Найти тему

Как провести CustDev? Пошаговый план

Оглавление

В этой статье я хочу расставить все точки над i о том, как проводить CustDev’ы и для чего они нужны.

Для кого эта статья:

  • Для новичков в продуктовом менеджменте/маркетинге
  • Для предпринимателей, которые хотят лучше узнать свою аудиторию
  • Для блогеров-экспертов в разных нишах, которые слышали про кастдевы, но не знают как их проводить

Ниже приведен пошаговый план, применив который вы добьетесь желаемых результатов от изучения вашей аудитории.

CustDev (в русскоязычном мире) - глубинное изучение целевой аудитории, задачи которого:

  1. Выявить барьеры людей, которые препятствуют покупке продукта
  2. Выявить важные потребности/боли, которые еще не закрыты вашим продуктом/продуктом конкурентов
  3. Сформулировать УТП/ценностное предложение вашего продукта, за которое люди готовы платить

Шаг 1. Определиться с целью исследования

Представьте, что вы идете в продуктовый магазин и не знаете, что вам нужно в нем купить. В таком случае вы накупите много ненужного или просто ничего не возьмете.

Так и тут.

Кастдев ради кастдева - самая главная ошибка, которая приведет к потере времени впустую.

Как поставить цель CustDev’а?

Спросите себя, что у вас сейчас болит в бизнесе:

  • Низкая конверсия в целевое действие в продукте или маркетинге
  • Низкая возвращаемость пользователей в продукт
  • Люди не понимают, зачем покупать ваш продукт (проблема упаковки и наполнения)
  • Масштабирование: поиск нового сегмента и захват большей доли рынка

Исходя из вашей проблемы бизнеса поставьте исследовательский вопрос.

В помощь вопрос:Что мне нужно узнать от целевой аудитории, чтобы я решил эту проблему?”

*Если вам нужно помочь с формированием цели, то напишите мне в лс

Шаг 2. Составить потрет опрашиваемого

Задайте себе вопрос: “Информация от каких людей поможет мне прийти к достижению цели исследования?

Это могут быть:

  • Ваши текущие клиенты
  • Клиенты ваших конкурентов
  • Люди, у которых есть потребность, которая решает ваш продукт, но они пока не закрывают эту потребность
  • Люди, которые не являются ЦА вашего продукта

Шаг 3. Составить список вопросов

Список вопросов обычно делится на блоки:

Квалифицирующий блок. Это первый блок вопросов, где мы:

  • знакомимся с респондентом
  • задаем простые вопросы о нем (профессия, хобби, несложные вопросы около вашей темы)
  • располагаем человека к себе и даем ему раскрыться

Основной блок. Это второй блок вопросов, ответы на которые помогут вам решить цель исследования. Здесь мы спрашиваем (в контексте вашего продукта) про:

  • опыт пользователя/клиента
  • барьеры к использованию продукта (это какие-то негативные убеждения, которые отталкивают клиентов покупать)
  • проблемы в процессе использования продукта
  • потребности и важности, которые должен решить продукт

Завершающий блок. В этом блоке я уточняю у человека: “Есть ли что-то чем вы еще хотите поделиться, но я об этом не спросила?”.

Удивительно, но в половине случаев респондентам есть, что добавить и они с удовольствием делятся дополнительной информацией.

Правила хороших вопросов:

  • В начале интервью задаем простые вопросы о человеке, чтобы он расслабился и почувствовал вашу эмпатию
  • Спрашиваем про прошлый опыт, текущий опыт, но не про будущее
  • Не спрашиваем гипотетических вопросов (исключаем частицу бы: если бы было … , то…)
  • Высший пилотаж - это заменить “обвиняющие вопросы”: “Зачем?”, “Почему?”, на не обвиняющие: “Что послужило?”, “В связи с чем?”, “Какую цель преследовали?”. Многие люди от первых вопросов могут почувствовать вину, начать оправдываться или вовсе закрыться. Нам нужно наоборот максимально расположить человека и дать ему раскрыться

Шаг 4. Найти респондентов

В некоторых задачах исследования до этого этапа необходимо понять, какой сегмент целевой аудитории необходимо проверять. Об этом расскажу в другой статье

Респонденты - это люди, которых вы будете опрашивать в процессе разговора.

Для того, чтобы найти респондентов необходимо 2 ключевых действия:

Действие 1. Найти каналы поиска респондентов, то есть места, где ваша аудитория обитает.

Обычно я советую делать так:

  1. Найти тематические чаты ЦА и опубликовать приглашение в них
  2. Чаты для поиска респондентов, вот некоторые из них: https://t.me/joinchat/UcD9CL224hp51Dxs , https://t.me/researchers_chat, https://t.me/custdev_productstar
  3. Когда время совсем поджимает, советую писать сразу участникам потенциальной аудитории в личные сообщения. По моему опыту конверсия в таком поиске самая высокая

Действие 2. Составить приглашение на участие в интервью.

Несколько правил для текста приглашения:

  1. Респондент нужен вам, а не вы ему (перечитайте и вдумайтесь). Из этого вытекают остальные пункты
  2. Приглашение должно быть коротким и понятным
  3. Приглашение должно быть структурным и емким, без полотна текста
  4. Сразу пишем, сколько времени потребуется на интервью
  5. В конце приглашения предлагаем благодарность за прохождение интервью (какой-нибудь материал, бесплатную консультацию, иногда это денежное вознаграждение)

Шаг 5. Провести исследования

Здесь все просто.

Созваниваемся с каждым респондентом по отдельности в формате видео- или аудио-звонка.

В начале разговора еще раз представляемся и напоминаем о теме разговора.

Предупреждаем человека о том, что вопросы могут звучать не привычно и где-то будут повторяться. “Это необходимо для лучшего понимания опыта человека”

Начинаем задавать подготовленные вопросы.

Важно соблюдать эти правила во время интервью:

  • Меньше говорить самому. Основной спикер этого мероприятия - человек, которого мы опрашиваем
  • Каждая ваша реплика должна заканчиваться вопросом респонденту (кроме завершающей фразы)
  • Уточнять ответы респондента и капать “в глубину”. Мы не просто получаем ответы на заготовленные вопросы, а капаем до истины. Например, человек говорит, что возможность перевода на английский - крутая фича. Переспросите: “Как часто вы ей пользуетесь?”, “Что она вам дает?”. В таком случае: человек может сказать, что вообще ей не пользуется, а просто “прикольно”. Или раскрыть вам контекст ее использования и дать важный инсайт.
  • Отслеживать оценочные суждения респондента и выявить факты, которые стоят за этой оценкой. Например, респондент говорит: “Для меня это сложно” - это оценочное суждение. Задаем встречные вопросы: “Что вызвало сложность?”, “В чем проявляется эта сложность?”, “Приведите пример не сложного”.

Шаг 6. Сформировать выводы

  • Вспомните вашу изначальную цель
  • Выпишите все инсайты с каждого интервью
  • Сформулируйте для себя рекомендации на основе полученных инсайтов, которые приведут вас к цели

Например,

  • Изначальная цель: “Упаковать продукт”
  • Инсайты: “Для клиента важно, чтобы в продукте было Х”, “У клиента возникает потребность Y [которую решает наш продукт] при событиях Z” …
  • Рекомендации:“Добавить в продукт решение проблемы X”“Добавить в продукт решение потребности Y”“Добавить в маркетинговую и рекламную кампанию способ привлечения Z”

Если статья была вам полезна, то поддержите ее комментариями, лайками, обратной связью.

В следующей статье расскажу об основных правилах и принципах CustDev’a, подсвечу ошибки, которые не нужно допускать при исследовании.

Чтобы больше узнать об изучении целевой аудитории подписывайтесь:

Роликовая соц.сеть: https://www.instagram.com/pro_custdev

Telegram-канал: https://t.me/pro_cust_dev

YouTube: https://www.youtube.com/@yuliatrishkina