Творческий путь известного уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка не был легким. Но время показало, что Дмитрий Наркисович – писатель не только регионального, но и общероссийского масштаба. Литературное наследие его составляет около 300 произведений, в которых, по словам русского публициста С.Я, Елпатьевского, «он вернул Урал не только Уралу, но и России, в особенности вернул старое, древнерусское, исконное, что лежало в старом Урале».
Дмитрий Наркисович с детства был знаком с тяжелым старательским трудом, слышал легенды и суеверия, связанные с добычей драгоценных металлов. В своем творчестве он не раз обращался к теме влияния старательского счастья, внезапного богатства на судьбы и отношения людей. Этому посвящен и роман «Дикое счастье».
Произведение было впервые напечатано под названием «Жилка» в 1884 году в журнале «Вестник Европы», с подзаголовком: «Из рассказов о золоте» и подписью «Д. Мамин».
В автобиографии писатель назвал «Жилку» «бытовой картиной из жизни уральского захолустья, где случайное богатство погубило не одну хорошую семью, крепкую старинными устоями». В нем описывается переполненная страстями драма распада кержацко-патриархальной семьи Брагиных. Описывая распад патриархальных семейств, Мамин-Сибиряк никогда не разделял радостей многих своих современников, которые ратовали за создание новой семьи - без стесняющих обязательств. Он рассматривает золото, как магическую силу, которая запускает процесс удивительных и странных превращений. Честные и порядочные люди делаются негодяями и мерзавцами.
Семья Брагиных была крепкой, купеческой семьей, в которой действовали старинные нравы и традиции. Это была семья державшаяся заветами предков: «Все в этой семье, и ничтожное, и важное, – покрой платья, кушанья, взаимные отношения, семейные праздники, торговля, поверья – оставалось в том виде, как было при батюшке». «Батюшка говорил», «батюшка велел», «батюшка наказывал» - это было своего рода законом для всего брагинского дома». «Сам Гордей Брагин, глава большого семейства, был замечательно выдержанный, ровный и сосредоточенный человек, умевший делать уступки только для других, а не для себя. Это был безупречный семьянин; ко всем в семье относился одинаково ровно, не любил дрязг и ссор и во всем, прежде всего, домогался спокойного порядка».
«Самый дух в доме поддерживался Татьяной Власьевной, матерью Гордея, которая являлась значительной величиной в своем кругу. Никто лучше не знал распорядков, свычаев и обычаев старинного житья-бытья, которое изобрело тысячи церемоний на всякий житейский случай, не говоря уже о таких важных событиях, как свадьбы, похороны, родины, разные семейные несчастия и радости.
К Татьяне Власьевне шли за советом и указанием по всякому поводу, и она никому не умела отказать. Кроме этого, она славилась как известная постница, богомолка и начетчица, а затем как тайная благодетельница. Конечно, под началом такого человека жизнь в брагинском доме текла самым образцовым порядком, на поученье всем остальным».
Казалось бы, ничто не может нарушить брагинские устои. Но в руки Гордея попадает кусок белого кварца с золотыми вкраплениями – «жилка» - золотоносная руда. Жилка разбудила в нем зависть к разбогатевшим «через это самое золото», наполнила его воображение воздушными замками, мечтами о громадным доме с колоннами, о серых в яблоках лошадях, дорогом платье и сладком привольном житье… Правда, много зла происходит от этого золота: многие «ума решаются», народ морят на работе, не рассчитывают, мало ли семей погибло через него, – но ведь это другие, а он, Гордей Евстратыч, никогда бы так не сделал…
Захватывающее влияние золота стало быстро отражаться на всей брагинской семье. Первые «дикие» деньги принесли с собой и первую семейную ссору. Задумчивее и суровее становился Гордей Евстратыч; им овладел тот бес наживы, который не давал покоя ни днем, ни ночью. Брагину все было мало; его жадность росла вместе с богатством. Он сделался крайне подозрительным и недоверчивым, везде видел обман и подвохи; даже родным детям он не доверял и постоянно их проверял. Рабочие являлись в его глазах сборищем воров и разбойников, которые тащат на сторону его золото. Татьяной Власьевной «овладел какой-то непрерывающийся ни на минуту страх и подозрение ко всем окружающим». «С этими деньгами она взяла на плечи такое бремя, которое окончательно придавило в ней живого человека. Спрятанные сокровища мучили старуху, как мучит преступника его преступление». Растущее богатство Брагиных подняло зависть к ним со стороны соседей.
Но как случайно создалось богатство Брагиных, также случайно оно и разрушилось… Прииск у Гордея отобрали, ловкий делец сумел обобрать его до нитки и ввел в неоплатные долги. Произошло окончательное разорение и общее разложение семьи.
Из всей семьи только «Божий» человек Зотушка, брат Гордея, не был задет жилкой. Он видел, что все несчастья принесла с собой жилка, «камешек». Зотушка взял его, истолок в ступе и всыпал в церковную кружку…
Рукопись-автограф под заглавием «Жилка» хранится в Государственном архиве Свердловской области. На первом листе указаны даты работы «1883 г. Начат 6 ноября, кончен 17 декабря». Но, в конце ее указана другая дата полного завершения работы: «5 февраля 1884 г. Екатеринбург».
По сравнению с рукописью, роман «Дикое счастье» («Жилка») в последствие печатается в несколько сокращенном виде и с некоторыми изменениями. Например, в рукописном варианте романа Нюша и Зотушка уходят в скиты. Однако обращение героев к религии не было мотивировано. Мамин почувствовал это и изменил финал романа.
Пьесы Д.Н. Мамина-Сибиряка неоднократно ставились в XX веке в уральских театрах. Так в Нижнетагильском драматическом театре пьеса Д.Н. Мамина-Сибиряка «Золотопромышленники» была поставлена в 1962 году.
В 1963 году Нижнетагильскому драматическому театру было присвоено имя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.
В 1965 году в Нижнетагильском театре состоялась премьера спектакля «Дикое счастье». Спектакль, поставленный главным режиссером Ефимом Викторовичем Островским, шел при постоянных аншлагах почти пять лет, был фирменным знаком, визитной карточкой, брендом театра, им открывали и закрывали сезоны и гастроли во многих городах страны.
В год 160-летия Д.Н. Мамина-Сибиряка в афише Нижнетагильского драмтеатра вновь появилось название «Дикое счастье» в постановке Валерия Пашнина. Пьесу по мотивам произведений уральского классика создал по заказу театра современный уральский драматург Олег Богаев. Премьера спектакля состоялась 9 ноября 2012 г.
Авторскому коллективу присуждена премия Губернатора Свердловской области. Спектакль удостоен Гран-При Х Международного фестиваля современной драматургии «Коляда-Plays»-2016.
В 1957 году по мотивам произведений Д. Мамина-Сибиряка: романа «Дикое счастье», пьесы «Золотопромышленники», рассказа «Золотуха», режиссером Иваном Правовым снят художественный фильм «Во власти золота».
В 2012 году – фильм «Золото», который также был снят по роману «Дикое счастье».
Н.А. Волкова, зав. Литературно-мемориальным музеем Д.Н. Мамина-Сибиряка