Найти тему

Перезагрузка на ходу. Автопром Петербурга покажет небывалый рост

Оглавление

Под новым автобрендом

Согласно комментариям экспертов ЦБ, ситуация в российской автоотрасли постепенно улучшается. Автомобильный рынок в РФ становится более сбалансированным, формируется новая структура предложения, в том числе за счет того, что на производственных площадках России реализуются проекты контрактной сборки автобрендов из дружественных стран и развиваются отечественные марки.

На данный момент в РФ, включая Северо-Западный регион, идет перезапуск крупных автозаводов, которые были остановлены в 2022 году, решаются проблемы с поставками автокомпонентов и/или локализацией их производства. На эти непростые процессы потребуется примерно три года.

В ходе заседания Промышленного совета Петербурга представители местного автопрома презентовали первую модель нового автобренда, которая будет выпускаться на питерском автомобильном заводе, ранее принадлежавшем японскому концерну (предприятие приостанавливало конвейер в 2022 году после введения антироссийских санкций). Объем этого производства в нынешнем году составит до 25 тысяч машин. Будут доступны две комплектации в шести цветах.

Еще один новый бренд представлен другим вышедшим из простоя петербургским автозаводом, принадлежавшим южнокорейскому концерну. В его модельном ряду два седана, кросс-хетчбэк и кроссовер. На данный момент на предприятии действует производство полного цикла, включая цеха штамповки, сварки, окраски и сборки. Общее число сотрудников составляет порядка 800 человек.

Из-за санкций и приостановки работы автозаводов с петербургского рынка ушли более 50 % производителей автокомпонентов. Тем не менее сейчас появляются новые предприятия и в этой сфере. Например, в Киришском районе Ленинградской области на территории индустриального парка «Левобережный» анонсировано строительство завода, где будут производиться тормозные диски и барабаны для легкового и грузового автомобильного транспорта в объеме более трех миллионов штук в год. Это позволит обеспечить такой продукцией до 15 % российского рынка. Общий объем инвестиций в проект составляет более 10 млрд рублей. Запуск производства планируется на четвертый квартал 2025 года.

Логистика параллельного импорта

В целом предложение автомобилей на отечественном рынке увеличилось за счет официальных поставок иностранных машин (преимущественно китайских брендов) и параллельного импорта.

По данным аналитического агентства «Автостат», в минувшем году импорт новых легковых авто вырос в 3,7 раза и заметно превысил уровень 2021‑го. Вместе с тем активно менялась его структура по странам происхождения: импорт из Японии и европейских государств был замещен на поставки из Китая и других дружественных стран. Импортеры смогли наладить логистику и обслуживание поставляемых автомобилей, а также заинтересовать российских покупателей новыми брендами.

На параллельный импорт через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в прошлом году пришлось около 12 % совокупных продаж. Этот канал в определенной степени помог удовлетворить спрос на рынке, особенно в сегменте кроссоверов и внедорожников. Однако в нынешнем году поставки автомобилей по параллельному импорту могут сократиться. Сдерживающим фактором остается высокая стоимость автомобилей и удовлетворение покупательского спроса за счет расширения официального предложения. Кроме того, с 1 апреля 2024 г. вступил в силу пересмотр методики расчета утилизационного сбора за автомобили, ввезенные через государства Евразийского экономического союза.

В настоящее время при ввозе машины через эти страны таможенная очистка может быть произведена в любой из юрисдикций по общим правилам ЕАЭС. После 1 апреля как для физических, так и для юридических лиц вводится доначисление утилизационного сбора за автомобили, ввезенные через такие страны. Это уравняет условия ввоза машин из государств ЕАЭС и дальнего зарубежья.

«Вторичка» немного просела

Всего по итогам прошлого года в России было продано 1,06 млн новых легковых автомобилей — на 69 % больше, чем в 2023‑м. Продажи в январе-феврале текущего года составили 184 тыс. машин (+82 %), превысив уровень четвертого квартала 2021‑го. Однако этот рост связан с низкой базой прошлого периода. Соответственно, в нынешнем году эксперты такого роста не прогнозируют. По их расчетам, будет продано около 1,3 млн штук новых автомобилей (базовый прогноз предусматривает продажу 1,1 млн машин). Лидирующую позицию в структуре продаж легковых авто занимал крупнейший отечественный производитель. Его доля составляла почти 30 % рынка. Также вырос спрос на автомобили, произведенные в дружественных странах.

На вторичном рынке ситуация следующая. В последние годы этот сегмент в основном наполняли автомобили, выпущенные до 2014 года. Они хорошо продавались, а у потребителей был широкий выбор. В прошлом году в России было куплено почти 5,7 млн подер­жанных легковых автомобилей. По сравнению с 2022‑м «вторичка» выросла на 17 %. В нынешнем году все эти авто, произведенные десять и более лет назад, постарели еще больше, что негативно сказывается на их техническом состоянии. В итоге рынок машин с пробегом продолжил свой спад, начавшийся еще в августе 2023‑го. При этом самая большая доля продаж приходится на автомобили, выпущенные 10 и более лет назад, — 68 %. Машинам в возрасте 3 – 6 лет принадлежит 17 % рынка. 11 % — у авто от 7 до 9 лет включительно. И всего 4 % — это машины до трех лет.

По мнению экспертов, дальнейшее увеличение спроса на автомобили возможно при росте доходов населения и автокредитования, расширении господдержки (льготного автокредитования, лизинга и госзакупок), а также решении проблем с обслуживанием машин. Пока качество сервиса, в том числе и в сегменте китайского автопрома, оставляет желать лучшего. Дилеры отмечают дефицит запчастей, а сервисы — сложности с заказом деталей: каталоги производителей либо отсутствуют, либо выпускаются только на китайском языке. Для официально представленных на российском рынке брендов сложностей с обслуживанием меньше, чего не скажешь о трудностях с логистикой.

Еще одна актуальная проблема автопрома — дефицит квалифицированных кадров. К примеру, на обновленный автомобильный завод в Петербурге пришлось приглашать специалистов из Калуги, поскольку местных сотрудников пока не хватает.

Остается добавить, что в начале года прирост потребительских цен на новые легковые автомобили составил 12 %. Отечественные легковые машины подорожали на 18 %. Стоимость новых импортных авто выросла меньше — всего на 4,4 % в годовом выражении. Сдерживающее влияние на рост цен на зарубежные автомобили оказали укреп­ление рубля в конце прошлого года и значительные складские запасы машин, преимущественно китайских марок. Цены на вторичном рынке растут быстрее, чем на рынке новых импортных автомобилей.