Найти тему
Картины рассказывают...

Как развлекались цезари в Древнем Риме

Нет, разговор не о Юлии Цезаре. Хотя его имя имеет косвенное отношение. Ведь титул "цезарь" (или "кесарь"), который носили правители Рима, произошел от имени Гая Юлия Цезаря.

С этого я начала потому, что русский художник Василий Дмитриевич Поленов назвал одну из картин ""Цезарская забава".

Василий Поленов. Цезарская забава, 1879. Государственная Третьяковская галерея
Василий Поленов. Цезарская забава, 1879. Государственная Третьяковская галерея

Василий Поленов написал эту картину в 1879 году после возвращения из зарубежной поездки. Во время её он посетил и Рим, который произвел на художника большое впечатление.

"Остатков древней римской культуры много… Правда, что Колизей и отчасти Дворец Цезарей дают картины зверских увеселений и бесчеловечных зрелищ римской гражданственности всех слоев", - писал он своим родным.

Интересно, что первый эскиз этой работы Поленов сделал в 1876 году, сразу же после возвращения в Россию, но полностью дописал лишь через три года.

На картине Поленов изобразил сцену из времен гонения на первых христиан в Древнем Риме.

Молодая христианка находится в, так называемом, "коридоре смерти". Испуганная девушка прижимается к стене, сжимая рукой крест, надеясь только на него.

-2

К ней подбирается тигр, которому нет никакого дела до человеческих страстей.

-3

Для него испуганная девушка всего лишь очередной обед, которых, судя по костям и черепам на полу, было уже немало.

-4

А сверху за происходящим наблюдают те самые "хозяева жизни", для которых и устраивается это кровавое представление.

-5

И тем ужаснее улыбки на их лицах, которые изобразил художник.

Сюжет, выбранный Поленовым для своей картине, был популярен у художников середины 19 века. Но именно эта картина, выставленная художником на академической выставке, получила больше негативным откликов, чем хвалы.

Художественный критик Владимир Стасов характеризовал её словами: "... очень ничтожна, и даже условна".

Даже Федор Чижов, крупный промышленник, благотворитель и ученый, ближайший друг Дмитрия Поленова, отца художника, с огорчением отмечал в своем дневнике, что фигура жертвы “мала по размеру… римляне – крошечные куколки наверху, – все это, можно сказать, только эскиз и то без натуры”.

Все это так, конечно. Но все равно, рука мастера видна. С большой тщательностью прописана окружающая обстановка, стены, булыжники на полу, лестница, балюстрада сверху.

-6

А работа со светом просто восхищает. Все пространство картины четко разделено на две части: темнота, где творится смерть, и яркое голубое небо наверху, для тех, кого эта смерть развлекает.