Левая психология. Часть 2.
Человек, как известно, был создан по образу и подобию Божьему. А Бог — это Творец всего сущего и Бог есть Любовь. Поэтому логично предположить, что Человек определяется двумя категориями: любовь и творчество.
Данная точка зрения встречается не только в религиозном мировоззрении. Также отдельные исследователи в области психологии выделяют две оси человеческих потребностей: любовь и власть. Власть, на мой взгляд, - это одна из разновидностей творчества, поэтому и здесь любовь и творчество — это ключевые характеристики Человека.
Творчество — это всегда акт преобразования окружающего (и/или внутреннего) мира, акт влияния, трансляции воли человека на объект воздействия. Творчество может быть направлено во вне и внутрь. Направленное во вне — это любая преобразующая мир деятельность. Например, научный эксперимент, сочинение музыки, уход за садом и так далее. Направленное вовнутрь — это преобразование самого субъекта (субъект одновременно является и объектом), его развитие: интеллектуальное, духовное, физическое. Например, изучение языков и занятие спортом являются примером такого творчества.
Чтобы лучше понимать, почему власть — это частный случай творчества, следует отдельно на этом остановиться. Каждый человек хочет транслировать свою волю окружающему миру. Так проявляется его суть Творца: она не может не заявлять о себе. Но в силу разного уровня развития у людей творческая энергия проявляется неодинаково. И, как правило, стремление к власти становится преобладающей потребностью, если человек не может самовыразиться через другую форму творчества, например, через науку или искусство.
На мой взгляд, власть — это довольно примитивная форма творчества. Здесь объектом творчества являются живые существа (люди или животные), испытывающие прямое или косвенное (через манипулирование) воздействие со стороны субъекта власти. Человек пытается проявить себя через декларирование своей воли окружающему миру, что не требует глубоких знаний и необходимости объяснять и понимать происходящие там процессы, как это делают, например, ученые. Но и само проявление власти тоже может происходить по-разному: кто-то становится домашним деспотом, а кто-то лидером какой-то социальной группы или даже целой страны.
В первой части под названием «От спокойствия к блаженству: иерархия удовольствий» (если вы не читали, рекомендую ознакомиться) мной были соотнесены уровни потребностей в иерархии Маслоу с проявляющимися на этих уровнях позитивных эмоциях. В данной работе мы также возьмем за основу иерархию потребностей Маслоу (модифицированная версия) и проанализируем, через какие формы творческой деятельности удовлетворяются эти потребности.
Уровню потребности в любви соответствует творческая деятельность, выражающаяся в помощи людям и заботе о них, в бескорыстном служении обществу. Самые образцовые представители такой деятельности, на мой взгляд, - это волонтеры. Также сюда относятся духовные подвижники и служители религии, монахи в первую очередь. На этот уровень, кроме того, должны быть помещены профессии учителя и врача, но на практике, к сожалению, из-за бюрократии многие черты творчества в них исчезают, а сама суть профессии искажается.
Отдельно считаю необходимым сделать акцент на реализации данного уровня потребностей через форму семейных отношений. Как было выяснено группой исследователей (эволюционные биологи, психологи, антропологи) в 2010 году, именно любовь к супругу/супруге и воспитание потомства является высшей потребностью в иерархии Маслоу, находящейся даже выше уровня самоактуализации. С этим тезисом я согласен с точки зрения эмоций и переживаний, испытываемых на уровне любви. На мой взгляд, именно любовь приносит человеку самые яркие, самые высокие позитивные эмоции и переживания. В контексте семейных отношений любовь выражается в отношениях между супругами и, конечно же, в воспитании детей. Поэтому, я думаю, творческой деятельностью также можно смело считать супружескую жизнь и воспитание детей.
Уровню самоактуализации соответствует творчество в традиционном понимании: научная деятельность, культура и искусство. Люди, самореализующиеся с помощью своих интеллектуальных способностей, становятся учеными и занимаются активным изучением и преобразованием мира. Люди, склонные к этическому и эстетическому осмыслению действительности, становятся представителями художественного творчества: художниками, музыкантами , артистами и пр.
К уровню потребности в уважении и признании относится деятельность, так или иначе реализующаяся через власть, выражающаяся в стремлении к доминированию, управлению, манипулированию. Это весь спектр активности, канализирующийся в политике и бюрократии, в ведении бизнеса, в спорте.
Нижним двум уровням потребностей (в безопасности и физиологических), на мой взгляд, творческая деятельность не свойственна. Это, как правило, рутинные стандартные операции. Однако если они выполняются «с душой», например, если приготовление еды из рядового кашеварения превращается в искусство или просто хобби, то этот процесс уже относится к творчеству на уровне самореализации.
Каждому уровню потребностей соответствуют свои (положительные) эмоции и переживания (см. первую часть).
Самые яркие и сильные положительные эмоции и переживания человек испытывает на уровне любви. Соответственно, занимаясь творческой деятельностью на этом уровне человек, если не автоматически, то довольно просто становится счастливым: максимально часто и ярко испытывает положительные эмоции и переживания. Это интуитивно понятно и не является секретом. Я думаю, каждый родитель со мной согласится, что самые позитивные эмоции дарит общение с детьми. Или кто хоть раз помог человеку и почувствовал его благодарность, понимает, насколько это приятно — помогать другим. Как говорила героиня романа И. Ефремова «Час Быка»: «Нет выше радости для человека, чем отдавать и помогать, поймите же!»
На втором месте по силе позитивных эмоций находится уровень самоактуализации. Это научная деятельность, культура и искусство. Здесь позитивные эмоции, как правило, являются наградой за «муки творчества». Каждый, кто когда-либо долго ломал голову над какой-либо задачей, а потом (о, эврика!) ее решил, понимает, насколько приятные эмоции и переживания при этом переполняют.
Вообще конкретным проявлениям позитивных эмоций и переживаний на каждом уровне потребностей и творческой деятельности я посвящу отдельную статью. Пока на этом останавливаться не буду.
На мой взгляд, это является мощным стимулом для индивидуального и общественного развития и прогресса. Если вы хотите прожить жизнь, наполненную позитивными эмоциями и переживаниями (а мы, несомненно, все этого хотим, пусть даже и не признаемся в этом), проявляйте себя на самых высоких уровнях творческой деятельности. Другими словами: помогайте людям, воспитывайте детей, занимайтесь наукой, искусством.