Найти тему
Такое поведение

Что думают взрослые аутичные люди об обучении детей с аутизмом

Хотите узнать, как проранжировали аутичные взрослые цели вмешательства, используемые в отношении аутичных детей, и насколько их точка зрения согласуется с мнением родителей/опекунов и практикующих специалистов?

При написании этой статьи я опиралась на доклад поведенческого аналитика Натальи Тихомировой, с которым она выступила в рамках конференции "Стандарты практики и супервизии современного АВА" в марте 2024г.

Наталья представила обзор статьи "Взгляд взрослых людей с РАС на выбор целей поведенческого вмешательства", опубликованной в журнале "Аутизм и нарушения развития" в январе 2024 года. А кроме того, привела подтверждение некоторым опубликованным данным на примере своего уже взрослого аутичного сына.

Приоритеты в целях обучения

В исследовании учитывались мнения самих взрослых людей с аутизмом, их родителей и работающих с ними специалистов. Приоритеты по целям были схожи для всех групп опрошенных.

Выборочно перечислю цели обучения в порядке их убывания по степени значимости, от наиболее значимых к наименее:

  1. Снижение самоповреждающего поведения;
  2. Навыки отказа от неприятных стимулов: "Хватит", "Нет", "Не хочу";
  3. Навыки самопомощи: туалет, чистка зубов и т.п.;
  4. Навыки коммуникации: вербальная, жесты, устройства;
  5. Снижение агрессии;
  6. Определение эмоций;
  7. Способность есть продукты для удовлетворения потребности в калориях;
  8. Мелкая моторика;
  9. Крупная моторика;
  10. Академические навыки;
  11. Социальный диалог;
  12. Участие в групповых занятиях;
  13. Толерантность к громким звукам;
  14. Глазной контакт;
  15. Снижение стереотипий: вокализации, тряска руками и т.п.
Кадр из презентации доклада Натальи Тихомировой
Кадр из презентации доклада Натальи Тихомировой

Интересно, что приоритеты по вопросам снижения стереотипий и наличию глазного контакта всё же у родителей были выше, чем у самих аутичных людей или работающих с ними специалистов.

Ни одного аутичного человека не следует учить скрывать свои аутичные черты, но ему действительно нужна помощь в овладении умением справляться с трудностями, потому что реальный мир несправедлив, и ему придётся со многим сталкиваться.

Хочу спросить, как ваши ощущения от увиденного? Может быть, что-то удивило или вызвало вопросы? Поделитесь в комментариях.

------------

Полное выступление Натальи содержит в себе так же разбор используемых методов и видов контекста обучения. Рекомендую посмотреть. Доступ по ссылке: