Начнем с того, что нарциссическая часть есть внутри каждого из нас. Благодаря ей мы достигаем целей. Именно эта часть нашей психики ответственна за самоуважение и самоощущение. «В ней, как в особом резервуаре, хранится все, что составляет нашу самооценку и позволяет ее поддерживать... Именно благодаря ему мы имеем стабильное представление о себе и о том, кем мы являемся».
Есть здоровый нарциссизм, и есть дефицитарные нарциссы. И об этом великолепная книга практикующего психолога Юлии Пирумовой «Хрупкие люди. Почему нарциссизм – это не порок, а особенность, с которой можно научиться жить». Книгу эту очень рекомендую и хочу сегодня поделиться цитатами из нее.
«Здоровый нарциссизм действует по принципу копилки: родители вкладывают в нас свои инвестиции - любящие взгляды, позитивное отражение, поддержку наших начинаний и талантов, признание способностей и гордость за достижения. По мере их накопления наше «Я» становится устойчивее и здоровее».
«Но есть и обратная закономерность: чем меньше инвестиций мы получили, тем меньше здорового нарциссизма в нас накоплено. Вместо накоплений внутри нас может быть сплошной дефицит, с которым мы вышли из нашего детства. Все нарциссические нарушения образуются именно в этой зоне пустоты и дефицитарности: человек не просто не ощущает себя ценным, любимым или важным. Он иногда вообще себя не ощущает без непрестанного подтверждения своей значимости и значительности.
Будучи объектом чужой заботы, любви и внимания, мы обретаем ощущение себя, своих возможностей и ограничений. Если же всего этого с нами не происходит, наша «нарциссическая копилка» не наполняется, а душа не питается ценностью, то мы выходим в мир «голодными». Наш нарциссический голод вынуждает нас постоянно искать подтверждение своей ценности, важности и даже грандиозности, потому что насытиться простым человеческим откликом на себя становится попросту невозможно. Дефицитарному нарциссу требуются тонны собственных грандиозных подвигов и гениальных проектов, чтобы он мог успокоиться и расслабиться».
«Обычных откликов дефицитарному нарциссу всегда недостаточно. Он сам не понимает, какого объема похвалы и восхищения ему было бы достаточно. Но тот, который он получает, это всегда что-то «не то». И пока он одной своей частью ненасытно требует признания и отражения в чужих глазах, а другой презирает себя за эту зависимость от чужого взгляда и внимания, все остается по-прежнему. Он не насыщается, оставаясь голодным. А голод толкает его на новые «подвиги», которые он снова обесценивает. И так по кругу…»
«Сдаться для нарцисса – это не краткий депрессивный период с оплакиванием неудачи... Это тотальное, глубокое, унизительное и уничтожающее ощущение. Поэтому для него лучше терять силы от сверхответственности, чем признаться в собственных ограничениях…»
«В первой половине жизни мы ищем ответ на вопрос, какими мы должны стать, чтобы жизнь удалась. А во второй нам нужно понять, как такими, какие мы есть, лучше жить нашу собственную жизнь».