводить на платформу сразу все, что у них есть. Или не заморачиваются с выбором ниши, предлагают первый попавшийся хайповый товар, то, что считает нужным сам селлер, а не потенциальные покупатели.
Мониторить спрос на товары можно в Google Trends, аналитических сервисах по типу ShopStat, в рейтингах на зарубежных маркетплейсах, профильных чатах и сообществах предпринимателей. Такой анализ желательно проводить для каждой площадки отдельно. Но для начала все-таки рекомендуем освоить один маркетплейс, а потом уже идти на следующие.
До закупки первой партии оцените:
- ожидания покупателей;
- конкурентоспособность, качество продукта;
- маржинальность;
- потенциальную стоимость;
- наличие продаж в нише.
Контроль объема запасов на складе.
Есть две крайности: селлеры завозят на склад мелкую партию или, наоборот, везут слишком много, даже не протестировав динамику спроса на определенный товар. В обоих случаях возможны потери – недополучение заказов, лишние расходы на хранение, образование невостребованных залежей.
Проблема достаточно легко решается, если анализировать спрос и на основании полученных данных подбирать оптимальные объемы и сроки поставок для каждого типа товара. При этом нужно учитывать условия поставщика, складские тарифы, вероятность задержек.
Главное здесь – аналитика и баланс. Если вы увидите, что товар востребован и быстро разлетается на маркетплейсе, увеличьте объемы его поставок и своевременно пополняйте запасы. Покупатели не будут ждать поступлений у конкретного продавца. Когда товара нет в наличии, они идут искать аналогичные предложения у конкурентов. Кроме того, такие карточки сильно теряют в рейтинге.
Постарайтесь наладить поставки так, чтобы в случае недостатка какой-либо продукции, вы смогли бы оперативно доставить ее на склад. Также при планировании закупок важно обращать внимание на сезонность спроса.
Если товар на складе закончится, то карточка товаров упадёт в рейтинге. Если нет товара , то маркетплейс не видит смысла в продвижении.
Для предотвращения подобных ошибок надо иметь возможность оперативно пополнять стоки. Следить за наличием товара, чтобы его могли быстро привезти. Иными словами, нужно выстроить цепочку поставок так, чтобы промежутка между ними не было.
Например, следить за остатками на складе Wildberries можно разными способами. Способ подойдёт как для FBO, так и для FBS. Зайдите в личный кабинет селлера во вкладку «Аналитика», выберите раздел «Отчеты» и провалитесь в «Отчет по остаткам на складе». Он откроется в виде таблицы и покажет количество товаров в пути, на складах, и остатки, доступные для заказа.
Ещё остатки отображаются в отчёте «продажи», в графе «Текущий остаток». Отчёт скачивается в виде таблицы.
Когда товар поступит на склад, карточку товара придется поднимать заново, используя все средства продвижения.