Найти в Дзене
Мисс география

Самый опасный для кораблей пролив на "неистовых пятидесятых"

Оглавление

"Лучше бы его и не находили" - все моряки XVI века об открытии пути из Атлантики в Тихий океан (с).

Это сейчас есть уютный и спокойный Панамский канал, по которому Вы, будучи капитаном, сможете пройти на небольшом суденышке без вспотевших ладоней. А вот до 1920 года мысль, что придется идти из Атлантического океана в Тихий (или наоборот!) даже у бывалых моряков вызывала обоснованный страх. Отправляешься в такое плавание - пиши завещание!

Картина Ивана Константиновича Айвазовского "Гнев морей" (1886)
Картина Ивана Константиновича Айвазовского "Гнев морей" (1886)

В XVI веке здесь были открыты 2 важных пролива, один из которых считают самым опасными для кораблей. Они расположены совсем рядом друг с другом: около самой южной точки Южной Америки. Так и хочется сказать: на Конце Света.

Магелланов пролив

Амбициозный португалец Фернан Магеллан грезил стать первым человеком в мире, который совершит кругосветное путешествие и откроет путь из Атлантики в Тихий океан. Для европейцев он - мореплаватель и исследователь; для племен, на чьи земли высаживался, - колонизатор и нехороший человек.

В 1520 году Фернан нашел пролив, по которому можно обогнуть Южную Америку, не забыв на всякий случай поставить на мысе флаг Испании (Фернан перебежал к испанцам).

Капитаны судов, заходя в Магелланов пролив из океана, попадали в мощные потоки воды и резкие порывы ветра, подхватывающие судна и несущие прямиком на скалы. Учитывая управляемость парусных судов тех лет, приходилось несладко.

В 1526 г Испания потеряла в этом районе сразу 3 корабля: "Санкти Спиритус", "Сан-Лесмес", "Анунсиада". Последнего - даже обломки не нашли.

Но был кое-кто, чьи амбиции были не меньше Магеллановых: англичанин Фрэнсис Дрейк. Для Британии - сэр и выдающийся капер на службе у короны; для Испании - пират и нехороший человек. Став вторым капитаном, обогнувшим земной шар по воде, Дрейк в 1578 году открыл пролив похуже.

Пролив Дрейка: в одном месте собраны все возможные неприятности для корабля

Новый путь проходит южнее пролива Магеллана: между мысом Горн (южное окончание архипелага Огненная земля) и островов рядом с Антарктидой. Грубо говоря - это тот самый широкий массив воды, который отделяет Южную Америку от Антарктиды.

-3

Причем открытие пролива произошло случайно. Три корабля Дрейка во главе с галеоном-флагманом "Золотая лань" должны были исследовать Магелланнов пролив. Но из-за шторма судна отнесло южнее. Так Дрейк узнал, что есть еще один проход в Тихий океан.

На первый взгляд может показаться, что пролив Дрейка не так уж и опасен: это самый глубокий (5000 м) широкий (минимум - 820 км) пролив на планете.

Лед - частый гость в проливе
Лед - частый гость в проливе

Да, случайно пустить корабль на скалы тут будет затруднительно... А что насчет айсбергов? Пролив Дрейка все-таки в зоне влияния Антарктиды, поэтому есть вероятность увидеть перед носом корабля айсберг или льдину.

Еще одна опасность пролива Дрейка скрыта в глубинах. Рядом проходит настоящая высокоскоростная трасса для океанических вод: Антарктическое циркумполярное течение несется вокруг Антарктиды, не встречая на своем пути препятствий и разгоняясь в проливе Дрейка до 14,5 км/ч.

Течение в проливе Дрейка
Течение в проливе Дрейка

Но все это меркнет по сравнению с погодкой. Штормы пролива Дрейка - одни из самых сильных на Земле.

«... Флотилия прошла ревущие сороковые и неистовые пятидесятые широты...» - из корабельных журналов

Именно из-за стихии, частенько бушующей в этом районе, капитаны XVIII-XIX веков прозвали пространство между 50 ° и 60 ° южной широты "неистовые пятидесятые".

С чем здесь приходится сталкиваться кораблям:

-6

  • Западный ветер, "работающий" в одном направлении с сильным течением. Порывы ветра порой достигают 126 км/ч.
  • Волны высотой 15 и более метров - рядовое событие любого приличного шторма в проливе Дрейка.
  • Сильное течение.
  • Дождь 280 дней в году. Не забудьте взять зонтик!

Для пролива Дрейка шторм 9-10 баллов - обычное явление. Морякам, отважившимся сюда сунуться, нужно быть готовым и к 12 баллам.

-7

Моряки, которым удалось пройти пролив Дрейка и при этом остаться в живых, получали знак отличия: золотую серьгу в левом ухе. Знак давал привилегию: по личному приказу британской королевы Виктории им бесплатно наливали угощения в любой британской портовой таверне.

Попытка пройти пролив Дрейка стала неудачной для многих кораблей. Например, в 1826 году обойти мыс Горн не смог фрегат "О'Хиггинс" (Чили), а в 1893 году разбился парусник "Герцогиня Олбани" (Аргентина).

В разных источниках указывают разное количество кораблей, не сумевших пройти место слияния Тихого и Атлантического океана. Оценки разняться от "десятков" до "сотен". Одно точно: везде мыс Горн называют "кладбищем кораблей".

А вот наш Федор Конюхов стал первым человеком, кто пересек пролив Дрейка в любимой для себя манере - один и на весельной лодке.

Федор Конюхов в проливе Дрейка. Мореплаватель огибал мыс Горн не раз, но на экспедиционных яхтах. В 2010 году Федор даже установил там крест в память о моряках, нашедших вечное пристанище в этих водах
Федор Конюхов в проливе Дрейка. Мореплаватель огибал мыс Горн не раз, но на экспедиционных яхтах. В 2010 году Федор даже установил там крест в память о моряках, нашедших вечное пристанище в этих водах

Сейчас, когда есть Панамский канал, необходимость проходить пролив Дрейка, чтобы попасть из Атлантики в Тихий океан и обратно, отпала. Сегодня сюда заходят только экстремалы и суда с очень большим водоизмещением: танкеры, контейнеровозы, военные корабли и огромные круизные лайнеры, стараясь избегать попадания в очередной мощный шторм.

Работники круизных лайнеров придумали шутку:

- А сегодня у нас для гостей специальная программа - Дрейк-шейк /тряска Дрейка/!

Так говорят, когда судно входит в неспокойный пролив.

-9