Найти в Дзене

Фотографы Южного берега Крыма первой трети XX века: В.И. Равинский, М.И. Тесленко, Г. Галаджев, Г.Я. Тилес, Г.Г. Москвич, К. К. Кижель

Автор - Александр Гаврелюк Общение с читателями наших материалов подвигло нас не только расширить временные рамки, но и начать изучение состояния фотографического дела по всему Южному берегу Крыма, ведь Ялта теперь не только город, а городской округ, куда входят все населенные пункты от Фороса до Гурзуфа. Да и в начале исследования нам неоднократно задавался вопрос – почему в перечне ялтинских фотографов нет Василия Никандровича Сокорнова? И мы отвечали, что считаем его фотографом, жившим и занимавшимся профессионально фотографией в Алупке. Спустя восемь выпусков, мы поняли, что интерес перерос не только весь Южный берег, но нам интересна и Алушта. К началу 30-х годов прошлого столетия в СССР свернули Новую экономическую политику (НЭП). Частный сектор вытеснили из экономики, а в октябре 1931 года частная торговля вообще была запрещена. В фотографическом деле это привело к объединению фотографов в артели и тресты. Руководило этими объединениями государство. С фотографий исчезают личные

Автор - Александр Гаврелюк

Работа 1-й государственной на ЮБК фотографии Советский турист
Работа 1-й государственной на ЮБК фотографии Советский турист

Общение с читателями наших материалов подвигло нас не только расширить временные рамки, но и начать изучение состояния фотографического дела по всему Южному берегу Крыма, ведь Ялта теперь не только город, а городской округ, куда входят все населенные пункты от Фороса до Гурзуфа. Да и в начале исследования нам неоднократно задавался вопрос – почему в перечне ялтинских фотографов нет Василия Никандровича Сокорнова? И мы отвечали, что считаем его фотографом, жившим и занимавшимся профессионально фотографией в Алупке. Спустя восемь выпусков, мы поняли, что интерес перерос не только весь Южный берег, но нам интересна и Алушта.

К началу 30-х годов прошлого столетия в СССР свернули Новую экономическую политику (НЭП). Частный сектор вытеснили из экономики, а в октябре 1931 года частная торговля вообще была запрещена. В фотографическом деле это привело к объединению фотографов в артели и тресты. Руководило этими объединениями государство. С фотографий исчезают личные штампы фотографов, а появляются штампы организаций. Так, видимо, появились Крымкинофототрест, (а как его подразделения - Ялтинская и Алуштинская фотомастерские), Электро-фотография, 1-я Государственная на ЮБК фотография «Советский турист», свою фотолабораторию открывает Ялтинский объединенный музей краеведения.

В октябре 1937 года в Ялте как агент польской буржуазной разведки был арестован фотограф Владимир Иванович Равинский. Родился он в 1906 году в селе Станкевичи (Польша) в многодетной семье крестьян. На момент его ареста в Польше жила его мать 60 лет, имевшая в хозяйстве 4 десятины земли, лошадь, корову и хату с постройками. Там же в Польше проживали и две сестры Владимира Ивановича. В Ялте-же на улице Виноградной в доме 21 проживали его жена и сын, а брат жил на улице Войкова в доме 16. Второй брат обосновался в Москве. Владимир Иванович работал в фотографии «Турист». После ареста был приговорен к 10 годам в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ), но в конце 1964 года реабилитирован за отсутствием состава преступления. К сожалению, работ Владимира Ивановича обнаружить не удалось, как, впрочем, и работ фотоателье «Турист», за исключением двух фотографий.

 Тесленко М. И. готовит фотоаппарат
Тесленко М. И. готовит фотоаппарат

Наш читатель Евгений Гатилов не только сообщил нам имя и отчество фотографа Тесленко, но и немного рассказал о его сестре, своей прабабушке – Марии Ивановне Тесленко, которая тоже была фотографом, более того, училась мастерству у Ефима Кукулевича. В 1933 году пошла работать в Фототрест. Фотографом был и её муж Георгий Галаджев. И ещё об одном ялтинском фотографе нам поведал Евгений.

Тилес Г. Я. с фотоаппаратом
Тилес Г. Я. с фотоаппаратом

Он предоставил в наше распоряжение копию фотографии, на которой запечатлен весь коллектив Ялтинской фотомастерской в «память ухода тов. Тилеса Г. Я. в Кр. Армию». Эта фотография уникальна ещё и тем, что на ней среди сотрудников мастерской присутствует Григорий Георгиевич Москвич – известный дореволюционный издатель путеводителей и организатор экскурсий по России. До фотографий, предоставленных в адрес краеведов Евгением Гатиловым, ни одного изображения Г.Г. Москвича известно не было.

Москвич Г. Г. сидит во втором ряду второй слева
Москвич Г. Г. сидит во втором ряду второй слева

Фигура Григория Георгиевича вообще очень интересна. Совсем недавно была презентация книги Ларисы Лысовой «Григорий Москвич. Путеводитель по судьбе» в которой автор постарался систематизировать и описать всё то, что в настоящий момент известно про Москвича.

Ранняя работа Москвича Г. Г.
Ранняя работа Москвича Г. Г.

Но новые данные поступают и после выхода книги. Был-ли Григорий Георгиевич фотографом в начале своей карьеры? Безусловно был, т.к. часть изображений, выпущенного им набора фотографий «Виды Крыма» (с фотографией его магазина в Севастополе), помечена монограммой «ГМ». Потом была Ялта, Петербург, Кисловодск, Пятигорск, Севастополь и новое дело – издание путеводителей. Учитывая, что какое-то время Москвич жил в столице Российской империи, полистал Адресные книги. Установил, что впервые он упоминается в Книге на 1912 год, как издатель путеводителей и проживающий на Невском, 84. В Адресной книге на 1913 год Григорий Георгиевич становится ещё и учредителем экскурсий по России. Адрес проживания меняется на Троицкую ул., д. 23. Там же располагалось и его издательство путеводителей. С Адресной книги на 1916 год к отцу добавляется сын – Александр Григорьевич. То же состояние и в Книге на 1917 год. К сожалению, Книг на 1918-1921 год в открытом доступе пока нет, а вот в Книге на 1922 год ни Григория Георгиевича, ни Александра Григорьевича уже нет. А в конце своей карьеры Москвич, видимо, вспомнил свои навыки и стал работать в ялтинском Фототресте. Но очень интересные данные удалось получить о Г. Г. Москвиче из книги «Реабилитированные историей. Автономная Республика Крым». Оказалось, что в Алуште в июне 1938 года был арестован фотограф Москвич Григорий Георгиевич, родившийся в 1861 году в Ялте, «русский, из крестьян, не женат, малограмотный, место жит. до ареста г. Алушта». Арестован он был за распространение антисоветских фотографий, но уже чуть более чем через две недели он был освобожден из-под стражи за недоказанностью обвинения. Получив эту информацию, обратились в Государственный архив Республики Крым за архивной справкой, в которой потом сообщалось, что «мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей в Симферопольской тюрьме». В справке НКВД Крымской АССР на арест Москвича Г. Г. указано:

«по его личным словам: …

- с 1867 года по 1879 год беспризорничал в г. Одессе;

- с 1873 года по 1906 год был продавцом газет и ездил за границу на пароходах «Русского общества пароходства и торговли», был в странах: Турции, Греции, Египте, Палестине и во всех мало-азиатских портах, куда только заходили русские пароходы. Последние несколько лет был старостой артели газетчиков на указанных пароходах;

- в годы революции 1917-1920 гг. проживал в Кисловодске, ничем не занимался;

- в 1921-1923 гг. разъезжал по Кавказу, Крыму и другим республикам СССР, организовал экскурсию по Кавказу и Крыму;

- дочь – Екатерина Григорьевна замужем за датчанином;

- зять Андерсен Гуннар, уроженец г. Копенгагена, является датскоподданным и проживает во Владивостоке, работает на иностранных концессиях; дочь также иностранноподданная». Из этой справки мы видим, что жизнь Григория Георгиевича, рассказанная им самим, немного отличается от той, которую описали современные краеведы и подтверждается его делами. Вот и интересно – либо Москвич Г. Г. прекрасно понимал, что, арестовавшие его люди, вообще не знают кто он такой и поэтому им можно наговорить кучу полуправдивой, а, может и неправдивой, информации о себе, либо был великим авантюристом и пошёл «ва-банк» и выиграл! Но во время оккупации авантюризм не помог… К сожалению, в Алуште (ни в музее, ни в архиве) о пребывании Москвича в этом городе нет никакой информации.

В одном из предыдущих выпусков мы упоминали династию фотографов Кижелей (отца и сына). И там же отмечали, что пока не совсем понятно, где чьи фотографии, т.к. и у отца, и у сына (Константин Казимирович и Константин Константинович) одинаковые инициалы. После дополнительного сбора информации с высокой долей вероятности можно сказать, что, отмеченные мокрым штампом «Фотограф К. К. Кижель», фотографии – это работы отца, т.к. сыну в 20-х годах прошлого века было не более 20 лет. В 1937 году Константин Константинович, так же, как и отец работает фотографом Санатория БВО в Ялте. С началом войны призывается или добровольно идет на фронт и становится фотокорреспондентом газеты Закавказского военного округа «Боец РККА», печатает свои фотографии под псевдонимом «К. Крымский», а потом, видимо, этот псевдоним стал частью его фамилии «Кижель-Крымский».

7Работы военного времени Крымского К.
7Работы военного времени Крымского К.

В 1948 году уходит в отставку и переходит работать в журнал «Молодой сталинец» (Грузинская ССР). Похоронен в Тбилиси. Но фотографическая династия на нём не прервалась, сейчас мы пытаемся наладить связь с его потомками. И результаты этой работы станут отдельной статьей в «Ялтинских вестях».