Найти тему
O-go-go!

Что такое "Машина "Слейд"? Сейчас узнаете.

Так выглядит начало статьи.
Так выглядит начало статьи.

В моих архивах имеется любопытное приложение к знаменитому музыкальному журналу ‘New Musical Express’. Называется оно ‘Hot Rock Guide’ – ‘Горячий путеводитель по року’ (или ‘Путеводитель по горячему року’). Судя по всему, это был ежегодник, но у меня только одно издание – за 1973 год.

Обложка издания.
Обложка издания.

Посвящен он музыкантам, популярным в этот период – Bowie, Pink Floyd, Roxy Music, Rolling Stones, Slade, Yes, Nazareth и др. Специально для любителей Slade я взял оттуда несколько необычную статью о них. Необычную потому, что посвящена она отнюдь не участникам знаменитого квартета, а людям, их окружавшим. Буду рад, если слейдоманы найдут ее интересной и полезной для себя. Автором статьи является журналистка Джулия Уэбб. Перевод вашего покорного слуги. Итак, ‘The Slade Machine’. Читаем.

Во время гастрольных поездок на любую группу ложится огромная нагрузка и чтобы облегчить музыкантам жизнь, требуется хорошая организация (этого процесса). Давайте взглянем на персонал, сопровождающий "Слейд" - одну из лучших вспомогательных команд, помогающую сгладить ухабы в пути и устранить возникающие трудности. Джулия Уэбб рассказывает. 

Боуи ушел*, Family распались, Ронни Лейн покинул The Faces и был заменен Тетсу**, а "Слейд" по-прежнему крепки и в 73-м, и набирают обороты с каждым новым синглом. 

(Прим. пер.: *в июне 1973 г. Боуи заявил, что он отыграл последний концерт и займется другим видом деятельности, не связанным с поп-музыкой. **Тетсу Ямаучи – японский бас-гитарист, игравший в Free, Faces). 

Семьдесят третий несомненно войдет в историю, как год, в котором группы распадались и претерпевали изменения (составов) чаще, чем в любое другое время. Это был период нестабильности, в котором возобладавшее "эго" (некоторых музыкантов) разрушило немало отличных коллективов. И только "Слейд", похоже, остаются несокрушимыми. 

Первое фото к статье.
Первое фото к статье.

Они уже много лет вместе, и это добавляет им прочности. Хотя напряженные события (последнего времени), несомненно, влияют и на них, мысль о том, что "Слейд" могут распасться или прекратить выступать, кажется нелепой. Мало найдется коллективов, которые смогли бы пережить то, что пережили музыканты минувшим летом – тяжелую травму Дона Пауэлла в автоаварии – и при этом остаться на плаву.  

В больнице был момент, когда врачи не давали Пауэллу никаких шансов. Но музыканты "Слейд" всегда верили, что он выкарабкается – или думать по-другому они просто не могли?

Второе фото к статье.
Второе фото к статье.

Помимо их естественной сплоченности, значительную роль в успехе "Слейд" играет их профессиональное окружение. Менеджер Чес Чендлер, сам бывший музыкант, участник The Animals, знает жесткие жернова шоу-бизнеса, через которые вынуждены проходить группы. 

С тех пор, как он прекратил играть, он был менеджером лишь у Хендрикса и "Слейд". Невероятно, но поначалу ему даже не удавалось продать (музыку) Хендрикса – тот никого не интересовал. И много позднее то же случилось и с его скинхедовской, на тот момент, группой "Слейд" – опять-таки никто не проявил интереса. 

Чендлер относится к тому типу людей, с которыми (особо) не поспоришь. Он - человек, исполненный спокойной уверенности (в своей правоте). И, самое главное, он знает все ходы и выходы шоу-бизнеса. Смошенничать, обмануть его или его подопечных было бы трудно.

За гастрольные поездки "Слейд" отвечает, пожалуй, лучший тур-менеджер, какого можно найти на данный момент. Это парень по прозвищу Суин (сокращение от его фамилии Swinnerton – прим. пер.). Он с ними с самого начала. В 13 лет учился в той же школе, что и Дон Пауэлл, и когда Пауэлл присоединился к группе The Vendors, Суин последовал за ним, отвечая за (музыкальное) оборудование – каким бы (примитивным) оно ни было в те дни.

Суин, смеется, отрицая свои заслуги: «Да просто я там (у них) околачивался. Бесплатная выпивка, девчонки – вот что мне было (на самом деле) надо». И все же он вкалывал по вечерам, сначала у The Vendors, потом у The In Betweens, сочетая это со своей основной работой днем.

Неблагодарное это было занятие. Но Суин все равно остался со "Слейд", просто потому, что эта группа, по его словам, вызывала у него «мурашки по спине». Короче говоря, он знал, что "Слейд" станут тем, кем они стали, еще за пять лет до того, как это поняли другие.

Теперь, когда (у группы) появились деньги и более выгодные заказы, можно подумать, что тур-менеджеру и работать стало полегче. Но успех влечет за собой и появление (новых) проблем, и необходимость организовывать что-то дополнительно, и подразумевает еще бОльший профессионализм.  

«Мне потребовалось три года – медленного, с ошибками, движения вперед. Помню, в какой ужас приводили меня аэропорты, - вспоминает Суин. – Но (теперь) я знаю «слейдов» лучше, чем кто-либо. И я провожу с ними больше времени, чем кто-либо. Хотя много мне помогал и Чес – без его помощи у меня бы ничего не вышло. Помогал, советовал, а теперь я знаю, что он доволен моей работой, потому что на гастролях я могу справиться с любой ситуацией». 

Рутинные проблемы, которые решает Суин, включают авиаперелеты, гостиницы, проверку договоренностей с промоутерами каждого концерта, проверку обслуживающей команды, освещения. Вопросы приема на работу и увольнения (своего персонала) тоже лежат на нем. 

«Я очень уважаю членов своей команды. У нас трое постоянных участников: Чарли Ньюнхем, отвечающий за микшерный пульт, Джон Джонс – за вспомогательное оборудование (backing equipment) и Роб Уильсон – за ударные. Обходиться без них я бы не смог».   

Ну, а что насчет самих «слейдов»? Капризные ребята? Не хочется ли Суину время от времени повернуться к ним спиной, да и послать их подальше, когда, к примеру, они все сидят и требуют: а ну-ка, сгоняй нам за выпивкой? 

«Да нет, это меня не обижает. Я отношусь к этому, как к части своей работы. Тур-менеджер – это последнее звено в цепи: что бы ни случилось, виноват всегда он».  

Важное качество, которым должен обладать Суин – это тактичность. Многие возникающие конфликты надо улаживать очень аккуратно. Например, когда поклонники начинают чересчур «доставать» музыкантов. К примеру, «слейды» пытаются заснуть, а подростки ломятся в двери их номеров. Как же выходит Суин из таких ситуаций? 

«Надо просто оценить, переходят ли фанаты (допустимые) границы или нет. Сами «слейды» не обязаны утихомиривать своих поклонников. Если некий промоутер напартачил с концертом, то это не дело музыкантов выговаривать ему. Это моя обязанность. Группа не должна вступать в (какие-либо) пререкания. Прежде чем это произойдет, должен успеть вмешаться я. Самый неприятный случай, который у меня был – это когда пришлось выяснять отношения с другой группой».

Дела с охраной на любом из концертов "Слейд" обстоят плачевно. Толпы зрителей всегда стремятся протолкнуться поближе к сцене, и время от времени это вызывает грубый ответ секьюрити. И опять-таки в обязанности Суина входит следить за тем, чтобы фанаты не пострадали.

«Очень часто я убирал охранников со сцены, когда мне казалось, что они действуют слишком жестко. В Новой Зеландии, на одном из концертов под открытым небом, охранники были просто гигантских размеров – ростом футов, так, под семь (2 м 13 см) и весом 20 стоунов (127 кг ). Когда кто-то (из зрителей) приближался к сцене, они просто пинали его в лицо. И нам пришлось убрать их, хотя это было нелегко. 

На том же концерте огромный сильно пьяный маори (коренной житель Новой Зеландии – прим. пер.), влез на сцену и напрямик направился к Нодди. Он тянулся к его шляпе с таким выражением лица, что было понятно: если он не заберет шляпу, то он заберет самого Нодди. Положение было непростое, парень был внушительных размеров. Ну, я снял свою майку с изображением «слейдов» и отдал ему. Оставшуюся часть концерта он просидел на передней части сцены, очень счастливый». 

Третье и последнее фото к статье.
Третье и последнее фото к статье.

Очень важно, чтобы все время музыканты были в хорошем настроении и чтобы их не касались никакие проблемы. 

«Надо понимать их чувства, и мы создаем им возможно лучшие условия перед тем, как они выходят на сцену. Нам может показаться мелочью то, что вызывает раздражение у них, но артисту, который перед выступлением часами настраивался, расходуя свою нервную энергию, очень важно, чтобы все было, как надо». 

Вот такой текст.

Hеобходимое послесловие от переводчика. Грэхем Суиннертон умер в конце 2015 года, проиграв долгую борьбу с онкологическим заболеванием. 

Поскольку данная публикация была снабжена всего тремя фото группы, я добавлю в качестве бонуса еще одно, тем более, что я когда-то обещал читателям опубликовать его. Это реклама их сингла «Thanks for the Memory» из журнала «New Musical Express» за 10.5.1975, который хранится в моем архиве.

-6

Понравился материал? Ставьте «лайк». Не понравился – тоже, а то я замучился переводить с английского. Еще лучше – подпишИтесь.

Еще один материал о "Слейд" читайте здесь:

А здесь можно прочитать о появлении Джаггера в белорусской провинции в начале 90-х: