Место, где стоял старый монастырь, святителю пришлось по душе. Он всё внимательно осмотрел своими глазами – и в самом монастыре и в округе. Естественно, первыми критериями по которым он оценивал место для будущей обители, была не красота пейзажей, а бытовая пригодность и безопасность для жизни его духовных дочерей, за которых он чувствовал себя ответственным.
Вы читаете отрывок из полного Жития святителя Нектария Эгинского. Русский перевод готовится к печати издательством «Орфограф». Будем признательны за ваши отзывы и пожелания в комментариях
Святителю понравилось, что место оказалось не сырое, что обитель расположена не очень далеко от посёлка, что есть дорога, по которой может пройти мул и проехать телега. Значит не будет проблем ни с продуктами, ни со стройматериалами (а строить, очевидно, предстояло много), ни с врачом, ни с аптекой, и, случись что, в случае необходимости, сможет быстро приехать полиция.
Девушки обнаружили в зарослях над обителью каменную цистерну, которая собирала дождевую воду – но она из-за засухи была пуста. Однако, к общей радости, нашелся ещё и живой колодец, в котором, несмотря на долгое бездождие, была вкусная питьевая вода. Это был «жирный плюс» в пользу выбора места для обители. Ещё святой внимательно, опытным взглядом рассматривал землю, растирал ее пальцами. Он сказал сёстрам, что земля очень хорошая, и при должном уходе здесь будут хорошо расти и деревья и огород.
Жившие при бывшей обители старушки очень обрадовались, что кто-то заинтересовался восстановлением их монастыря. Они подтвердили, что место тут очень тихое, климат здоровый, никаких разбойников в этих местах никогда и в помине не было, и кроме редких лис никто сюда не забредает.
Земля – и та, на которой стоял монастырь и вокруг него принадлежала муниципалитету Эгины. Святитель с девушками спустились в посёлок и посетили мэра-врача господина Пеппаса, который был очень рад их принять. Мэр подтвердил, что вместе с юристами подготовит и заверит у нотариуса акт передачи этой земли в дар будущей монашеской общине. Ещё мэр заверил святителя и будущих монахинь, что община всегда может рассчитывать на любую помощь от местных властей.
На следующий день святитель и его спутницы ожидали кораблик до Пирея. Вроде бы, пока всё складывалось в пользу будущей обители. На пирсе к святителю подошли несколько простых тружеников, жителей Эгины. Они взяли у святого благословение и разговорились с ним. Эгинцы жаловались святителю на трёхлетнюю засуху, о которой он уже слышал от всех, с кем разговаривал в эти дни.
- Мы знаем, владыка святый, - сказали люди, - что у вас есть какая-то сила от Бога. А у нашего острова свой покровитель – святой Дионисий, он нам раньше всегда очень помогал. Но сейчас, видно святой наш на нас за что-то обиделся и весь наш остров проклял. Шуточное дело – четвёртый год ни капли дождика с неба?.. Так что мы уже, владыка святый, с нашим островом попрощались, будем разъезжаться кто куда.
- Запомните пожалуйста: святые никого и никогда не проклинают, - ответил святитель. - Они наоборот, молятся на Небесах Богу о нашем благе и нас благословляют. Проклятий от святых не бывает. Я же, грешный человек, буду по силам моим молиться Богу, чтобы Он дал вам дождь.
Вернувшись в Афины, святитель прежде всего написал подробное письмо Афинскому митрополиту Феоклиту, в котором рассказал о желании возобновить обитель на Эгине и попросил его благословения на это.
Всю неделю святитель много молился о том, чтобы на Эгине пошёл дождь. А в следующую субботу, хотя и не собирался, неожиданно для себя, взял билет на кораблик и снова поехал на Эгину. Там он заночевал на том же подворье, что и неделю назад, а 18 сентября с местным духовенством, отслужил воскресную Литургию в кафедральном Соборе Успения Пресвятой Богородицы.
На Литургию собрался почти весь остров. После Литургии святитель предложил сослужителям и всем, кто был в храме отслужить молебен и попросить Бога о дожде. В конце молебна, стоя на коленях, святой Нектарий со слезами просил Бога пощадить остров, людей и дать дождь.
Сразу после молебна святитель не остался на обед в трапезной при храме, а попросил мула и поспешил к старому монастырю. Он вспомнил, что надо дополнительно ещё кое-что посмотреть и проверить, выяснить какие-то нюансы, о которых он не подумал в свой первый приезд неделю назад.
В четыре часа пополудни святитель, уже вернувшись в посёлок и вернув мула, садился на кораблик, чтобы засветло успеть в Ризарион. На небе по-прежнему не виднелось ни облачка, на море стоял штиль. Но как только кораблик отчалил, начал поворачиваться и брать курс на Пирей, «из ниоткуда» появились и сгустились тяжёлые тучи. Сильно повеяло прохладой. А в следующие минуты все, кто был на кораблике, в голос ахнули, когда вдруг в толстое дерево, слева над посёлком ударила молния и расколола его надвое. И в следующие мгновения после раската грома, пошёл ливень - первый дождь за три с половиной года. И капитан, который сам был с Эгины и матросы и все пассажиры, не стесняясь, плакали от радости. На море при этом продолжался штиль, ветра не было и кораблик продолжал свой путь. Ливень был такой силы, что казалось, будто отверзлись небеса. Все пассажиры оставались на палубе, благодарно подставляли свои лица долгожданному дождю, один только святитель, чтобы быть одному, зашел в салон и глядя наружу, благоговейно шептал слова молитвы из великого освящения воды: « Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих!..»
Так закончился второй приезд святителя на остров Эгину. Был вечер воскресного дня, 18 сентября 1904 года.
© Электронное издательство Орфограф, 2024
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь