Я потерял пьесу.
Поздно ночью, когда я, собственный корреспондент областной газеты по сельской зоне, прибыл в центр по вызову своей редакции, в гостинице, как всегда, не оказалось мест, и мне предложили номер, который в лучшие времена никто не брал: он не благоустроен. Я согласился. В номере разложил вещи, такая привычка. В портфеле со мною были две папки – синяя, с перепечатками нескольких рассказов, которые хотел показать местным писателям, и зеленая с рукописью и всеми материалами, которые относились к пьесе. Было окончательное название – «Инициатива». Хотел еще раз поправить ее и переписать набело. Папки положил в разные места: синюю в стол, зеленую на подоконник, чтобы была на виду.
Утром договорился с администрацией и в обед перешел в другой номер, этажом выше. Сильно торопился, потому что редактор перед самым обедом назначил встречу на 15 часов, и времени уже не оставалось. Редакционная круговерть взяла меня в оборот. Лето, сотрудники в отпусках, а газета от того меньше не стала. В отделах насовали тем и писем, каждый считал своим делом приложить руку к активной стажировке собкора. Я ходил по кабинетам и никак не мог взять в толк, с кем соглашаться, а кого попросту послать как можно дальше. «Такова судьба собкора, – говорили мне. – Ты работаешь на все отделы, у тебя, старик, гигантские возможности в выборе тем». Это я почувствовал еще в первые дни работы на месте. Зона моя не из выдающихся, обычные сельские районы. Считал, что буду работать в основном с сельхозотделом, но вдруг получил задания от строительного, партийного отделов, потом срочно потребовался материал по местной промышленности. Пока занимался этими делами, возмутились сельхозотделовцы. Я окончательно растерялся и вышел на редактора. Тогда-то он и пригласил меня на стажировку.
Сложив в портфель все письма, которые – с миру по нитке – собрал в отделах, промыкавшись в очереди на троллейбус и вытерпев долгую езду на полусогнутых по самому оживленному, как здесь говорят, маршруту, я кое-как поднялся на пятый этаж гостиницах и бухнулся на кровать. Из тихой, почти деревенской жизни, в толчею старого города, неожиданно переполненного новым содержанием и людей, и машин – я не выдержал. Выросший в селе, никогда подолгу не бывал в городах. Пожалуй, впервые прожил месяц в Москве, когда поступал в Литинститут. Шесть лет подряд ездил туда по два раза на год, и первая неделя всякий раз практически выпадала из московской жизни – болел, или, как говорили мои новые городские друзья, адаптировался к цивилизации.
Сбитый с толку массой срочных поручений, а еще более переменой образа жизни, три вечера я и не помышлял взяться за зеленую папку. Правил письма в редакцию, составлял ответы авторам ненужных для газеты материалов, дорабатывал в соответствии с замечаниями свои корреспонденции, привезенные из районов. В полночь, закончив все, что считал нужным сделать в этот вечер, принял ванну и постоял под холодным душем. Душ и ванна – единственные принадлежности городской жизни были мне по душе. После купанья пил чай. Наверное, это из глубины веков – после бани у нас дома всегда был чай. Неожиданно почувствовал желание работать, причем, не вообще работать, а писать свое. Еще со школьных лет научился улавливать в себе это удивительное состояние, когда какие-то до сих пор непонятные мне чувства наполняют душу и хочется писать. В молодости болел стихами, писал их много и, слава богу, никому не показывал и никуда не посылал. Потом это прошло, наверное, потребность удовлетворилась, во всяком случае, заглушилась необходимостью районного газетчика писать каждый день.
Как-то, готовя материал из родного села о военно-патриотическом воспитании молодежи, я настолько увлекся описанием проводов парней в армию, что редактор, человек от поэзии далекий, совершенно практического мышления, сам пришел ко мне с оригиналом, который вычитывал:
– У тебя статья на серьезную идеологическую тему или запись деревенского обряда?
Я не знал, как отстоять, защитить все это, написанное именно в том радостном состоянии души, которое пришло снова, вернулось, когда, описывая проводы, я вспомнил, как провожали меня. С высоты лет люди снисходительны к молодости, тем более своей, но тогда, еще недалеко и ушедший, я с болью завидовал тому парнишке, стоящему на грузовике и на всю площадь перед памятником коммунарам клятвенно обещавшим служить честно и честь сибиряков не посрамить.
– Выкинь всю эту лирику, она для статьи не подойдет, – вынес приговор редактор.
Пришлось соглашаться, хотя кусок этот на три странички с четвертью было очень жаль. Я переживал время безусловного подчинения силе должностного авторитета. Забракованные странички заинтересовали работавшего у нас летуна, как теперь понимаю, неудавшегося писателя. Его повестью в рукописи про охотников и лесников мы восхищались хором, отрывки из нее редактор, сам большой любитель охоты, снисходительно печатал под абстрактным псевдонимом. Аркадий Лукич, как только стал штатным сотрудником, объявил о своей оппозиции редактору, спокойно и аргументировано выступал против него на летучках, чем вызывал наше удивление и восхищение. Однажды он так же спокойно и деловито сказал, что шеф вообще не способен редактировать газету.
– Сядьте на мое место, Аркадий Лукич! – гневно воскликнул шеф, прекрасно понимая, что тот никак не может стать редактором. – Умник! Да только ум-то дальше вашей головы не идет!
Шеф явно намекал на писательскую непризнанность и семейную неустроенность немолодого уже человека.
– К сожалению, у вас вообще нечему и некуда идти, – горько сказал Аркадий Лукич и хлопнул дверью.
Чувства редактора возобладали над чисто человеческими, и шеф простил дерзость молча, без объяснений. Писатель работал у нас еще какое-то время, потом незаметно исчез. Но он успел крупно вмешаться в мою жизнь. Прочитав те три странички с четвертью, Аркадий Лукич удивленно на меня посмотрел, ловко пробежался по ним карандашом и унес на машинку. Через полчаса передо мной лежал мой рассказ «Проводины». А еще через два дня его напечатала наша газета. Никого не замечавший писатель стал относиться ко мне броско внимательно. Как-то после работы, когда мы были в кабинете одни, он, переживавший, кажется, очередную литературную неприятность, грустно сказал:
– Вся беда в том, старина, что здесь только двое людей пишущих – ты да я.
Теперь я понимаю, что это была сомнительная похвала, но тогда она меня обрадовала.
«Проводины» сослужили мне службу. Все чаще, отбросив рамки газетного материала, я давал волю своим героям, и они, люди, которых я хорошо знал, оказавшись на литературной свободе, жили новой жизнью, уводили меня в такие потаенные уголки своих судеб и дум, что я терялся, не находил выхода, а они неотступно требовали действия. Тогда забрасывал рукопись, ехал в родную деревню, как 6yдто по какому-то поводу организовывал небольшую компанию пожилых мужиков и женщин и весь вечер слушал их разговоры и песни. В те минуты я понимал себя самым счастливым из пишущих, потому что редко кто, судя по публикуемому, имеет такой свободный доступ в никем не охраняемую кладовую простого и бесценного русского слова. Встречи эти мне помогали, после каждой записывал с десяток редчайших, уже забытых слов, которые должны были обрести новую жизнь. Несколько историй, услышанных здесь, стали рассказами, и я не уверен, улучшились ли они оттого, что их записал.
Оказалось, что они интересны не только мне, потому что с этими рассказами я был принят в Литинститут. Но два журнала, в которые обратился с дипломной работой, любезно в публикации отказали. Институт закончен, напоминаний не шлет, журналы не печатают. Пьеса «Инициатива» – единственное, что написал за три последних года.
...Итак, ощутив знакомое состояние и боясь его растерять, быстро убрал все со стола и сунулся в тумбочку. Зеленой папки там не было. Двинул ящик стола – пусто. Уже в предчувствии беды мигом перевернул комнату – все на месте, кроме зеленой папки. Отчаяние охватило меня. Сел на кровать и осмотрел комнату. Сейчас мне кажется это безумием, но я еще раз проверил и тумбочку, и ящики стола, перетряхнул постель, заглянул в портфель, вывернул карманы плаща. Еще боясь признаться себе, что папки нет, я мучительно думал, куда, куда все-таки мог ее засунуть. И вдруг радость захлестнула меня: в том номере! Конечно, я оставил папку в том номере, в котором провел первую ночь.
«Как я сразу не догадался», – с веселым упреком думал я, наскоро одеваясь. Перед дверью номера пришел в себя: там же люди, наверное, спят, времени-то около часа ночи. Но желание как можно скорее заполучить свою зеленую папку с дорогой мне рукописью пьесы заслонило все условности, и я осторожно, но настойчиво постучал в дверь.
– Веруня, ты? – сразу спросил из комнаты женский голос.
– Нет, это не Веруня, но очень прошу вас открыть.
– Одну хвылинку. – Женщина, наверное, одевалась. – Шо случилось? – Полная, энергичная, веселая, несмотря на поздний час, она стояла в дверях.
– Извините. – Волнение мешало говорить. – Я жил в этой комнате и на окне оставил зеленую папку.
– Не бачила я ниякой папки. Мы туточки тилько первую ночку. А Вера, дочка моя, убегла до подруги. Мы з Уренгою. Вот, цибули накупляли, який здоровый куль!
– Значит, папки здесь не было?
– Не! Як бы була, так тут же и лежала бы. Чужая, так и хай ляжить, иде хозяин поклал.
– А вы посмотрите, может, прибрали куда?
–– Та не же! Ну, побачьте сами.
Было неловко рыться в чужой комнате, но стол и тумбочку я все-таки безнадежно открыл.
– Может быть, дочка ваша...
– Та нет! Вера ж почти и не была тута. Как вещи сложили, так и в бега... И шибко важная тая папочка?
Что я мог ей ответить?!
– Очень важная. Для меня.
– Тогда горе, сынок. Ищи. Можа, кто до нас жил, той бачив.
– Извините. Спокойной ночи.
– Ничего, сынок. Не тужи.
Лежа в постели, перебирал возможные варианты. Следом за мной кого-то вселили в эту комнату. Человек увидел на окне зеленую папку, посмотрел. Около сотни листов, исписанных мелко, неразборчиво, местами изрядно почерканы. Особого почтения не вызывают. А папка хорошая. Новая, с удобными металлическими зажимами. Выход: бумаги выкинуть, папку положить в чемодан. А может быть, человек проявил интерес к написанному, решил на досуге прочитать и положил в чемодан папку вместе с бумагами? В любом случае надо найти того, кто поселился в номер после меня... Но это только утром, а сейчас два часа ночи. А если... И опять маленькая надежда стала расти в уверенность. Конечно! Как я сразу об этом не догадался! После меня номер прибирали, горничная увидела на подоконнике папку, раскрыла ее – исписанная бумага. Значит, кому-то она нужна. Она сдала находку дежурной по этажу, и лежит теперь моя папочка где-то в шкафу вместе с тюбиками зубной пасты, мыльницами, носовыми платками и старыми журналами – да мало ли что еще оставляют клиенты в номерах!
Дежурная по четвертому этажу, которой я быстро обо всем рассказал, прониклась моим волнением, мы вместе обыскали все шкафы и другие места, куда складывают или могли положить находки горничные. Там было все, кроме моей папки.
– Горничные придут в восемь часов. Может, они вообще не здесь, не на нашем этаже, ее положили? – Видно было, что она сама в это плохо верит.
– А такое может быть?
– Ну почему не может…
– Вы не возражаете, если я здесь буду ждать?
– Конечно, ждите... Я не совсем поняла, это что, ваша пьеса?
– Да.
– Вы писатель?
– Как вам сказать? Пишу. Вообще-то я журналист.
– Все писатели когда-то были журналистами.
Я был благодарен этой доброй участливой женщине за слабые попытки хоть как-то утешить меня, но уверенности в удаче уже не было.
– А про что пьеса? – снова спросила она.
– Из сельской жизни.
– Не про любовь?
– Немного есть. Но больше о порядочности человеческой, о честном отношении к делу, которое поручено.
– А я про любовь люблю. Вы не удивляйтесь. Одинокая женщина, тоска по молодости, сентиментальность. На днях попала мне на глаза «Роман-газета», так, бросил кто-то из клиентов, и в ней большой рассказ, «Крик» называется. В нем такая любовь... чистая, такая и в книжках редко бывает, не то, что в жизни.
– Я помню эту повесть.
– А вы пишете про такую любовь?
Я замялся.
– Вот-вот, и сказать трудно. Люди богаче стали, а душа бедней. Я с семнадцати лет в гостинице работаю, уже нагляделась – всякого. Думаете, в те годы не гуляли в гостинице? Тоже гуляли, но как-то тихо, стыдливо. А теперь... В то дежурство подходит ко мне мужчина, четвертную сует, чтоб я женщину на ночь к нему в номер пустила. А сам даже обручальное кольцо снять не удосужился.
– И вы пустили?
Дежурная посмотрела мне в глаза:
– Пустила. Мне за четвертную неделю работать надо. А что изменится, если я буду против? Раз уж он в мыслях согрешил, так много ли осталось?
Пришли горничные. Я искренне пожалел, что прерывается такой интересный разговор, хотя ждал прихода этих женщин. Дежурная позвала:
– Дуся, иди сюда, тебя товарищ ждет.
– Чего надо? – Высокая, еще не старая женщина, темнолицая, с открытой улыбкой, смотрела на меня вызывающе смело. Признаться, я оробел.
– 421-й вы убираете?
– Я. А что?
– Дело в том... – Я тушевался. – Дело в том, что я в ночь на тринадцатое ночевал в этом номере...
– А я тут при чем?
– Не при чем, конечно. Но утром, вернее, в обед, я перешел в другой номер...
– Ну и что?
– Дуся! – вмешалась дежурная.
– Подождите. На подоконнике осталась зеленая папка. Вы ее не видели?
– Нет.
У меня сердце остановилось.
– На подоконнике. С левой стороны. Вы не могли ее не заметить. Она зеленая.
– Да хоть красная! Вы номер сдали? Сдали. Значит, что нужно – взяли с собой. Остальное я выбрасываю. И не смотрю.
– Не могли вы ее выбросить! Это очень красивая папка, толстая, в ней сотня листов бумаги...
– Чистой?
– Нет, исписанной.
– Ну вот. Еще кабы чистая... А если исписанная... Выбрасываем. Все, что остается бумажное. С меня, голуба моя, чистоту спрашивают. А что написано-то в ней?
– Пьеса. Это рукопись, единственный экземпляр...
– По мне хоть роман. Брошен, значит – в мешок.
– Дуся, но папка-то красивая, ты же видишь, что вещь, зачем же сразу в мешок, – вмешалась дежурная.
– Да мне что с нее, что она красивая? Я и смотреть не стану.
– Скажите, вы ее видели?
– Нет. И разговор кончен. Мне еще все крыло коридора мыть, так что некогда.
Ничего не оставалось, как идти к администратору выяснять, кто поселился в номере 421 после меня.
– Почему это вас интересует, кто жил в номере 13 августа? – Строгая администраторша внимательно на меня посмотрела. Не ожидал такой бдительности, но в нескольких словах объяснил, в чем дело.
– А почему вы оставили ее на подоконнике, если это такая важная папка?
Уже пожалел, что начал разговор.
– Наверное, торопился... Вы мне помогите, может быть, тот человек увез ее, я с ним свяжусь.
– Эх, гражданин. Администрация гостиницы не несет ответственности за ценные вещи, не сданные в камеру хранения.
– Я не виню никого, кроме себя. Прошу вас, помогите, не все еще потеряно.
Администратор начала перебирать карточки.
– А это пьеса точно ваша? – вдруг спросила она.
При всей серьезности положения я едва не рассмеялся.
– Конечно, моя. Это же рукопись.
– А документы на нее у вас есть?
– О чем вы говорите?
– О документе, – спокойно повторила она и отложила карточки. – Если это ваша пьеса, должен быть документ. Авторское свидетельство! – Она обрадовалась, что так вовремя вспомнила.
Дело принимало серьезный оборот. Я пошел в лобовую атаку.
– Поймите, это пьеса, а не атомный реактор. Потом, ведь не о ней речь. Мне надо узнать, кто занял номер после меня, в обед 13 августа.
– А почему это я должна выдать вам этого человека? У вас с ним что, счеты? – В голосе администраторши появились угрожающие нотки. – Может, вы его в карты проиграли? Слышите, Мария Антоновна, подошел гражданин и требует, чтобы я назвала, кто жил в номере после него. К чему бы это? Я говорю, может он его того... – ее жест ладонью по горлу был очень выразителен.
– Прекратите эту комедию, что вы, в самом деле! – возмутился я.
– Ты на меня не ори! – По всему видно, администраторша подводила черту нашим переговорам. – Нажрался с утра. Ишь, глаза-то красные.
Подальше от греха, я отошел от окошечка администратора. Из-за перегородки направилась женщина, которую администратор назвала Марьей Антоновной.
– Вы на нее не обижайтесь, характер тяжелый, да и ваш брат – клиент тоже всякий бывает. А если дело у вас серьезное, то лучше через милицию. Раз она уперлась, так просто ничего не добьетесь.
– А вы не смогли бы...
– Если бы сразу... Теперь нет, не допустит. Я всего лишь кассир.
– Значит, только милиция?
– Уверяю вас, так надежней. А отделение тут рядом, за углом.
...Дежурный лейтенант безо всякого интереса слушал мой рассказ о потере, зеленой папке и амбиции администратора.
– Чего же вы от меня хотите? – наконец спросил он.
– Я не знаю, но надо, чтобы администратор дала мне справку о том, кто жил.
– Понятно. Для чего?
– Я свяжусь с этим товарищем...
– Ну?
– Что – ну?
– А потом?
– Узнаю, может быть, он взял эту папку.
– А если не взял?
– Буду искать дальше.
– Где?
– Послушайте, лейтенант...
– Товарищ лейтенант.
– Да, конечно, извините, товарищ лейтенант. Помогите мне узнать адрес этого человека.
– Фамилия?
– Я не знаю.
– Ваша фамилия!
– Господи! Зайцев. Зайцев моя фамилия.
– Так. Сержант Воронцов, запиши существо дела. У гражданина писателя Зайцева исчезла пьеса под условным названием «Инициатива» в гостинице «Колос» 13 августа сего года. Так, Зайцев... Что-то я среди писателей такой фамилии не знаю. Вы еще не очень известный писатель, не так ли?
– Вы угадали. Я совсем неизвестный.
– Естественно, гражданин Зайцев. Насколько я знаю литературу, во все времена и у всех народов ее творили великие люди. Одни имена чего стоят: Достоевский, Шекспир, Толстой, Стендаль. А вы – Зайцев. С такой фамилией, уважаемый гражданин Зайцев, вам в нашей литературе делать нечего. Давайте, мы придумаем приличный псевдоним, этакую литературную кличку.
Меня взорвало.
– Коль вы знаток и ценитель литературы, уважаемый гражданин лейтенант, – уважение было на грани ненависти, – то, конечно, знаете, что литературу делают люди, а она в благодарность создает им великие имена. Не будь Анри Бейля, и вы никогда не узнали бы имени Стендаля. Это истина. А по существу дела вы мне можете помочь?
Моя дерзость смутила интеллигентствующего лейтенанта.
– Ждите, я через пять минут буду.
– Куда это он? – спросил я сержанта.
– Советоваться. Сходит к замполиту, получит добро и вернется. А вы можете мне на один вопрос ответить?
– Хоть на десять. Я же в милиции.
–– Нет, это по другой линии. Охота узнать, сколько платят писателям?
Самая неподходящая тема для разговора в моем состоянии, но я ответил:
– Есть государственные расценки.
– А все-таки! В рублях.
– Так мы ни до чего не договоримся.
– Ну, вот за эту книжку сколько ему дали? – сержант показал роман известного писателя, которого я не терпел за умение писать то, что надо.
–– Я бы дал ему лет пять для начала.
Сержант удивленно вытаращился.
– А издательство, судя по тиражу, заплатило тысяч десять, не меньше.
Сержант не поверил, это я сразу понял. Он взял книгу и стал ее листать как-то бережно и боязливо, будто те деньги были разложены между листами.
– Да, брат ты мой, и за что платят! За то, что пишет! Да нынче все грамотные и все могут писать. Так у государства и денег не хватит. Все пишут, а читать кто будет? Некому читать-то, вот смехота! Тут только на дежурстве и почитаешь, если спокойно... А вы потеряли – это на сколько? В рублях.
Хотелось послать его далеко-далеко, но обострять отношения было не в моих интересах.
– Не много, – сказал я, чтобы не разжигать аппетит младшего комсостава,
– А все-таки! – сержант даже привстал.
– Тысяч на пять, – сходу соврал я.
– Почти «Жигули»! Стоит искать, ты, Зайцев, не попускайся. Если лейтенант ничего не решит, я сам с тобой пойду. Мы этого проходимца на краю земли сыщем.
– Никакой он не проходимец, это единственная моя надежда. Я молился бы на него, если бы он увез папку и сохранил ее. Потому что в другом случае ее просто выбросили.
– Куда?
– Не знаю. В мусор.
– А мусор куда?
– Стоп! На свалку.
– А где свалка?
– Я понял. Черт! Где же лейтенант?
– Значит, так. Беги в гостиницу, стой рядом с администратором. Я все устрою. Это по первому варианту. А по второму надо набросать планчик. Беги, Зайцев, точно тебе говорю.
Я побежал. Еще не подошел к окошку, а уже увидел улыбку администратора.
– Давно бы так, товарищ Волков. Я ведь тоже при служебных обязанностях. Вот, позвонил генерал, просил вам помочь. Нашли мы вашего сменщика по номеру: Глазун Александр Иванович, инженер, город Челябинск. Тут я адрес и место работы списала. И телефончик служебный.
Я схватил бумажку как спасение.
– Фамилия генерала случайно не Воронцов?
– Воронцов!
– Молодец.
– Еще какой! Хоть генерал, а голос молодцеватый.
С бумажкой я побежал в номер. На ходу вспомнил, что ждут в редакции, времени уже одиннадцать часов, а у меня перепечатки, которые могут пойти в номер. Заказал Челябинск. Позвонил в редакцию.
– Никаких объяснений не принимаю, – выслушав меня, ответил заведующий сельхозотделом. – Пьесы ты можешь писать и терять в нерабочее время, а поскольку ты на стажировке, то будь добр стажируйся. Ты что, в самом деле потерял пьесу?
– Нет, я пошутил.
– Послушай, ну как можно! Я двадцать лет работаю в газете и ни разу не потерял ни одного черновика, не говоря уж про блокноты. Я все храню. Представь себе, у меня богатейший личный архив.
– Когда будешь великим, Толя, ты облегчишь работу своим биографам. Если дело не терпит, пришли курьера, я все выправил еще до встряски, сам приехать не могу, заказал Челябинск.
– При чем тут Челябинск?
– Долго объяснять. Есть надежда, что пьеса там.
– В Челябинске? Старик, ты спятил. Кто ее туда выслал?
– Толя, я все объясню, когда приеду. Ты пришлешь курьера?
– Нет, терпимо. В общем, приезжай, расскажешь подробнее. Ужасно интересно. Ну, чао!
– Чао! Подлец, хоть бы притворился!
Длинные гудки межгорода сорвали мою злость.
– Челябинск берете? Номер на проводе.
– Алло! Челябинск! – заорал я.
– Да. И говорите спокойно, потише, я вас хорошо слышу, – приятный женский голос.
– Здравствуйте, извините, пожалуйста, мне нужен Александр Иванович Глазун, инженер.
– У нас такой не служит.
– Как не служит?! – испугался я. – Он только что был в Тюмени в командировке и оставил в гостинице этот номер телефона как свой служебный.
– Все верно, но это я, Александра Ивановна Глазун.
– Простите меня, ради бога, Александра Ивановна, вы вслед за мной заняли номер 421, правда?
– Верно. Вы тоже жили в этой камере?
– Да, да, камера, а не номер.
– Нам с вами одинаково не повезло.
– Но я только ночевал.
– А я и ночевать не стала. К вечеру выбила другое место.
– Вы не видели на подоконнике зеленую папку?
– Нет, а что случилось?
– Это важная папка. В ней рукопись моей пьесы, единственный экземпляр.
– И она пропала?
– Если вы ее не взяли.
– Бог с вами, как можно! Почему вы так решили?
– Потому что это последняя надежда. Раз вы ее не взяли, значит, ее выбросили в мусорный ящик.
– Но ведь там люди!
– Конечно, Александра Ивановна. Значит, вы мне ничего утешительного не скажете...
– Тысячи моих слов вас не утешат, я думаю. Папки я не видела, точно. От безделья я стояла у окна, довольно долго смотрела на город. Я впервые была в Тюмени. Нет, это абсолютно точно, если бы папка была на подоконнике, я бы ее непременно заметила. Вы мне верите?
– Да, конечно, верю.
– Только вы не отчаивайтесь. Слышите? Вы, наверное, начинающий писатель?
– Долго начинающий.
– Вы только не отчаивайтесь. Вспомните историю: многие великие теряли свои рукописи. Сколько вам лет?
– Уже тридцать.
– Послушайте, мы с вами ровесники. Не скисайте, у вас голос упал. Вы меня слышите?
– Да, конечно.
– «Конечно!». Что за тон! Как ваша фамилия?
– Зайцев. Федор Зайцев.
– Отличная фамилия. Вы будете самым крупным зайцем в нашей литературе. Я в это верю. Не теряйтесь. Очень жаль, что ничем не могу помочь.
– Спасибо вам. Извините.
– Да бросьте вы! Телефон мой не теряйте. На премьеру не забудьте пригласить. До свидания.
– Всего вам доброго!
В Челябинске положили трубку. Какой приятный голос. Наверное, сильная женщина, уверенная, дерзкая. Ровесница...
В дверь постучали. Новая дежурная смотрела на меня виноватыми глазами.
– Ваша папка потерялась?
– Да.
– Дуся призналась, что вчера вынесла ее в мусорный ящик.
– Как! Вчера? Но ведь я ушел из номера еще три дня назад.
– Вот, Варя все знает, при ней это было.
Только сейчас увидел, что за ее спиной стоит другая, тоже немного испуганная женщина.
– В тот день, тринадцатого, мусора было мало, и горничные не стали выносить мешки. Дуся, Евдокия-то, принесла в дежурку зеленую папку и положила ее на шкаф. Я видела. Только я, конечно, внимания не обратила. Потом, ночью уже, делать нечего, я ее достала, а очков с собой не было, так и не прочитала ничего.
– Но вы ее держали в руках?
– Держала.
– Какая она? Что вам запомнилось?
– Зеленая, корочки плотные, и там такая защелка, железная.
– Стальная.
– Стальная. И много бумаги зажато.
– Чистой? (Господи, может не та!)
– Нет, исписанной. Но я не читала.
– А что вам бросилось в глаза, на первой странице, может быть, что-нибудь необычное?
– Черта во весь лист, слева, снизу доверху, вроде как поля в тетрадке у Ваньки моего.
Сердце мое заколотилось: она.
– А потом, потом!
– Сегодня на смену пришла, слышу – разговоры про зеленую папку. И Дуся какая-то развеселая. Я ее спрашиваю: «Дуся, говорю, не ту ли папку ищут, что на шкафу лежит? А она отвечает: «Кабы лежала. Я ее вчера вынесла». «Зачем, говорю, вынесла, ведь такая сердечная папочка». «Ну и черт, говорит, с ней, вынесла, пусть не бросают».
Сомнений не оставалось. Помню, что мне стало плохо, я поблагодарил женщин и запер дверь. Только сейчас понял, как устал. Сил не было даже раздеться, и прямо в костюме лег на кровать. Странные чувства охватили меня. Я вдруг всем сердцем ощутил, что потерял людей, которые жили и действовали в этой пьесе, которых придумал, сочинил из десятков знакомых мне ранее, и которых поставил в трудные обстоятельства. Неловкие, слабые поначалу, они потом обретали силу, мучились, страдали, возмущались и каждый, как умел, отстаивал свою позицию в отношении к инициативе, с которой было поручено выступить их совхозу, чтобы развернуть общерайонное социалистическое соревнование за получение высокого урожая зерновых в очередном году пятилетки. Секретарь парткома Головачев, капитан Головач, фронтовик, кристальный человек, страдающий от своей честности; директор совхоза Шустов, хозяйственник до последней косточки, ради интересов совхоза готовый пойти на любую авантюру и планирующий эту инициативу использовать как способ кое-что дополнительно выкроить для хозяйства; механизаторы Паша Лукин, Олежка Дребезгов; дорогой моему сердцу балагур и шутник Кузьма Романович, во всем сомневающийся старик, беспокойный и справедливый; и тетя Поля, уборщица совхозной конторы, которая открывала и закрывала пьесу своими простосердечными рассуждениями о суете мира и о дефиците человеческой доброты. Они год жили рядом со мной, мы спорили и находили решения, мы вместе смеялись шуткам Кузьмы Романовича и грустили, когда намекнулось, что молодой Кузьма был влюблен в Полюшку, а вот жизнь прожили хоть рядом, да врозь. Мы вместе искали честный путь к инициативе, и каждый на отношении к ней проверил себя на порядочность и на совесть. Теперь я потерял их всех разом. Слезы душили меня. Никогда столько горя не было на моем сердце. Тут, наверное, я немного уснул, потому что, услышав телефонный звонок, долго не мог очнуться. Схватил трубку.
– Зайцев? Генерал Воронцов. Ну, как дела?
– Плохо.
– Что, не дали адрес?
– Все есть, но ничего уже не надо. Горничная призналась, что папку она выбросила в мусорный ящик.
– Вопросов нет. Быстро спускайся вниз, я сейчас подъеду.
– Зачем?
– Я нашел ту контору, которая от вашей гостиницы мусор отвозит. Далее. Нашел водителя, который лично вывозил на мусорку твою пьесу. Тьфу, черт, то есть, я отделяю пьесу от мусора. Значит так, его номер 11-09. Едем в автобазу, ищем шофера.
– Зачем, сержант?
– Дай ты мне хоть часок побыть генералом. Спускайся!
Холодная вода кое-как освежила. Поймал себя на том, что боюсь надеяться. Это так больно – терять надежду. Уж лучше съездить просто, без всякого расчета. Думать о худшем, тем слаще будет лучшее. Нет, никаких рассуждений, еду просто так.
Милицейский УАЗик стоял у подъезда. Я сел. Воронцов тронул машину.
– Ты почему почернел, Зайцев? – уже без бравады спросил он.
– Не должно быть.
– Видок у тебя... Едем в базу.
Машина неслась по главной улице. Август – хорошая пора для города. Не очень жарко. Зелень омыта ночным дождем. Горожан он радует: нет пыли. В деревне эти дожди центнерами смывают урожай, исподволь готовят затяжную уборку. Их не любят. Вот и разберись, а ведь все – советские люди. Я, наверное, улыбнулся этому выводу, потому что Воронцов ухватился за возможность поговорить.
– Рано отбой играть, Зайцев, надо до конца бороться. А как иначе? Ты думаешь, я тебе из-за того помогаю, что дорого стоит пьеса? Ничего подобного. Парень ты путевый, понравился мне. А если мне человек понравился, я в лепешку расшибусь. И тем более – писатель. У нас, верно, все грамотные, надо еще, чтоб настоящие были писатели. Понял?
– Понял, Воронцов, спасибо тебе.
– Так-то. Приехали.
Это было какое-то спецавтохозяйство, занимающееся очисткой города. Столько «мусорных» машин вместе я никогда не видел. Сколько же сраму производит город, если нужно содержать такой парк, чтобы вывозить. Горы мусора... С трудом заставил себя отвлечься, потому что эти горы представились мне штабелями зеленых папок.
Сержант тем временем воевал в диспетчерской.
– Еще раз даю вводную: машина 11-09, гостиница «Колос», вчера, вторая половина дня. Вон сколько данных! Тебе же нужно сказать, где водитель.
– Господи, запутал совсем, – молоденькая диспетчерша кое-как пришла в себя. – Да вон он, у гаража, только что заехал.
Я тоже увидел эту машину и почти побежал к шоферу.
– Здравствуйте.
– Здравствуйте.
– Вчера гостиницу «Колос» вы обслуживали?
– Вчера? Да, я. Что-нибудь не так?
– Нет-нет! В ящике вы не заметили зеленую папку?
– В мусоре? – уточнил водитель.
– Да, в мусоре.
– Вы знаете, я столько контейнеров перевожу, в каждом рыться не будешь.
– Конечно, но может случайно...
– Нет, честно говорю, не видел. Что-то важное потеряли, документы или как?
– Очень важное. Пьеса там была у меня.
– Ишь ты! – испугался водитель. – Вот ведь как, знатьё-то – не грех бы и посмотреть.
– А там, где вы сваливаете, мусор... там...
– Ой-ой-ей, не знаю, что и сказать. Вы вот что. Вы с милицией? Давайте-ка, я с вами. Вот ведь беда-то!
Шофер, мужчина уже немолодой, с солидной сединой, так искренно расстроился, что мне пришлось его успокаивать.
– В прошлом году был случай, с одного магазина связку документов вывезли. Хватились, а им всем тюрьма улыбается без этих бумаг. Три дня – отпуск без содержания, и мусор рыть. Своими глазами видел, как они связку эту целовали. Тьфу!
Место для свалки выбрано удачно. И от города недалеко, и в низком месте. Огромное поле, покрытое курганами. Через него – дорога.
– Мусор у нас закапывают. В траншеи трамбуют и курган сверху. Так воздух чище, – поясняет водитель. – Вот сюда правь, к трактору.
Чумазый тракторист, человек в больших годах, копался в моторе, увидев прибывших, а более того – милиционера, он нехотя спустился с гусеницы. Суть дела ему изложил наш новый знакомый.
– Искать поздно, – вынес приговор тракторист. – Поздно, это я вам говорю. Сегодня полста машин работают, сделали по три рейса. И все в одну траншею. Даже если бы не трамбовал, и то вряд ли... А я, как назло, утюжу с самого утра. Так что бесполезно.
Я принял это как должное, потому что иного не ждал. Отошел в сторону, закурил. Я прощался со своими героями, которых, кроме меня, не знал никто.
– Здорово переживает парень. Он кто? – спросил тракторист.
– Писатель, – ответил ассенизатор.
– Хороший?
– Плохой не стал бы убиваться.
– А ты, сержант, знаешь его?
– Конечно, – ответил мой генерал. Кто-то тронул меня за плечо. Обернулся – тракторист. Улыбается.
– Не тужи, браток. Перетерпи. В жизни еще всяко будет. Это я тебе говорю.
Что я мог ему ответить, несостоявшемуся моему зрителю и читателю?
– А раз душа у тебя болит – ты пиши.
Отзывчиво на доброту сердце русского человека. Никогда не забуду горькие поминки на городской свалке, и всех тех людей, которые помогли мне поверить в себя и снова взять чистый лист бумаги, чтобы рассказать, как потерял и как искал пьесу «Инициатива», и как потеря эта обернулась для меня удивительными находками.
1980 год, Голышманово, Тюменская область
Tags: Проза Project: Moloko Author: Ольков Николай
Начало повести "Чистая вода" здесь
Другая повесть этого автора здесь