Хотите узнать, как проранжировали аутичные взрослые цели вмешательства, используемые в отношении аутичных детей, и насколько их точка зрения согласуется с мнением родителей/опекунов и практикующих специалистов?
При написании этой статьи я опиралась на доклад поведенческого аналитика Натальи Тихомировой, с которым она выступила в рамках конференции "Стандарты практики и супервизии современного АВА" в марте 2024г.
Наталья представила обзор статьи "Взгляд взрослых людей с РАС на выбор целей поведенческого вмешательства", опубликованной в журнале "Аутизм и нарушения развития" в январе 2024 года. А кроме того, привела подтверждение некоторым опубликованным данным на примере своего уже взрослого аутичного сына.
Приоритеты в целях обучения
В исследовании учитывались мнения самих взрослых людей с аутизмом, их родителей и работающих с ними специалистов. Приоритеты по целям были схожи для всех групп опрошенных.
Выборочно перечислю цели обучения в порядке их убывания по степени значимости, от наиболее значимых к наименее:
- Снижение самоповреждающего поведения;
- Навыки отказа от неприятных стимулов: "Хватит", "Нет", "Не хочу";
- Навыки самопомощи: туалет, чистка зубов и т.п.;
- Навыки коммуникации: вербальная, жесты, устройства;
- Снижение агрессии;
- Определение эмоций;
- Способность есть продукты для удовлетворения потребности в калориях;
- Мелкая моторика;
- Крупная моторика;
- Академические навыки;
- Социальный диалог;
- Участие в групповых занятиях;
- Толерантность к громким звукам;
- Глазной контакт;
- Снижение стереотипий: вокализации, тряска руками и т.п.
Интересно, что приоритеты по вопросам снижения стереотипий и наличию глазного контакта всё же у родителей были выше, чем у самих аутичных людей или работающих с ними специалистов.
Ни одного аутичного человека не следует учить скрывать свои аутичные черты, но ему действительно нужна помощь в овладении умением справляться с трудностями, потому что реальный мир несправедлив, и ему придётся со многим сталкиваться.
Хочу спросить, как ваши ощущения от увиденного? Может быть, что-то удивило или вызвало вопросы? Поделитесь в комментариях.
------------
Полное выступление Натальи содержит в себе так же разбор используемых методов и видов контекста обучения. Рекомендую посмотреть. Доступ по ссылке: