Найти тему

Люда, привет. Оказывается читать про купцов и их приказчиков очень интересно

Красота невероятная. Мощь. Одна из милых девушек на фото моя сестра Люда. Сибирячки-красавицы.
Красота невероятная. Мощь. Одна из милых девушек на фото моя сестра Люда. Сибирячки-красавицы.

Мне интересно читать многое из истории развития своего края, родины моей малой - Чарышского района и вообще развития Сибири. Естественно, всё это через призму поисков корней своей сибирской родни со стороны отца.

Со стороны мамы хорошо, что хотя бы нашлась ее родина с современным названием- село ПРИРЕЧНОЕ на Дону. На письма свои ответы оттуда я пока что не получила. Но попрошу внуков младшей сестры поискать цифровые следы в архивах в Воронеже. Что-то да найдется.

А тут совершенно неожиданно мне встретилось много интересного про наше западно-сибирское купечество. Вроде и вполне научное и, казалось бы, сухое исследование, а оно такое интересное для чтения! О купцах предпринимателях Западной Сибири. Если даже просто в поисковике поискать по купцам Барнаула, Бийска, старой Колывани, Кузнецка, Томска, Тюмени, Тобольска, Иркутска то там картина живописная и очень интересная и для простого чтения вырисовывается.

Пока что я скажу, что наша родня к купечеству имеет совершенно опосредованное отношение. Наши деды, мой и сестры с первого фото, служили приказчиками у купцов Шестаковых и Лобановых в Усть-Тулатинке Чарышского района (тогдашнего Бащелакского уезда Томской губернии).

Вот. Это красавец мужчина - дед моей сестры с заглавного фото. Вещев Михаил Павлович.
Вот. Это красавец мужчина - дед моей сестры с заглавного фото. Вещев Михаил Павлович.

И сегодня нам вообще не верится, какой оживленной, с точки зрения разных занятий торговли и вообще предпринимательства, была изменившаяся и почти забытая сегодня деловая когда-то, но такая малюсенькая сегодня Усть-Тулатинка.

А купцы, как двигатели многих отраслей развития нашего края и тогдашней Усть-Тулатинки, развивали там свое дело, учились сами, учили наиболее талантливых молодых людей из крепкого крестьянства и вообще из крестьянства, ну и поднимали наш край, как сегодня делают многие предприниматели.

В 18 и 19 веках цифры разных купеческих гильдий очень колебались по численности. И Бийск в этом отношении был иногда даже более купеческим городом, чем Барнаул. Барнаул чаще как горных дел город тогда рассматривался. Потом ситуация менялась. Купцы, кстати, часто были выходцами из мещан и крепких крестьян. Это было в Сибири частым делом.

Так вот, так как управлять большими купеческими хозяйствами нужно было с большим умом, то в помощники купцами и набирались умные молодые парни их разных сословий. И присматривались к ним купцы повсюду по стране. По стране! А мы-то только и слышали в детстве идеологические сказки про купцов-мироедов!!! Идеология послереволюционная! А сегодняшние разномастные частные фирмы предпринимательские как бы уже и не мироеды!? Иногда очень даже. Тогда-то всё было у людей через веру! Общину. И сохраняется этот феномен часто и до сих пор. Не так явно, конечно. Не зря же западники РАСКОЛ до Петра задумали в России и проводят его в общем-то под разными соусами до сих пор.

По крайней мере достоверно известно, что Вещева Михаила Павловича, деда моей сестры Людмилы, купец Шестаков, по совету своих друзей купцов, нашел аж в Рязани и уговорил его приехать на работу в Сибирь. Пообещал, видимо, более лучшие по тем временам условия и парень согласился. Это же и интересно тогда для молодого парня было - путешествие куда-то в неизведанное и интересное, о котором все кругом тогда в Европейской части России говорили постоянно. Модно было в Сибирь в те времена ездить работать, "богатство ловить", за мечтами разными гоняться и т.п.

В общем, молодой Михаил переехал на работу к Шестакову и остался на Алтае навсегда. Красивый был парень. Таких просто так, без оглядки в выборе невесты не упускали из виду. Всегда был некий совет зажиточных крестьян-одноверцев или их возможной купеческой родни был обязательно. Без присмотра хороших парней одноверцы не оставляли. Да и вообще за умными и красивыми женихами всегда отцы богатых семейств сибиряков охотились. Так и тут. Невеста для Михаила была из зажиточной семьи Усть-тулатинских Лобановых. Прадеда нашего с Людой по линии наших бабушек: Анны-бабушки Люди и Аксиньи-моей бабушки.

Не знаю, были ли они, семья прадеда со стороны наших бабушек, родственниками купцов Лобановых, один из масло-сыродельных заводов которых был в Усть-Тулатинке и на котором приказчиком работал уже мой дед Василий, но вот при втором заводе (второй маслозавод завод был у Шестаковых) и при купеческом большом магазине-складе купцов Шестаковых и стал работать Михаил Павлович.

Появилась у него со временем и большая семья в доме, который построили в деревне тоже с помощью сельчан на горке, через Прохоров ключик и совсем недалеко от магазина-склада купцов Шестаковых. Ну, а потом вскоре и Революция, потом все перепитии, которые наша страна страдальчески переживала, потом все долгие невзгоды страны и в его, Михаила, большой семье...

Вот фото Михаила Павловича, его жены Анны Васильевны и сестры его жены - Евгении. А вот стоит рядом с ними, наверное, его младший сын Петр.
Вот фото Михаила Павловича, его жены Анны Васильевны и сестры его жены - Евгении. А вот стоит рядом с ними, наверное, его младший сын Петр.

А вот мой дед Иунихин Василий Иванович, по пока что найденным документам, был их семьи ремесленных заводских приказных крестьян с демидовских заводов. Не уверена полностью. Так как в создании деревни Усть-Тулатинки его прямая родня есть, а это 178? какой-то год. Если по ревизским сказкам, то семья эта из Новгородчины...Это если по фамилии.

В Томск в губернский архив мы так и не ездили, просто до прапрадедов пока что в краевом архиве дошли в своих поисках и пока вот сидим вот так...

И то, что и Лобановы и Иунихины были со староверческими традициями-это уже точно. А староверы детей учили обязательно. И девочек они тоже старались грамоте учить. Баба Анна была более грамотна, чем баба Аксинья, кстати.

Так что и тут дело в том, что умный Вася Иунихин, уже мой дед, получив на территории Бащелакского уезда хорошее образование (учителей староверы и Чарышские купцы выписывали для своих детей отовсюду), тоже работал после знаменитой в то время Бащелакской школы в Усть-Тулатинке и тоже приказчиком, но уже на маслозаводе купца Лобанова и в его складе-магазине. И тоже был женат на дочери этого же зажиточного крестьянина Лобанова Василия Михайловича, но уже на Аксинье. То есть на моей бабушке по отцу.

Вот мой дед- Василий Иванович Иунихин. Фото 1914г.
Вот мой дед- Василий Иванович Иунихин. Фото 1914г.

Вот такие совпадения. Ясно, что родители дочерей Василия Михайловича Лобанова были озабочены поиском хороших женихов для своих дочерей, наших бабушек, и нашли их.

Ясно, что это был тогда особый круг поисков и особые условия и для женихов с их работами и особые отношения родителей с их работодателями - купцами, ясно что это было сообщество, скорее всего, и прежде всего по вере.

Вот 1948 год. Моя бабушка справа и бабушка Люды- слева. Аксинья и Анна. За моей бабушкой стоит мой отец Михаил. Война закончилась. За бабой Анной трое ее детей. Вот тот мальчик (с фото ранее) уже отвоевал в Норвегии и стоит рядом со своими сестрами Августой и Тамарой. А Михаил Павлович уже ушел из жизни.
Вот 1948 год. Моя бабушка справа и бабушка Люды- слева. Аксинья и Анна. За моей бабушкой стоит мой отец Михаил. Война закончилась. За бабой Анной трое ее детей. Вот тот мальчик (с фото ранее) уже отвоевал в Норвегии и стоит рядом со своими сестрами Августой и Тамарой. А Михаил Павлович уже ушел из жизни.

Вот такие интересные истории из жизни нашей родни вдруг "вспыхивают". И прекрасные же истории!

А это я. Люда, привет! Завершаю этот наш семейный занятный экскурс про наших дедов приказчиков=помощников больших или маленьких сибирских предпринимателей=купцов.
А это я. Люда, привет! Завершаю этот наш семейный занятный экскурс про наших дедов приказчиков=помощников больших или маленьких сибирских предпринимателей=купцов.

А книги в сети находятся и находятся. Хорошо, что люди не устают исследовать нашу Сибирскую историю. Она повторяется бесконечно! Ну, хотя бы вот так полистать их иногда очень интересно!

Вот ниже только две книги, которые я смотрела в сети. Мне было интересно. Там и о староверах, и о уезжающих-приезжающих, и об образовании, и о женщинах-купчихах, и об одежде и внешности купцов, и об их быте, и о вере, и о купцах-евреях, и о купцах по городам Западной Сибири по гильдиям. И о перекличке времен с современными предпринимателями.... Ясно, что не все. Уточнять можно бесконечно. Кому интересно, тот сам и уточняет. Так вот:

1.Численность и состав купечества: https://www.yaneuch.ru/cat_06/kupechestvo-altaya-konca-xix-/98201.1571040.page2.html

2.Бойко, В.П. Купечество Западной Сибири в конце ХѴІІІ-ХІХ в. Очерки социальной, отраслевой и ментальной истории [Текст] : монография / В.П. Бойко / под. ред. В.П. Зиновьева. -Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит, ун-та, 2009. - 308 с. - ISBN 978-5-93057-297-1.Научный редактор доктор исторических наук В.П. Зиновьев

Вот так! Всем удачи и мира.

Пишите нам и комментируйте, это поможет нам развивать наш семейный канал.