Мне интересно читать многое из истории развития своего края, родины моей малой - Чарышского района и вообще развития Сибири. Естественно, всё это через призму поисков корней своей сибирской родни со стороны отца.
Со стороны мамы хорошо, что хотя бы нашлась ее родина с современным названием- село ПРИРЕЧНОЕ на Дону. На письма свои ответы оттуда я пока что не получила. Но попрошу внуков младшей сестры поискать цифровые следы в архивах в Воронеже. Что-то да найдется.
А тут совершенно неожиданно мне встретилось много интересного про наше западно-сибирское купечество. Вроде и вполне научное и, казалось бы, сухое исследование, а оно такое интересное для чтения! О купцах предпринимателях Западной Сибири. Если даже просто в поисковике поискать по купцам Барнаула, Бийска, старой Колывани, Кузнецка, Томска, Тюмени, Тобольска, Иркутска то там картина живописная и очень интересная и для простого чтения вырисовывается.
Пока что я скажу, что наша родня к купечеству имеет совершенно опосредованное отношение. Наши деды, мой и сестры с первого фото, служили приказчиками у купцов Шестаковых и Лобановых в Усть-Тулатинке Чарышского района (тогдашнего Бащелакского уезда Томской губернии).
И сегодня нам вообще не верится, какой оживленной, с точки зрения разных занятий торговли и вообще предпринимательства, была изменившаяся и почти забытая сегодня деловая когда-то, но такая малюсенькая сегодня Усть-Тулатинка.
А купцы, как двигатели многих отраслей развития нашего края и тогдашней Усть-Тулатинки, развивали там свое дело, учились сами, учили наиболее талантливых молодых людей из крепкого крестьянства и вообще из крестьянства, ну и поднимали наш край, как сегодня делают многие предприниматели.
В 18 и 19 веках цифры разных купеческих гильдий очень колебались по численности. И Бийск в этом отношении был иногда даже более купеческим городом, чем Барнаул. Барнаул чаще как горных дел город тогда рассматривался. Потом ситуация менялась. Купцы, кстати, часто были выходцами из мещан и крепких крестьян. Это было в Сибири частым делом.
Так вот, так как управлять большими купеческими хозяйствами нужно было с большим умом, то в помощники купцами и набирались умные молодые парни их разных сословий. И присматривались к ним купцы повсюду по стране. По стране! А мы-то только и слышали в детстве идеологические сказки про купцов-мироедов!!! Идеология послереволюционная! А сегодняшние разномастные частные фирмы предпринимательские как бы уже и не мироеды!? Иногда очень даже. Тогда-то всё было у людей через веру! Общину. И сохраняется этот феномен часто и до сих пор. Не так явно, конечно. Не зря же западники РАСКОЛ до Петра задумали в России и проводят его в общем-то под разными соусами до сих пор.
По крайней мере достоверно известно, что Вещева Михаила Павловича, деда моей сестры Людмилы, купец Шестаков, по совету своих друзей купцов, нашел аж в Рязани и уговорил его приехать на работу в Сибирь. Пообещал, видимо, более лучшие по тем временам условия и парень согласился. Это же и интересно тогда для молодого парня было - путешествие куда-то в неизведанное и интересное, о котором все кругом тогда в Европейской части России говорили постоянно. Модно было в Сибирь в те времена ездить работать, "богатство ловить", за мечтами разными гоняться и т.п.
В общем, молодой Михаил переехал на работу к Шестакову и остался на Алтае навсегда. Красивый был парень. Таких просто так, без оглядки в выборе невесты не упускали из виду. Всегда был некий совет зажиточных крестьян-одноверцев или их возможной купеческой родни был обязательно. Без присмотра хороших парней одноверцы не оставляли. Да и вообще за умными и красивыми женихами всегда отцы богатых семейств сибиряков охотились. Так и тут. Невеста для Михаила была из зажиточной семьи Усть-тулатинских Лобановых. Прадеда нашего с Людой по линии наших бабушек: Анны-бабушки Люди и Аксиньи-моей бабушки.
Не знаю, были ли они, семья прадеда со стороны наших бабушек, родственниками купцов Лобановых, один из масло-сыродельных заводов которых был в Усть-Тулатинке и на котором приказчиком работал уже мой дед Василий, но вот при втором заводе (второй маслозавод завод был у Шестаковых) и при купеческом большом магазине-складе купцов Шестаковых и стал работать Михаил Павлович.
Появилась у него со временем и большая семья в доме, который построили в деревне тоже с помощью сельчан на горке, через Прохоров ключик и совсем недалеко от магазина-склада купцов Шестаковых. Ну, а потом вскоре и Революция, потом все перепитии, которые наша страна страдальчески переживала, потом все долгие невзгоды страны и в его, Михаила, большой семье...
А вот мой дед Иунихин Василий Иванович, по пока что найденным документам, был их семьи ремесленных заводских приказных крестьян с демидовских заводов. Не уверена полностью. Так как в создании деревни Усть-Тулатинки его прямая родня есть, а это 178? какой-то год. Если по ревизским сказкам, то семья эта из Новгородчины...Это если по фамилии.
В Томск в губернский архив мы так и не ездили, просто до прапрадедов пока что в краевом архиве дошли в своих поисках и пока вот сидим вот так...
И то, что и Лобановы и Иунихины были со староверческими традициями-это уже точно. А староверы детей учили обязательно. И девочек они тоже старались грамоте учить. Баба Анна была более грамотна, чем баба Аксинья, кстати.
Так что и тут дело в том, что умный Вася Иунихин, уже мой дед, получив на территории Бащелакского уезда хорошее образование (учителей староверы и Чарышские купцы выписывали для своих детей отовсюду), тоже работал после знаменитой в то время Бащелакской школы в Усть-Тулатинке и тоже приказчиком, но уже на маслозаводе купца Лобанова и в его складе-магазине. И тоже был женат на дочери этого же зажиточного крестьянина Лобанова Василия Михайловича, но уже на Аксинье. То есть на моей бабушке по отцу.
Вот такие совпадения. Ясно, что родители дочерей Василия Михайловича Лобанова были озабочены поиском хороших женихов для своих дочерей, наших бабушек, и нашли их.
Ясно, что это был тогда особый круг поисков и особые условия и для женихов с их работами и особые отношения родителей с их работодателями - купцами, ясно что это было сообщество, скорее всего, и прежде всего по вере.
Вот такие интересные истории из жизни нашей родни вдруг "вспыхивают". И прекрасные же истории!
А книги в сети находятся и находятся. Хорошо, что люди не устают исследовать нашу Сибирскую историю. Она повторяется бесконечно! Ну, хотя бы вот так полистать их иногда очень интересно!
Вот ниже только две книги, которые я смотрела в сети. Мне было интересно. Там и о староверах, и о уезжающих-приезжающих, и об образовании, и о женщинах-купчихах, и об одежде и внешности купцов, и об их быте, и о вере, и о купцах-евреях, и о купцах по городам Западной Сибири по гильдиям. И о перекличке времен с современными предпринимателями.... Ясно, что не все. Уточнять можно бесконечно. Кому интересно, тот сам и уточняет. Так вот:
1.Численность и состав купечества: https://www.yaneuch.ru/cat_06/kupechestvo-altaya-konca-xix-/98201.1571040.page2.html
2.Бойко, В.П. Купечество Западной Сибири в конце ХѴІІІ-ХІХ в. Очерки социальной, отраслевой и ментальной истории [Текст] : монография / В.П. Бойко / под. ред. В.П. Зиновьева. -Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит, ун-та, 2009. - 308 с. - ISBN 978-5-93057-297-1.Научный редактор доктор исторических наук В.П. Зиновьев
Вот так! Всем удачи и мира.
Пишите нам и комментируйте, это поможет нам развивать наш семейный канал.