Это случилось при чтении статьи «Страсть имущий, Выставка к 150-летию Михаила Нестерова, ГРМ». У авторессы сильное формалистское чутьё (не раз убеждался). Казалось бы, можно ожидать от неё соображения, что Нестеров при, казалось бы, натуру не корёжении, тем не менее, что-то незаметно портит в самом пространстве. И вот в статье даже для чуткой открытием оказалась сплошная религиозность: «знаменитые нестеровские портреты советской элиты тоже по-своему вполне религиозны: взгляд ниоткуда и никуда, символистская вычурность, торжество духа над плотью. То торжество, к которому сам Нестеров всю жизнь стремился, но никогда так и не достиг».
Как вы понимаете последние слова: из-за мещанства не достиг, из-за приспособленчества к окружению? Или…
Строго говоря, другим вариантом могло б быть исповедование, противоположное религиозности по большому счёту: декадентство (безразличие к равенству Добра и Зла), сатанизм (радость, что Зло сильнее Добра) и ницшеанство (над Добром и Злом).
Но я подозреваю, что авторесса имеет в виду символизм (он вне религии и у него Добро в итоге сильнее Зла, он христианоподобный ещё и из-за духовности). Не зря у авторессы и Пюви де Шаванн упоминается, и буквосочетание «символ».
Жаль. Она была моей последней надеждой. Ибо это очень неуютно – некую мысль иметь, будучи в полном одиночестве насчёт неё.
Когда меня озарило ницшеанством Чехова – я аж испугался. – Нате! Ещё и такое моё отличие от всех. И я не успокоился, пока во всё знающем интернете не нашёл единомышленников и довольно именитых. И с Нестеровым-ницшеанцем я так упорно не поступил. Шли годы, я увеличивал число нестеровских искажений пространства, замаскированного под прямую перспективу, и терпел своё одиночество.
Но сегодня решил поискать в интернете и спросил: «против Михаила Нестерова». – Первая же строка перечня (какая-то Znichka – «Он исчез» по-словацки) оказалась очень обнадёживающей. Название статьи: «Михаил Нестеров. Модерн Православия». (А модерн, по-моему, это частное, малое и первое звено в далее сплошной цепи ницшеанств, вплоть до абстракционизма) – Смотрите.
«С этой выставки я вышла оглушенная и обескураженная, и немножко грустная. Что - в этих картинах? Непонятное какое-то православие. Нехорошо в Пост такие мысли» (https://znichk-a.livejournal.com/81885.html).
«Горячо любимая жена ]родила ему дочку, и на следующий день умерла. «Любовь к Маше и потеря ее сделали меня [это слова Нестерова] художником, вложили в мое художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу - словом, все то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве». Смерть жены надломила его, и эта надломленность будет чувствоваться в нем всю жизнь» (Там же).
Это перекликается с моей убеждённостью, что наличие в Этом мире смерти и мнение об отсутствии в Нём взаимной любви вполне хватает, чтоб тонкошкурые становились ултраразочарованным ницшеанцами, спасающимися лишь бегством из Этого мира в метафизическое иномирие.
«Вы видите здесь счастье и довольство?» (Там же).
Так словацкая (?) авторесса поиздевалась над словесным враньём Нестерова о картине «Пустынник» (искажение там пространства см. тут): «Он со мной вел беседы, открывал мне таинственный мир пустынножительства, где он, счастливый и довольный, восхищал меня своею простотою… Тогда он был мне так близок, так любезен»» (Там же).
Ницшеанство – переживание очень сильное, а картины Нестерова очень тихие. Так это не только от подсознательности в нём ницшеанства, но и чтоб не взорваться душевно (а ницшеанцы очень любили доводить своего восприемника до предвзрыва, понимаемого, что взрыв будет такой силы, что вышвырнет восприемника вообще в метафизическое иномирие из ненавистного Этого мира. Этим же объясняется и его вступление в 1905 году в черносотенную организацию. Радикальная нехорошесть Этого мира, – ещё и с революциями, дополнительно несущими смерть, - должна быть прекращена в части революций). – Чем тише картины – тем радикальнее кое-что: пространство в картинах и личное черносотенство. Не было б такой ненависти – не было б такой тишины.
Метафизическое же иномирие – это мистицизм. Некая оппозиция христианству. Может, такая оппозиция незаметно сближает крайности: христианство и ницшеанство? Если работает ницшеанское подсознание Нестерова, то и понятно, почему его тянет на якобы религиозную живопись. Как убийцу – на место преступления. – Вот и в «Видении отроку Варфоломею» есть не только явная мистика (нимб вокруг головы видения), но и нарушение пространства, якобы в прямой перспективе данного (см. тут).
Даже, если Нестеров своё ницшеанство уже осознал, имело смысл прятать искажения пространства. – Вот Третьяков искажения не заметил, а за нимб, будучи из старообрядцев, картину купил. И религиозная, мол, позиция Нестерова укрепилась.
Но и Znichka мутит: относит символизм к стилю модерн. (Зря я радовался первой цитате.) Ну за странность – относит. Это ж экстремистские мироотношения: и символистское (коллективистское и о благом сверхбудущем, т.е. пессимистическое с точки зрения обычного человека), и ницшеанское (индивидуалистское и об иномирии, т.е. тоже пессимистическое).
Экстремизм обоих выражается:
- в панорамной всеохватности;
- в разбеленном цвете;
- в отсутствии развернутой сюжетности;
- в замене конкретного действия - пребыванием, состоянием, созерцанием;
- хотят видеть ясновидение (Там же).
Но в добавок – для ницшеанства (что уже не осмысливается никем, как не соответствующее символизму):
- наполнены скрытым ощущением тоски, тревоги и беспокойства;
- сложная, неудобная глазу композиция;
- динамика какой-то снулой рыбы;
- болезненность (Там же).
Ну и самые болезненные для меня слова:
«Л.Толстой сравнил Христа [из картины «Святая Русь»] с «итальянским тенором», а картину назвал «панихидой русского православия». Нестеров согласился...» (Там же).
Никто там Христа не видит! (см. тут).
Болезненно мне потому что, получается, что по крайней мере с 1901 года его собственное подсознательное ницшеанство перестало быть неизвестным его сознанию. И тогда я должен всё последующее его творчество назвать прикладным и второсортным.
Что парадоксально как-то совпадает с общим тоном той, кто спровоцировала меня на статью.
А Znichka продолжает:
«бесстрастно, Нестерова никак не устраивало» (Там же).
Конечно. Такая ненависть к Этому миру…
«А если без экивоков, то он вовсе не иконописец, о чем в свое время прямо сказал В.В. Розанов» (Там же).
«…совместил все это с духом скепсиса» (Там же).
1 апреля 2024 г.