Прошло практически 5 лет с момента выхода игры Disco Elysium. Данная игра перевернула страницу однотипных тайтлов и сиквелов, выходящих из года в год. Эстонская студия ZA/UM в какой-то степени совершила революцию геймдева, не используя при этом супер-технологий из разряда RTX или DLSS. Графика в этой игре не обладает огромным реализмом, но тем не менее западает в душу.
И сегодня я бы хотел высказать свое мнение/рецензию об этой игре, разобрав своим взглядом составляющие успеха заумов.
(Спойлеров к сюжету не будет, выдыхайте)
1) История и лор
Мир Элизиума полон тайн даже после прохождения. Мне, как игроку, который провел в этом творении 3 прохождения и практически сотню часов, до сих пор интересно погружаться в историю Ревашоля, Мартинеза, Серости. И это прекрасно. Роберт Курвиц придумал просто прекрасный концепт мира, в котором хочется потеряться. Не буду углубляться в исторические интриги Элизиума, а просто посоветую Вам самим покопаться в лоре данной игры. Поверьте - вы забудете что такое время, ведь за чтением оно идет незаметно...
2) Книги и диалоги
Неспроста я выше упомянул чтение. В данное игре текст представляет собой важнейшую роль для прохождения. Читая, ты не замечаешь течения времени, равно как и за разговорами с персонажами. Именно так тут происходит смена дня и ночи. Посредством диалога игрок получает и информацию и удивление, ведь вне диалога время застыло на месте. Это захватывает и увлекает еще из-за того, что в реальной жизни время также течет незаметно за интересной книжкой или увлекательным разговором с другом.
Сами же диалоги тут прекрасны и утягивают за собой на второе и третье прохождение, ведь отыгрыш персонажа может быть разным и обстоятельства тоже разные, поэтому реиграбельность присутствует для более полного погружения.
Книги информативны и складывают в пазл картинку мира, будто бы умоляя пользователя решить загадку и раскрыть все тайны Элизиума.
3) Озвучка и визуал
Уникальный визуальный стиль игры стал ее визитной карточкой. Масляная живопись стала удачным решением для отображения живописного мира, дополняя копилку причин вернуться в родной город Ревашоль.
Помните я говорил выше, что тут нет технологий RTX и DLSS? Потому что они не нужны! В данном произведении визуал цепляет лучше и глубже, нежели людая ААА-игра 2020-2024 годов, где делают ставу на графику(есть исключения, но о них можно поговорить позже). Графический дизайн данной игры закрепляет её на подкорке головного мозга, ставя на один уровень с прогулками в детстве, такими спокойными и такими... своими?
Любой кадр, любая анимация по-началу могут показать карикатурными, ведь глаз привык к графике уровня Detroit:Become Human или третьего Ведьмака с Киберпанком, но уже через час игры эта карикатурность уходит, как и мысли судить игры только по графической составляющей.
Отдельно выскажусь про озвучку и локализацию. Озвученная версия доступна только на английском, но это не убирает баллов у этой игры, ведь озвучка великолепна и выразительна. Подбор актеров проходил строго и долго и по итогу мы получили шедевр озвучки. Озвучена каждая фраза, каждый персонаж, каждый навык. Слушать рекомендую в наушниках(для полного погружения).
(Кстати нынче ходит слух о локализации на русский язык питерской студией Cool-Games. Ожидаю всем сердцем.)
Музыкальная составляющая шикарна и я пожалуй воздержусь от комментариев и просто впишу сюда название группы, подарившей саунд сему шедевру - British Sea Power
Локализация не уступает оригиналу. Не особо шарю как с этим обстоят дела в остальных версиях, не считая английской и русской версии, но предполагаю, что не менее круто. Жалоб не видел)
Текста много, переведен грамотно, ошибок нет, читать удовольствие. Но, если уровень языка позволяет, то велком в оригинальную версию для получения максимального экспириенса.
4) Геймплей и персонажи
D&D вперемешку с книгами? Броски кубика? Навыки? Мир, который реагирует на твой отыгрыш? Да - это все Disco Elysium!
Я бы слукавил, сказав, что бросок кубика это уникальная геймплейная фишка, но вот симулятор детектива с бросками кубиков, тонной текста и кучей навыков уже звучит интереснее.
Это уникальная в своих механиках RPG. Система D&D во всей красе раскрывается в Ревашоле. Хочешь почувствовать слова в ветре? Пнуть мусорный бак? Поднять штангу? Заставить дверь открыться силой мысли?) Вперед, только кубик кинь и про расследование не забудь...
Несмотря на систему прокачки тут напрочь отсутствует боевая система, что само по себе слегка удивляет, ведь зачем прокачка, если нет врагов, которых можно одолеть. Во всей игре будет лишь пару боевых моментов. Навыки нужны для другого. Вы можете спорить со всеми, стать экспертом в политике, напиться, накуриться, да и просто собирать бутылки, чтобы заработать. На большую часть геймплея влияет Ваш выбор развития. Перед началом игры есть 3 готовых пресета как бы классических архетипов: качок. умник, "духовный" и те, кто играл в RPG примерно понимает с чем имеет дело, а те же, кто с этим не сталкивался могут не переживать, ведь от выбранного пресета зависит характер вашего героя, что делает прохождение более интересным(особенно если именно отыгрывать персонажа). Неспешно двигайтесь, собирайте все, что собирается и читайте все, что душе угодно - вот формула прохождения Элизиума. Будьте добрым спортсменом, хитрым умником или упадите в пропасть аль-гуля и спидов, но раскройте дело во чтобы то не стало. Будьте собой.
Персонажи в игре прописаны прекрасно и западают в душу, будто это сам главный герой, чьё прошлое не дает покоя даже после прохождения или второстепенный персонаж, который вспоминается будто старый друг. Каждый обладает особенным характером, внешностью и даже манерой разговора, по которой можно многое узнать.
***
Говоря про Disco Elysium можно упомянуть о многих аспектах из-за которых игра вышла такой, какая она есть, но я ограничился теми, что описаны выше, ведь на мой субъективный взгляд их достаточно, чтобы как минимум заинтересоваться этой игрой, а может и пройти её даже не один раз.
В прошлом посте я назвал ее одной из лучших за последние 5 лет. Это не голословное утверждение, а мнение PC Gamer, который поставил Элизиум на первую строчку в рейтинге лучших игр с 2019 года, где одна остается в тройке и на начало 2024 года. К сожалению, не так много людей знает об этом шедевре, а многих пугает обилие текста, но я искренне надеюсь, что своей статьёй смог разбудить в ком-то интерес к этой прекрасной истории.
(Главный герой кстати алкоголик-наркоман. Надеюсь это повысит интерес к прохождению. Повысит же?...)
Всем хорошего вечера или дня, приветствую в комментариях любое мнение, ведь написанное выше является моим видением этой игры и может не совпадать с вашим - это нормально. До новых встреч!