Найти в Дзене

Историко-культурный контекст. День 4

26-я глава начинается после того, как Иисус окончил Свою Елеонскую проповедь. Затем, покинув храм, Иисус со Своими учениками пошёл на Елеонскую гору, где учил их наедине о Своём Втором пришествии. Затем Господь мгновенно возвращает их обратно к главному событию Своего Первого пришествия. В очередной раз Он говорит им о Своей неизбежной смерти, которая ожидает Его уже через два дня. Когда Иисус беседовал со Своими учениками в тот вечер на Елеонской горе, Синедрион, состоявший преимущественно из первосвященников и старейшин народа, собрался во дворе дворца первосвященника по имени Каиафа. Первосвященники представляли богатую и влиятельную знать из религиозных вождей, а старейшины — богатую и влиятельную знать из прихожан. Согласно данным известного еврейского историка Иосифа Флавия, полное имя первосвященника было Иосиф Каиафа. Он был коварным, вероломным, лживым человеком, и в Писании он описывается только как противник Иисуса. Во всех Евангелиях, где говорится о Каиафе, он упоминается

26-я глава начинается после того, как Иисус окончил Свою Елеонскую проповедь. Затем, покинув храм, Иисус со Своими учениками пошёл на Елеонскую гору, где учил их наедине о Своём Втором пришествии.

Затем Господь мгновенно возвращает их обратно к главному событию Своего Первого пришествия. В очередной раз Он говорит им о Своей неизбежной смерти, которая ожидает Его уже через два дня.

Когда Иисус беседовал со Своими учениками в тот вечер на Елеонской горе, Синедрион, состоявший преимущественно из первосвященников и старейшин народа, собрался во дворе дворца первосвященника по имени Каиафа. Первосвященники представляли богатую и влиятельную знать из религиозных вождей, а старейшины — богатую и влиятельную знать из прихожан.

Согласно данным известного еврейского историка Иосифа Флавия, полное имя первосвященника было Иосиф Каиафа. Он был коварным, вероломным, лживым человеком, и в Писании он описывается только как противник Иисуса. Во всех Евангелиях, где говорится о Каиафе, он упоминается как ищущий убить Иисуса. Каиафа, как и Ирод, ненавидел и боялся Иисуса не по религиозным, а по политическим причинам. Он хотел убить Иисуса, потому что боялся, что Иисус может представлять серьёзную угрозу его положению и власти над еврейским народом. Так как Каиафа был движим исключительно жадностью, а также эгоистичным и завистливым честолюбием, у него совершенно отсутствовало чувство справедливости, праведности или приличия. Он совершенно не заботился о своей стране и своём народе, в нём не было уважения к своей религии. Они нужны были ему постольку, поскольку он мог использовать их для личной выгоды. Выгода была его основным жизненным принципом, и это навеки запечатлено в его печально известном высказывании: «Лучше [т.е. выгоднее] нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб».

Первосвященство традиционно передавалось по линии левитов, но во время римской оккупации эту должность можно было просто купить или получить как знак политического расположения. Поскольку евреи не потерпели бы первосвященника, не имеющего никакого отношения к левитам, Каиафа женился на дочери первосвященника Анны, своего предшественника. Некоторое время эти двое даже вместе несли это служение. Каиафа был первосвященником с 15 по 37 год по Р.Х., что само по себе было небывалым сроком. Чтобы удержаться на этой должности так долго, нужно было тесно сотрудничать с Римом, а на протяжении чуть больше ста лет первосвященниками были 28 человек. Преемник же Каиафы продержался на этой должности всего 50 дней.

Каиафа был воплощением порочной религиозной системы, преобладавшей в то время в Израиле. Несмотря на свою порочность, лишь он один мог войти в Святое святых в День Очищения и принести жертву. Он руководил всеми священниками и их функциями в храме, а также получал прибыль от торговли в храме. Именно торговля в храме так разгневала Христа, что Он дважды изгонял оттуда меновщиков монет и торговцев жертвенными животными.

Когда Иисус и ученики были в Вифании, их пригласили на ужин в дом Симона прокажённого. От Иоанна мы узнаём, что Мария, Марфа и Лазарь тоже были на этой трапезе и что Марфа подавала ужин, видимо, в знак уважения к Симону, а также к Господу.

Так как прокажённые не имели права жить в городах и селениях и общаться со здоровыми людьми, то ясно, что Симон был исцелён. И так как с медицинской точки зрения эта болезнь была неизлечима, то, очевидно, Иисус исцелил Симона. Испытывая чувство глубокой благодарности за исцеление, Симон пригласил Иисуса и остальных в свой дом на ужин.

Во время ужина к Иисусу приступила женщина, имя которой Матфей не называет, однако из Евангелия от Иоанна мы узнаём, что это была Мария. Она принесла алебастровый сосуд мира драгоценного и возливала Ему, возлежащему, на голову.

Обычай помазания головы важным гостям был широко распространен, но в данном случае женщина совершила крайне необычное помазание. Это благовонное масло (которое привозилось с Востока) было невероятно дорогим – оно стоило больше 300 динариев, что составляло годовую зарплату работника или воина и, вероятно, хранилось в ее доме как фамильная реликвия. Такие благовония обычно держали в запечатанном алебастровом сосуде. Если сосуд раскрывали, то его содержимое нужно было сразу же использовать.

Средняя цена раба в разное время и в разных местах колебалась, но читатели Матфея знали из Библии, что «тридцать сребренников» составляли обычную денежную компенсацию за убийство раба. Женщина ради поклонения Иисусу потратила 300 динариев, Иуда же дешево продал своего учителя.

Использованная литература:

Джон МакАртур "Серия комментариев МакАртура"

Крейг Кинер "Культурно-исторический комментарий"

Даллаская Богословская Семинария "Комментарии на Новый Завет"