Начну статью об этом всем известном в России необычном актере его цитатой: «Я не Толстой, чтобы в старости уйти странствовать, и не Гоголь, чтобы сжечь свой роман. И не игрок — без любви к рулетке. Моя страсть — разве что семья и дом. Я хотел бы жить, как японец: ничего лишнего». Эта цитата говорит о Михаиле Боярском куда больше, чем что-либо иное говорят о нем или о нем думают, видя в фильмах тех безумных персонажей, каких он сыграл за свою долгую и плодотворную жизнь, которая должна была оборваться давным давно и неоднократно. Михаил Боярский — нормальный отец, муж и семьянин, который желает только одного — здоровья и счастья своей семье, радости у людей вокруг, поменьше лишней суеты (исключая футбол), благополучия своей стране - России, и крепкого, надежного дома для себя самого. Таким Михаил Боярский является в действительности, но на экране в большей части кинокартин его персонажи весьма далеки от него, настоящего.
Первый раз Михаил Боярский должен был если не погибнуть, то резко изменить свою судьбу тогда, когда ему в рот попал кончик шпаги на репетициях по фехтованию перед съёмками фильма, сделавшего его популярным на весь Советский Союз в 1978 году (фильм «Три мушкетера»). Если бы шпага прошла хотя бы на два-три сантиметра вперед, - молодой Михаил стал бы инвалидом, если бы выжил после операции. Произошло это из-за глупости и безалаберности молодых актеров, - во-первых они были немного выпившими, а во-вторых не послушали советов главы группы каскадеров Николая Ващилина о том, что фехтовать на мраморной лестнице не безопасно, она скользкая. Тем более они тогда только начинали обучаться делу фехтования. Но они ж молодые, энергии много...
Второй раз и уже в следующем году Михаил попал в автомобильную аварию, причем в сонном виде, - он спокойно спал на заднем сиденье, никого не трогал и сон был отличным. В результате поведения водителя (я так и не понял, - кто это был) автомобиль занесло на встречную полосу и при крайне резком торможении сонного, непристегнутого и все еще молодого Михаила вынесло через лобовое стекло из автомобиля таким образом, что он приземлился на ребро отбойника спиной. Я даже не знаю, успел ли он проснуться во время всех этих неприятностей, но в больнице пробыл два месяца, поскольку был сломан позвоночник, а потом еще пару месяцев не мог ходить. К этому времени он был уже женат на своей любви на всю жизнь — актрисе Ларисе Луппиан, - представляю, что она тогда пережила.
Третий раз основа был при смерти. Но это было еще спустя 4 года, - в результате бурного веселья за столом на даче, он получил острый панкреатит, - врачи его еле спасли. Это куда как хуже, чем заворот кишок, который я пережил в Анапе в 2023 году — в те два дня думал, сдохну (тоже, кстати, бухал, - местную чачу в 50 градусов так, словно это молодое грузинское вино). Панкеретит в конечном итоге довел его до приобретения сахарного диабета, из-за которого Михаил стал быстро терять зрение. Но как бы то ни было, а уже спустя год после третьего несчастного случая в его жизни — на свет появилась всем теперь известная Елизавета Боярская, о которой я написал куда как раньше, чем о ее отце. Это говорит о том, что как бы ни была близка смерть, а семья прежде всего, как бы кто не смеялся над этим. Видимо, поэтому он является заядлым курильщиком (как бы издевается над смертью) и даже создал организацию по защите интересов курильщиков.
Многие полагают, что звезда популярности Боярского зародилась после выхода на широкий экран фильма «Три мушкетера», но это не так. Фильм этот сделал Боярского всем в Союзе известным артистом, но достаточно известным он стал до того. Фильм «Соломенная шляпка» и фильм «Собака на Сене» сделали молодого Михаила весьма известным. Это довольно веселые мюзиклы, а Боярский петь любил с детства. В «Соломенной шляпке» он снялся тогда, когда ему было всего 25 лет, а в «Трех мушкетерах» ему уже 29 лет.
Но кто бы что ни говорил, мне игра Боярского больше всего нравится, разумеется, в лучшей комедии всех времен и народов «Человек с бульвара Капуцинов», где он играет хотя и небольшую, но очень яркую роль бандита по прозвищу «Черный Джек». Мне кажется, что этой ролью он превзошел даже своего родимого Д,Артаньяна, которого, кстати, лично я терпеть не могу (как человека — дурачок какой-то). И более позднюю версию Д,Артаньяна и самую позднюю — одинаково — он что в молодости, что в зрелости, что в старости — далеко не ушел от образа не совсем умного человека. Мне из всех больше всего Атос нравится. Человек побитый жизнью, а потому умудренный опытом. И вообще, мне лично это произведение не нравится, я его даже и не читал потому.
Видите, такая позитивная получается статья, но какой человек — такая и статья. Какие бы сложности не возникали в жизни Михаила Боярского, а он всегда оставался человеком оптимистично настроенным, и это придавало ему силы, - плюс жена очень помогала морально всю жизнь. Там у них настоящая любовь. Но сам по себе Боярский, несмотря на то, что кажется всем человеком от аристократии 19 века, - человек до мозга костей советский, - думаю, он таким советским остался и до сих пор, и будет до самой смерти. И при этом обожает не только футбол, но и музыку своей молодости — Битлз и другие коллективы из 1960 х годов.
И еще. Знаете что я не понимаю в Боярском? Нет, не то, что он постоянно любит носить шляпу, - это нормально, - он родился просто не в то время, мода на постоянное ношение головных уборов пропала не так давно в мире — в 1920 х годах только, да и то не сразу. Я не понимаю иного. Да, я люблю центр Питера, как и он. Но гулять там, и то недолго, часа три — четыре, но не более. А он живет на Мойке на постоянной основе! Как там можно жить?! Там нет ни деревьев, ни нормальных парков, машины, загазованность, людей толпы, туристы… Мрак. И отдельно об этом я написал еще в 1995 году в стихе «Иду по центру Петербурга», визуализация которого сделана на днях.
личный телеграм канал автора