Великий голландский ученый Гуго Гроций (Хёйг де Гроот, 1583- 1645) - философ и правовед, филолог и историк, исследователь религии и поэт - с юных лет обладал феноменальными познаниями. Лейденский университет он закончил в возрасте 15 лет по факультету литературы, помимо родного голландского и латыни владел древнегреческим, древнееврейским, сирийским, арабским, французским, немецким и, возможно, английским языками. Пятнадцатилетним юношей он побывал во Франции в составе дипломатического представительства Голландской Республики для переговоров с королём Генрихом IV. Когда юношу представили королю, между ними состоялась длительная беседа, а затем король обратился к окружающим с возгласом - «Вот чудо Голландии!». Он одарил молодого собеседника золотой цепью и медалью со своим портретом. Тогда же университет города Орлеана присвоил юному Хёйгу де Грооту учёную степень доктора права.
Возглавлял приехавших во Францию голландских дипломатов Йохан ван Олденбарневелт (1547- 1619) - авторитетный государственный деятель, занимавший пост великого пенсионария (правителя) Голландской Республики, практически первого лица во властных структурах страны. Олденбарневелт привлёк даровитого юношу к государственной службе, учитывая его обширные познания, а также принадлежность к высокообразованной патрицианской семье, в которой отец был бургомистром Лейдена и куратором недавно основанного Лейденского университета.
На родине имя Гуго Гроция получило известность в ту пору, когда ему было от семнадцати до двадцати семи лет. Он опубликовал ряд античных текстов с комментариями, которые филологи-эрудиты считали достойными сравнения с публикациями Эразма Роттердамского. Сочинённая Гроцием в стихах трагедия «Адам изгнанный» (1601г.) свидетельствовала о таланте драматурга и поэта, излагала множество проблем, связанных с философией, этикой, физикой, географией, астрономией. Вслед за трактатом «О свободе мореплавания» (1609г.) он выступил с сочинением «Анналы Батавской республики» (1610г), что принесло ему славу историка - патриота и звание историографа Голландской Республики. Проявляя себя как универсальный учёный, Гроций становился блистательной фигурой «республики учёных», объединявшей знатоков различных наук передовых стран Европы в начале XVII в.
В связи с популярностью на родине Гроций выдвинулся на некоторое время в национальной политике. В 1614 г. он вошёл в правительство – Штаты Голландии – как пенсионарий (юрисконсульт и управляющий) города Роттердама. Его государственная служба проходила в условиях религиозно-политического конфликта, который развивался в ряде провинций, разделив голландское общество на две враждующие партии.
Религиозный климат в Голландской Республике значительно отличался от других стран Европы. Здесь ограничениям подвергались католики, но протестантские конфессии – кальвинисты, лютеране, баптисты, меннониты, квакеры-свободно отправляли свои богослужения. Политический авторитет получила Реформатская Церковь, основанная на вероучении кальвинизма, поскольку кальвинистские проповедники воодушевляли голландское население к освобождению от власти католической Испании в течение долгой «Восьмидесятилетней войны (1568- 1648 гг.)». Однако, в первое десятилетие XVII в. среди приверженцев Реформатской Церкви возникла партия сторонников Якоба Арминия (1560-1609) - «арминиане». Арминий был профессором теологии Лейденского университета, выдвинувшим собственные идеи обновления догматов кальвинизма. Против арминиан сплотилась партия «строгих кальвинистов», они защищали церковную традицию, обличали арминиан как вероотступников, вытесняли их из университетов, писали обвинительные трактаты.
Арминиане выступили в 1610 г. с протестным документом, названным «Ремонстрация (заявление)», где отстаивали свои религиозные убеждения. Они заявляли, что церковные догматы можно совершенствовать, что религиозный мир в государстве должна охранять светская власть, что верующим следует исповедывать лишь небольшое число истин, необходимых для спасения христианина (credo minimum), а прочие церковные догматы подлежат обсуждению. Эти идеи были чужды кальвинистской догматике. Они свидетельствовали о влиянии на арминиан философии гуманизма, полагавшей, что высшая христианская истина находится вне конфессий. Кроме того, «Ремонстрация» открывала возможность для свободной дискуссии о догматах, что обеспечило бы для одной нации мирное сосуществование различных христианских церквей. «Ремонстрация» была итогом коллективного творчества, и одним из редакторов её текста являлся великий пенсионарий Йохан ван Олденбарневелт, давний покровитель Гроция.
Когда Гроций вошёл в правительство, ему, как юрисконсульту, было поручено редактировать правительственный «Указ о необходимости достичь согласия с помощью взаимной снисходительности Церквей (De servanda per mutuam tolerantiam Ecclesiarum concordia)». Разъясняя указ магистратам Амстердама, Гроций публично проявил себя как защитник арминиан, их требований веротерпимости и главенства светской власти над церковной. Он считал эти требования достижением Реформации, которая добилась независимости протестантов от Рима и подчинения Папе. Тогда же Гроций сочинил трактат «О почти священной власти верховных правителей (De imperio summarum potestatum circa sacra)». При жизни ему не удалось трактат опубликовать, но сохранилась рукопись, датированная 1614- 1617 гг.
За Указом 1614г., призвавшим к толерантности, последовало правительственное запрещение проповедникам касаться спорных богословских проблем с церков- ных кафедр. Наибольшие споры вызывали вопросы о спасении всех христиан или только избранных, а также о том, может ли христианин утратить дарованную свыше благодать. Доктрина арминиан допускала разные позиции в ответах на эти вопросы при сохранении в стране религиозного плюрализма. Доктрина «строгих кальвинистов» требовала конфессионального единство нации при сохранении в неизменном виде догматики кальвинизма. Учение Жана Кальвина не допускало религиозного плюрализма, резко осуждало веротерпимость и религиозное инакомыслие, направляя все усилия на преодоление влияния Католической Церкви.
Поэтому «строгие кальвинисты» нашли влиятельную поддержку принца Морица Оранского (1567- 1625), статхаудера (наместника и главнокомандующего) Голландии и Зеландии с 1585 г. У него, как у военачальника, были веские основания не допустить в стране толерантности, ибо шансы на перевес были прежде всего у католиков. Под давлением принца гонения на арминиан возросли и Генеральные Штаты объявили о созыве церковного синода в городе Дордрехте.
Заседания синода Реформатской Церкви в Дордрехте проводились с 13 ноября 1618 г. по 9 мая 1619 г. с участием протестантского духовенства из европейских стран. Деятели синода осудили основные тезисы учения арминиан, их объявили еретиками, недостойными духовных и академических кафедр. Утвердив ряд основных вероисповедных документов европейского кальвинизма, синод выработал пять канонических положений кальвинистской доктрины, которые стали обязательными для исповедания каждым христианином в Голландской Реформатской Церкви. Участники Дордрехтского синода стремились утвердить в стране авторитет «строгих кальвинистов». Двести проповедников-арминиан получили запрет на деятельность, арминиан вытесняли из политики. С тех пор государственные и церковные должности в Голландии предоставлялись лишь тем, кто признавал каноны синода в Дордрехте.
Завершением Дордрехтского синода был суд над деятелями прежнего национального правительства, поддержавшими арминиан. Суд был проведен без достаточных правовых оснований по обвинению со стороны Генеральных Штатов. Великого пенсионария Йохана ван Олденбарневелта обвинили в государственной измене и приговорили казнить особо жестоким способом «декапитации» (отсечения головы).
Гуго Гроция приговорили к пожизненному заключению постановлением от 18 мая 1619г. К судьям поступило ходатайство о смягчении меры наказания от имени французского короля Людовика XIII, но оно было отклонено. Гроция доставили в замок-крепость Лувестайн близ города Горкум. Лувестайн служил государственной тюрьмой для политических заключённых.
<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; text-align:justify; text-indent:1.0cm; mso-pagination:widow-orphan; tab-stops:19.0cm; font-size:14.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; font-size:10.0pt; mso-ansi-font-size:10.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt;} @page WordSection1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.WordSection1 {page:WordSection1;} -->
Преодолеть несправедливый суд и бежать из заточения помогла редкостная находчивость и самоотверженность Марии ван Рейгерсберг, жены Гроция. В течение двух лет она осуществила дерзкий план похищения заключенного, использовав то обстоятельство, что Гроцию в тюремный замок разрешили доставлять бумагу и чернила, а также необходимые для работы книги. В середине марта 1621 г. в очередном сундуке с книгами и чистым бельём, который регулярно отправлялся на судне из Горкума в крепость Лувестайн, были просверлены дырки для воздуха. В обратный рейс судна сундук увозил не книги, а самого Гроция, которого уже поджидал на суше известный ориенталист Томас Эрпений (1584-1624). Переодетого каменщиком Гроция друзья-арминиане довезли до Антверпена, откуда был открыт путь во Францию. Там проходила дальнейшая жизнь Гроция, который с 1634 г. служил посланником в Швеции.
Находясь за пределами родины, он всегда стремился вернуться и даже рискнул приехать тайно на несколько месяцев в 1632 г, когда в Голландии утихли преследования арминиан. Там он встречался с Йостом ван ден Вонделом (1587- 1679) - выдающимся нидерландским поэтом и драматургом, близким ему по духу. Тогда Вондел создал стихотворение «На освобождение Гуго Гроция», посвятив его Марии ван Рейгерсберг.
«Двукратный ров, стальной засов.
Орава недреманных псов.
Обрыв морской, тюремщик ражий,
Шаги неутомимых стражей,
Затворы каменных ворот -
Всё для того, чтоб Хейг де Гроот,
Сей узник гордый и упрямый,
В темнице гнил до смерти самой.
И лишь одна его жена
Была вполне убеждена
Что положить предел напасти
Ей хватит смелости и власти.
Дав мужа вызволить обет,
Рекла: «навеки ли, мой свет,
Гнить обречен ты в сей пещере,
Неотверзимы ль эти двери?
О, нет! Пред гибкостью ума
Не устоит твоя тюрьма,
Не сгинешь ты в постыдном иге»-
И - мужа обратила в книги.
И клади ящик таковой
Помог унесть ей часовой
Из тесной камеры наружу:
Мол, книги уж ненужны мужу.
О, хитрость женщин велика!
Сомнений нет - пройдут века,
Но дома Рейгерсбергов славу
Они уберегут по праву.
Ты, как Мария у креста,
Была живая доброта,
И муж, в отчаянье повержен,
Лишь духом был твоим поддержан.
Так царь Саул послал ловцов
Обманутых в конце концов,
Когда спасла от произвола
Супруга верная Мелхола.
Так был спасен Линкей одной
Супругу преданной женой,
Когда её несчастным сёстрам
Взмахнуть пришлось кинжалом острым.
Ты приложила ум - и вот
Спасен корабль из мертвых вод.
Ты подала примером смелым
Урок всем кормчим неумелым»
(Перевод Е. В. Витковского)
Стихотворение Вондела в полной мере передаёт гражданские чувства соотечественников, в памяти которых побег и спасение Гроция запечатлелись как знаменательное историческое событие.
Находясь в крепости Лувестайн, Гроций работал над книгой, которая при жизни принесла ему наибольшую славу «Истина христианской религии» [Waarheid van den Christelijken Godsditnst]. Он писал её стихами на родном языке, указав в предисловии, что он старался для голландских моряков, которые в долгие морские экспедиции могли бы её читать и над ней размышлять. Чтобы народ, превосходивший другие нации в искусстве мореплавания, мог бы при встречах с иноверцами – в Китае, Турции, Персии – вступать в диалог с язычниками, мусульманами, иудеям и убеждать их в преимуществах христианства. Раскрывая достоинства морали христианства, автор убеждал, что истина заключена не в церковной догматике, а в исторической судьбе христианского движения, в эпопее мученичества, признании государями, распространении по миру.
Книга была переведена на латинский язык, что способствовало её распространению, она многократно переиздавалась. В эпоху Просвещения в итальянском городе Брешии был издан сборник сочинений Гроция, среди которых составитель считал главным «Об истине христианской религии». Издание украшает гравюра-фронтиспис, на которой воспроизведены две медали в честь героических приключений знаменитого и отважного писателя.
На более крупной медали Гроций представлен в образе античного философа. На оборотной стороне в центре композиции сундук, две короны – королевства Швеции и королевства Франции в лучах восходящего солнца, разгоняющего тьму невежества на фоне силуэта крепости Лувестайн. По кругу композиции девиз «Я лучший, сопротивляюсь терниям судьбы р[одился в ] 1583г., ум[ер в] 1645 г.».