Удивительная картина, производящая сильнейшее впечатление и возбуждающая аппетит. Вот оно, истинное безоговорочное счастье изображенное на лице этого надворного советника Семёна Петровича Подтыкина, воспринимающего свою ежедневную трапезу как бесконечный трёхразовый праздник. И ему не нужна компания других едоков для наслаждения поеданием ароматных яств. За овальным столом он один.
Лысеющий Семён Петрович уже преклонных лет, облечённый в белоснежную рубашку и красный домашний халат, заложил за ворот чистейшую салфетку. Он искусно оперирует столовыми приборами, накалывая на вилочку солёный грибочек. В левой руке рюмочка, вероятно с домашней настойкой. А посему грибочек через мгновение послужит закуской. В предвкушении данного действа у стареющего чревоугодника на лице образовалась неподдельная улыбка и даже высунулся язычок. От наслаждения его отделяет только миг.
Единственный молчаливый очевидец подтыкинского счастья - молодая белокурая барышня, подглядывающая с портрета за портьерой.
На белоснежной скатерти обед на две персоны, однако столовые приборы лишь на одного едока. А может быть вторая фарфоровая тарелка в золотом обрамлении предназначается для барышни с портрета, которая явно не придёт на обед?
Сам обед накрыт богато. На тарелках дичь и картошка самого превосходного качества. Домашние печёные румяные пирожки. Ветчина, аппетитные солёные грибочки. Загадкой остаётся и содержимое пузатого сливочника. Хрустальный гафин наполнен вероятно домашней наливкой.
Эта картина впечатлила многих творческих людей и поэт Владимир Котовский даже написал про неё стихи.
Уж он потешится, его не оторвать,
И уж до вечера во благости бывает,
А после – ужинать, а после уж – в кровать,
Хоть в предвкушение обеда пребывает.
(Четверостишье их стихов В.Котовского)
Картина написана очень самобытно и с юмором, даже с долей сарказма и иронии, но одновременно несущая в своей глубине и каком-то тайном смысле некую загадку.