Автор - Александр Гаврелюк
Общение с читателями наших материалов подвигло нас не только расширить временные рамки, но и начать изучение состояния фотографического дела по всему Южному берегу Крыма, ведь Ялта теперь не только город, а городской округ, куда входят все населенные пункты от Фороса до Гурзуфа. Да и в начале исследования нам неоднократно задавался вопрос – почему в перечне ялтинских фотографов нет Василия Никандровича Сокорнова? И мы отвечали, что считаем его фотографом, жившим и занимавшимся профессионально фотографией в Алупке. Спустя восемь выпусков, мы поняли, что интерес перерос не только весь Южный берег, но нам интересна и Алушта.
К началу 30-х годов прошлого столетия в СССР свернули Новую экономическую политику (НЭП). Частный сектор вытеснили из экономики, а в октябре 1931 года частная торговля вообще была запрещена. В фотографическом деле это привело к объединению фотографов в артели и тресты. Руководило этими объединениями государство. С фотографий исчезают личные штампы фотографов, а появляются штампы организаций. Так, видимо, появились Крымкинофототрест, (а как его подразделения - Ялтинская и Алуштинская фотомастерские), Электро-фотография, 1-я Государственная на ЮБК фотография «Советский турист», свою фотолабораторию открывает Ялтинский объединенный музей краеведения.
В октябре 1937 года в Ялте как агент польской буржуазной разведки был арестован фотограф Владимир Иванович Равинский. Родился он в 1906 году в селе Станкевичи (Польша) в многодетной семье крестьян. На момент его ареста в Польше жила его мать 60 лет, имевшая в хозяйстве 4 десятины земли, лошадь, корову и хату с постройками. Там же в Польше проживали и две сестры Владимира Ивановича. В Ялте-же на улице Виноградной в доме 21 проживали его жена и сын, а брат жил на улице Войкова в доме 16. Второй брат обосновался в Москве. Владимир Иванович работал в фотографии «Турист». После ареста был приговорен к 10 годам в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ), но в конце 1964 года реабилитирован за отсутствием состава преступления. К сожалению, работ Владимира Ивановича обнаружить не удалось, как, впрочем, и работ фотоателье «Турист», за исключением двух фотографий.
Наш читатель Евгений Гатилов не только сообщил нам имя и отчество фотографа Тесленко, но и немного рассказал о его сестре, своей прабабушке – Марии Ивановне Тесленко, которая тоже была фотографом, более того, училась мастерству у Ефима Кукулевича. В 1933 году пошла работать в Фототрест. Фотографом был и её муж Георгий Галаджев. И ещё об одном ялтинском фотографе нам поведал Евгений.
Он предоставил в наше распоряжение копию фотографии, на которой запечатлен весь коллектив Ялтинской фотомастерской в «память ухода тов. Тилеса Г. Я. в Кр. Армию». Эта фотография уникальна ещё и тем, что на ней среди сотрудников мастерской присутствует Григорий Георгиевич Москвич – известный дореволюционный издатель путеводителей и организатор экскурсий по России. До фотографий, предоставленных в адрес краеведов Евгением Гатиловым, ни одного изображения Г.Г. Москвича известно не было.
Фигура Григория Георгиевича вообще очень интересна. Совсем недавно была презентация книги Ларисы Лысовой «Григорий Москвич. Путеводитель по судьбе» в которой автор постарался систематизировать и описать всё то, что в настоящий момент известно про Москвича.
Но новые данные поступают и после выхода книги. Был-ли Григорий Георгиевич фотографом в начале своей карьеры? Безусловно был, т.к. часть изображений, выпущенного им набора фотографий «Виды Крыма» (с фотографией его магазина в Севастополе), помечена монограммой «ГМ». Потом была Ялта, Петербург, Кисловодск, Пятигорск, Севастополь и новое дело – издание путеводителей. Учитывая, что какое-то время Москвич жил в столице Российской империи, полистал Адресные книги. Установил, что впервые он упоминается в Книге на 1912 год, как издатель путеводителей и проживающий на Невском, 84. В Адресной книге на 1913 год Григорий Георгиевич становится ещё и учредителем экскурсий по России. Адрес проживания меняется на Троицкую ул., д. 23. Там же располагалось и его издательство путеводителей. С Адресной книги на 1916 год к отцу добавляется сын – Александр Григорьевич. То же состояние и в Книге на 1917 год. К сожалению, Книг на 1918-1921 год в открытом доступе пока нет, а вот в Книге на 1922 год ни Григория Георгиевича, ни Александра Григорьевича уже нет. А в конце своей карьеры Москвич, видимо, вспомнил свои навыки и стал работать в ялтинском Фототресте. Но очень интересные данные удалось получить о Г. Г. Москвиче из книги «Реабилитированные историей. Автономная Республика Крым». Оказалось, что в Алуште в июне 1938 года был арестован фотограф Москвич Григорий Георгиевич, родившийся в 1861 году в Ялте, «русский, из крестьян, не женат, малограмотный, место жит. до ареста г. Алушта». Арестован он был за распространение антисоветских фотографий, но уже чуть более чем через две недели он был освобожден из-под стражи за недоказанностью обвинения. Получив эту информацию, обратились в Государственный архив Республики Крым за архивной справкой, в которой потом сообщалось, что «мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей в Симферопольской тюрьме». В справке НКВД Крымской АССР на арест Москвича Г. Г. указано:
«по его личным словам: …
- с 1867 года по 1879 год беспризорничал в г. Одессе;
- с 1873 года по 1906 год был продавцом газет и ездил за границу на пароходах «Русского общества пароходства и торговли», был в странах: Турции, Греции, Египте, Палестине и во всех мало-азиатских портах, куда только заходили русские пароходы. Последние несколько лет был старостой артели газетчиков на указанных пароходах;
- в годы революции 1917-1920 гг. проживал в Кисловодске, ничем не занимался;
- в 1921-1923 гг. разъезжал по Кавказу, Крыму и другим республикам СССР, организовал экскурсию по Кавказу и Крыму;
- дочь – Екатерина Григорьевна замужем за датчанином;
- зять Андерсен Гуннар, уроженец г. Копенгагена, является датскоподданным и проживает во Владивостоке, работает на иностранных концессиях; дочь также иностранноподданная». Из этой справки мы видим, что жизнь Григория Георгиевича, рассказанная им самим, немного отличается от той, которую описали современные краеведы и подтверждается его делами. Вот и интересно – либо Москвич Г. Г. прекрасно понимал, что, арестовавшие его люди, вообще не знают кто он такой и поэтому им можно наговорить кучу полуправдивой, а, может и неправдивой, информации о себе, либо был великим авантюристом и пошёл «ва-банк» и выиграл! Но во время оккупации авантюризм не помог… К сожалению, в Алуште (ни в музее, ни в архиве) о пребывании Москвича в этом городе нет никакой информации.
В одном из предыдущих выпусков мы упоминали династию фотографов Кижелей (отца и сына). И там же отмечали, что пока не совсем понятно, где чьи фотографии, т.к. и у отца, и у сына (Константин Казимирович и Константин Константинович) одинаковые инициалы. После дополнительного сбора информации с высокой долей вероятности можно сказать, что, отмеченные мокрым штампом «Фотограф К. К. Кижель», фотографии – это работы отца, т.к. сыну в 20-х годах прошлого века было не более 20 лет. В 1937 году Константин Константинович, так же, как и отец работает фотографом Санатория БВО в Ялте. С началом войны призывается или добровольно идет на фронт и становится фотокорреспондентом газеты Закавказского военного округа «Боец РККА», печатает свои фотографии под псевдонимом «К. Крымский», а потом, видимо, этот псевдоним стал частью его фамилии «Кижель-Крымский».
В 1948 году уходит в отставку и переходит работать в журнал «Молодой сталинец» (Грузинская ССР). Похоронен в Тбилиси. Но фотографическая династия на нём не прервалась, сейчас мы пытаемся наладить связь с его потомками. И результаты этой работы станут отдельной статьей в «Ялтинских вестях».