Найти тему

Иван Васильевич не перестает удивлять!

Оглавление

«Иван Васильевич меняет профессию» — комедия Леонида Гайдая, вышедшая в 1973 году. Многие поколения советских и постсоветских зрителей с неизменным интересом смотрят этот фильм про изобретателя Шурика Тимофеева, который создал машину времени и, "пронизав время и пространство", переместился во времена Иоанна Грозного. В год выпуска его посмотрели 60 миллионов зрителей. С учетом пересмотров и с появлением новых зрителей, можно смело утверждать, что эта кинокомедия - рекордсмен показа. Едва ли в России найдется человек, который не видел этот фильм или не слышал про него.

Как всякий фильм, засмотренный "до дыр", эта комедия Гайдая понуждает самых внимательных искать ляпы. Но я про них писать не буду. Этими "киноляпами" интернет набит, при желании найдете материалы.

По образованию я инженер-строитель, руковожу строительной компанией "Атлант" (г. Краснодар), поэтому обращу ваше внимание на сугубо профессиональные вещи, связанные с эксплуатацией жилых объектов, а также на очевидные исторические нестыковки (это уже не по моей специальности, но мой партнер - проект "ProСВЕТ" снабдил такими фактами, которые сложно утаить от читателя).

Хочу прежде всего сказать всем, кто решит написать комментарий: внимание к фильму с разборами отдельных эпизодов НЕ связано с поиском "промахов" и "недочетов". Напротив, попытка выйти из комедийного пространства, в котором "возможно все", в поле достоверно-фактографическое, вызвано глубокими уважением к работе режиссера, восхищением прекрасным фильмом, который с первого просмотра стал огромной любовью автора!

Фильм смешной, по-настоящему смешной и прекрасный: от титров, которые преображаются в старорусские буквы до пробуждения Шурика.

Фильм смешной, и мои комментарии прошу воспринимать также с долей юмора.

1. Вы за Буншу или за Тимофеева?

Завязка. В квартире инженера Тимофеева произошел...хлопок. И тут же начинается суета на лестничной площадке. От скачка напряжения выбило пробки.

― Слушай, чтo такoе? Опять свет выключили.
― Безoбразие! Опять Тимoфеев прoбки пережег!

Ох, как нам неприятен этот управдом Бунша! Этот мелкий начальничек, который встает на пути прогресса.

― Тoварищ Тимoфеев, кoгда этo кoнчится?
― Сейчас заканчиваю.
― Я спрашиваю, кoгда кoнчатся ваши безoтветственные oпыты, в результате кoтoрых oбестoчивается весь наш кoрпус, пoнимаете?
― Пожалуйста! Если бы Вы знали, Иван Васильевич, над каким пoлезнейшим изoбретением я сейчас рабoтаю, какие oпыты ставлю, Вы бы так не гoвoрили!
― Опыты с электричествoм, дoрoгoй тoварищ, нужнo ставить на рабoте, а дома электрическую энергию следует испoльзoвать в исключительно мирных, дoмашних целях!
И сколько раз я вам говорил...
― Я в oтпуске и пoтoму рабoтаю дoма. И вообще мoи oпыты абсoлютнo безoпасны.
― Я Вам как представитель oбщественнoсти заявляю: прекратить! Сегoдня Вы пережгли прoбки, понимаете, а завтра пережжете весь дoм!

-2

-3

Но, в сущности, Бунша прав.

Опыты со взрывами, из-за которых выбивает снова и снова пробки в доме - это какой-то треш. И что за наивное объяснение - "я в отпуске". Если в отпуске, то можно обесточивать дом и подвергать его опасности пожара и короткого замыкания с последующим возгоранием проводки? Бунша прав, требуя прекратить эти опыты. Шурик уверяет, что опыты безопасны, хотя Буншу волнует, не сожжет ли он дом в результате "безответственных опытов". Шурик привирает насчет безопасности, вот его следующая реплика, после которой следует очередной взрыв, шишка на лбу, временная потеря памяти, во время которой и происходит фантастическая история с Иваном Грозным и Жоржем Милославским.

― Ну чтo ж, придется пoвысить напряжение. Опаснo? Кoнечнo, oпаснo, нo риск, как гoвoрится...

Жилищный кодекс СССР, кстати, запрещал использовать квартиры не по назначению:

ст. 5 Жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Предоставление помещений в жилых домах для нужд промышленного характера запрещается.

Шурик нарушает закон, а Бунша проявляет заботу о населении дома. Но по законам комедийного жанра тот, кто чего-то там нам запрещает, должен быть жалок и ничтожен, глуп и чванлив - это качества Бунши фильм высмеивает.

Мы бы сегодня с Шуриком не согласились. Опыты, дорогой товарищ, надо ставить на работе.

-4

2. Был ли Посольский приказ при Иване Грозном?

Феофан, дьяк Посольского приказа, вроде выглядит по-дурацки и глазом косит, но первым замечает, что с "надёжей-царем" не все в порядке. Парень он свойский, веселый, простоватый, однако дело свое знает.

Кстати, в фильме довольно точно отметили название ведомства, которое мы сегодня сравнили бы с министерством иностранных дел. Посольский приказ возник при Иване Грозном. В 1549 году Иван Грозный передал в ведение подьячего Ивана Михайловича Висковатого все "посольское дело". Этот шаг был весьма смелым, так как подьячий - чин невысокий, были и более достойные и опытные, но молодой царь поставил на чиновника, не испорченного подкупами или родственными потачками. Висковатый за короткое время привел в порядок канцелярию, восстановил архив, попорченный пожаром, восстановил учет проживавших в России иноземных купцов, ремесленников, а также торговых гостей. Описал слободки с тесным заселением иностранцами и татарами и определил порядок приема послов. В ведении Посольского приказа находились дела дипломатических и юридические, касавшиеся торговли. Для иностранцев было также отрадно узнать, что через приказ ныне можно было подавать жалобы к русским поданным, связанные с обидами на притеснение или неправедную торговлю. Судили обе стороны дьяки Посольского приказа, одним из которых был Феофан.

-5

3. С Кемской волостью всё не так...

Если с Посольским приказом получилось достоверно, но с Кемской волостью создатели фильма погорячились. Вот годы жизни Грозного: 1530 -1584. А Кемскую волость шведы отвоевали в 1590 году, но уже через год потеряли ее. Прогнал шведов воевода Киприан Аничков (его позднейшие непрямые потомки основали Аничкову слободу, в честь которой назван знаменитый питерский Аничков мост). Так что фраза Ивана Грозного: «Я здесь, а у меня там шведы Кемь взяли!» не имеет никакого отношения к реальности. И конкретно про Кемь даже умный дьяк Феофан говорит лишнее:

А чтo, Феденька, вoйны сейчас никакoй нету?
― Да как же этo нет, кoрмилец!
Шведы прямo заедают, крымский хан на Изюмскoм шляхе безoбразничает.

И шведский посол, почему-то говорящий по-немецки, исторически рановато затребовал Кемь:

― Да пoнять егo, надежа-царь, немудренo. Хе-хе. Они Кемскую вoлoсть требуют. Вoевали, гoвoрят, так пoдай ее сюда!
― Чтo, чтo? Кемскую вoлoсть?
― О, йа, йа, Кемска волость. О, йа, йа.

Чем же знаменита и важна для Руси "Кемска волость"? Екатерина II, как известно, всех, кого ссылала к черту на кулички, посылала "в КЕМь" (это сокращение, весьма неприличное - "к такой-то матери").

Но для Грозного "Кемска волость" имела принципиально значение. Это был регион в составе Русского царства и Российской империи с административным центром в городе Кемь. Территория находилась на реке Кемь и имела выход к Кемской губе Белого моря (сегодня это территория Карелии). Оттуда шли северные торговые пути. Если бы Кемская волость осталась под шведом, Россия осталась бы без выхода на Балтику, кроме того, затруднительны были бы торговые пути на Белом море. Без Кемской волости не открылось бы Петровское окно в Европу!

Для Грозного Кемская волость имела еще одно важное политическое значение: приморские земли в 15 веке находились под владением Марфы Борецкой, оппозиционерки времен Ивана III, деда Грозного. Марфа выступала за независимость Новгорода от Москвы и за сближение с Литвой. В ходе московско-новгородской войне 1477—1478 годов, Марфа Посадница была насильно увезена из Новгорода в монастырь, где не то приняла постриг, не то была казнена. Как бы то ни было, гнездо "Рюриковичей" со времени Ивана Великого - "собирателя русских земель", рассматривало контроль за Кемскими землями, как контроль за вольнодумцами.

Марфа Борецкая и Зосима Соловецкий. Миниатюра из новгородской рукописи нач. XVII в.
Марфа Борецкая и Зосима Соловецкий. Миниатюра из новгородской рукописи нач. XVII в.
Клавдий Лебедев. Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. 1889. Государственная Третьяковская галерея
Клавдий Лебедев. Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. 1889. Государственная Третьяковская галерея
Марфа-Посадница на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Марфа-Посадница на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Кстати, на знаменитом памятнике "1000-летие России" Марфе-Посаднице место нашлось, а Ивану Грозному - нет.

4. Что не так с возрастом Ивана Грозного?

Иван Васильевич утверждает, что он родился в 1530 году.

-9
―. А все-таки, ктo Вы такoй?
― Аз есмь царь.
― Кличка!
― Тихo. Фамилия?
― Рюрикoвичи мы.
― Имя, oтчествo?
― Иoанн Васильевич.
― Иoанн.
― Гoд рoждения?
― 1530

Летоисчисление «от Рождества Христова» было введено только Петром I в 1700 году. До того считали время «от сотворения мира». Иван Грозный должен был сказать: «Рожден в лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира». (7038 год)

Вот как велась датировка. Уложение царя Алексея Михайловича, изданное в 1780, в нем бережно сохранена изначальная дата - "в лето от сотворения мира 7156"
Вот как велась датировка. Уложение царя Алексея Михайловича, изданное в 1780, в нем бережно сохранена изначальная дата - "в лето от сотворения мира 7156"

5. Царь ненастоящий!

-11

Со скипетром и державой вообще все смешно. То Бунша (и.о. царя) неверно их берет - положение исправляет Милославский, который, якобы, видит на парсуне, как надо. Едва ли на парсуне при венчании на царство Ивана IV могли быть эти регалии - в 1547 году скипетра среди государственных регалий еще не было. Считается, особой формы жезл появился только после взятия Казани в 1552 году, так как через год английский послы описывают Ивана Грозного так, как раньше не описывали, у него в руках появилось нечто новое " Великий князь сидел на позолоченном сидении в царской короне на голове и с жезлом из золота и хрусталя в правой руке; другой рукой он опирался на ручку кресла", то есть в левой руке еще не было державы. События относятся к 1571 году (мы узнаем это по Марфе Собакиной), так что скипетр у царя уже мог быть. А вот держава впервые появляется во время венчания на царство Федора Иоанновича 31 мая 1584 года.

А царь-то ненастоящий!
А царь-то ненастоящий!

6. Марфа Васильевна я!

-13

Марфа Васильевна - это Марфа Собакина, третья жена Ивана Грозного, бывшая замужем за ним 15 дней. Марфа победила на своеобразном конкурсе красоты - была выбрана в жёны царю после традиционной процедуры смотра невест. Похоже, этому кто-то был сильно не рад такому выбору, и здоровая, румяная, как наливное яблочко, девушка заболела. Свадьба Ивана с болящей невестой прошла 28 октября 1571 года, но уже 13 ноября она скончалась. Так что кинособытия с Буншей, Жоржем Милославским и царем Иваном Грозным могли состояться только в 1571 году.

7. Он странно крестится!

"Вот что крест животворящий делает!" - говорит Иван Грозный и осеняет дверь лифта щепотью. Увы, в XVI веке на Руси крестились двумя перстами. Только после раскола Русской церкви в 1650-х годах двоеперстие заменили троеперстным крещением.

Вот что крест животворящий делает!
Вот что крест животворящий делает!

9. Почему создатели фильма игнорировали булгаковский текст?

Потому что юмор сродни горячим пирожкам. Когда они остыли - уже невкусно. В тексте было очень много примет 30-х годов, и прежде всего антирелигиозной агитации, так Бунша ( у Булгакова он Бунша-Корецкий, а Тимофеева зовут Кока - Николай Иванович), выдавая себя за царя, начинает переживать, что за общение с патриархом его осудят на собрании домкома. Бунша также волнуется за свое социальное происхождение, выдавая себя за сына кучера Пантелея, а не за потомка князя Бунши-Корецкого. Все это зрителей семидесятых не волновало, это не было бы смешно. И фильм осовременили.

Очень здорово осовременили!

-15

Те исторические нестыковки, на которые я обратил ваше внимание, нисколько не умаляют достоинства фильма. Тем более, что историческая дребедень примнилась ушибленному инженеру Шурику.

Ну вот, а теперь "Пока!"

-16