Листая телевизионные каналы вечерней порой, встретила фильм «Еще раз про любовь». Старый фильм, 1968 года. Конечно, смотрела и раньше. Конечно, и тогда не мог не понравиться игрой талантливых актеров – Лазарева-старшего и Татьяны Дорониной.
То ли я повзрослела, но увидела совсем другими глазами. Наверное, не каждый будет восторгаться, потому что нет здесь динамичного сюжета и зрелищных эффектов как в современных фильмах.
Но, как говорится, почувствуйте разницу!
Весь фильм построен на диалогах.
И каждый очень значим.
И темы затрагиваются такие серьезные и не потерявшие актуальности и сейчас.
Встретились два очень разных человека.
И представляете – РАЗГОВАРИВАЮТ!
Динамика в фильме есть, но не динамика сюжета – динамика отношения друг к другу!
Он - молодой ученый с необычным именем Электрон, ершистый, где-то даже циничный, не верящий в любовь и считающий возможным прямо в лицо говорить женщине не очень приятные вещи.
Она - обладающая женской мудростью, с легкой самоиронией. Да, он ей нравится, но держит ее осознание того, что она ему нужна. Это где-то близко к жертвенности. И большая нежность. И это тоже очень по-женски. Но в то же время чувство собственного достоинства и уверенность. Да, та самая уверенность, которой так не хватает нам, нынешним женщинам.
И щедро делится своим душевным теплом.
Посылает яркий луч любви.
Он не сразу понимает, но чувствует ее непохожесть на других. И этот свет, который она излучает. И постепенно сам начинает меняться.
- У тебя есть один дефект – ты совершенно, ни капельки не умеешь жалеть людей! – говорит Наташа.
А он, весь такой правильный, прагматичный и делящий все на черное и белое, наверное и не задумывался никогда о том, что людей нужно жалеть.
Но посланный луч уже начал свое действие.
И это видно в его монологе про нежность – «её прячут глубоко в боковой карман». И это очень правильные слова.
А как глубок монолог героини, где она, рассказывая о себе, по сути, раскрывает трагедию женской жизни!
- Мы все ждем его, необыкновенного его!..
Сколько смысла вложили авторы в высказывания главной героини!
- Что бы ни случилось, главное – оставаться человеком!
- В жизни не так уж много тепла.
- Все люди немножко смешные.
- Никому не интересно знать о чужих несчастьях.
И что если бы люди могли помолчать, «тогда у всех слов снова бы появился большой смысл»!
– Мне почему-то стало очень хорошо жить! – говорит Наташа. И в этих простых словах – признание в Любви, признание того, ЧТО она чувствует. Как она сама шутливо говорит – Я не могу объяснить. Я все понимаю, ничего не могу объяснить! Как собака! - Но ведь слова здесь и не важны, важно что чувствуешь!
И еще показано, КАК они смотрят друг на друга. Порою это гораздо выразительнее слов. Сколько смысла во взгляде!
И его осознание, что любит ее, эти слова, которые выплескиваются при прощании –
Я люблю тебя!
Я очень тебя люблю!
Луч отразился…
И когда Наташа просит поцеловать ее и он целует, то нет в этом ничего эротического. Он припал к губам ее, как к роднику!
И еще одно наблюдение сделала. Мужчина показан без лишних киношных прикрас – немного ворчливый, местами категоричный, насмешливый, быстро сердящийся, обвиняющий, самонадеянный. Но любящее сердце Наташи бережет ту нить, что их связывает. И только однажды она с укором вопрошает – Ты поверил! Как же ты мог?
Показано, как важно уметь отбросить все мелкое и суетное, чтобы сберечь главное.
Как часто из-за пустяков мы разрушаем самое дорогое!
Финал построен на контрасте – какой-то спортивный праздник, многолюдно, играет бравурный марш. Он с букетиком ждет Её как обычно у входа в метро, весело болтая ни о чем с коллегой по работе.
Но приходит девушка и рассказывает, что Наташа, которая была бортпроводницей, погибла. Выводя людей из горящего самолета, сама не успела выйти, получила смертельные травмы. Но потом жила еще два часа. И последние слова ее были – беспокойство о нем.
И его застывшее лицо. Среди суматошливого громкоголосого многолюдья.
Мгновенная отрешенность – словно выключили.
Выключили из этого веселья и суеты, из самой жизни.
И на этом оцепеневшем лице – боль и понимание большой беды, обрушившейся так внезапно.
Понимание того, что ОНА уже НИКОГДА не придет.
И последние кадры – он, уходящий по аллее с опущенными плечами…
Один… и в руке букетик цветов, которые нес Ей.
Я не знаю, как донести, рассказчик я не сильный, но у меня был комок в горле. Просто посмотрите.
Я подумала – почему такое сильное воздействие фильма? И поняла. Магия звучащего голоса - Дорониной и Лазарева. Если заменить голоса, то не будет такого проникновения в душу. Во всяком случае, для меня.
А от того, что он черно-белый, приобретает какую-то необыкновенную пронзительность.
И еще это атмосферный фильм.
Меня очень привлекает этот временной промежуток - эти годы выглядят какими-то по-особенному искренними.
В наше время люди сами себя обкрадывают, пропуская какие-то важные шаги в отношениях. Ведь интимность – это не кувырки в кровати, а то неуловимое, что возникает между людьми во время прогулок и разговоров ни о чем, во время посещения зоопарка, как в этом фильме.
- Пойдем в зоопарк, там что-то родилось у бегемота! – говорит Наташа. А он смотрит на нее с восторгом и восхищением и думает, как сильно хочет ее поцеловать.
И если это не сама любовь, то где-то очень близко.
Да, как важно, чтобы в фильме все совпало – и содержание, и образ, и звук. И этот фильм - тот самый случай.
И смотреть его надо в определенном настроении, потому что он не «проходной», не «по касательной».