Ох-ох-ох, сейчас буду описывать свои детские травмы. Надеюсь не зарыдать в процессе написания статьи.
Когда мне исполнилось 7 лет, мама отвела меня в музыкальную школу. Нет, не потому что я ее попросила. Я вообще не думала о том, чтобы учиться музыке. Просто моя мама в детстве хотела учиться в музыкальной школе, но у нее не было такой возможности. Поэтому отрабатывать мамину детскую мечту пошла я. Времена были советские, на желания детей внимания не обращали. Тогда вообще вся детская психология сводилась к двум понятиям – «дисциплина» и «уважение к старшим». То есть, ребенок должен был делать то, что скажут и не перечить взрослым. Поэтому я три года проучилась в музыкальной школе по классу фортепиано. Наверное, не было в мире предмета более ненавистного для меня в детстве, чем черное пианино «Октябрь», стоящее в комнате родителей. Даже атомную бомбу, которой нас пугали в школе, и которую вот-вот должны были сбросить на нас американские капиталисты, я ненавидела не так сильно, как это пианино. Заниматься меня загоняли криком. Три раза в неделю я тащилась в музыкальную школу, как на каторгу – два раза были занятия по специальности и один раз – сольфеджио. Я умоляла родителей забрать меня из музыкалки, но мама была неумолима. Она постоянно повторяла: «Надо заниматься по четыре часа в день минимум, чтобы достичь успеха! А ты ленишься! Тебя не загонишь за инструмент! У тебя совершенно нет силы воли!»
Эта пресловутая сила воли, которой у меня никогда не было! По словам моей мамы, сила воли была у всех детей вокруг, кроме меня. Сыновья и дочери маминых подруг получали спортивные разряды, выигрывали городские и областные олимпиады, виртуозно играли на музыкальных инструментах и учили по три языка каждый. И только у меня, неудачного экземпляра, который маме подсунули в роддоме вместо нормального ребенка, вообще не было силы воли, чтобы хоть чего-нибудь достичь.
Ох, мама-мама, что ж ты натворила? Я понимаю, что ты хотела, как лучше, но в итоге я росла несчастным ребенком, уверенным в том, что я ленивая, безвольная и бесхарактерная и непременно стану дворником, когда вырасту, потому что больше ни на что не способна. К маминым словам довольно быстро добавилась травля одноклассников, потому что затюканного дома ребенка, как больного птенца, стая чует, как акула кровь. И нападает. Дети вообще жестоки, хоть и не виноваты в своей жестокости. Естественно, я начала заедать сладким свои ежедневные школьные и музыкальные неудачи и неумолимо начала набирать вес. Конечно же, мама снова сказала, что у меня нет силы воли, чтобы перестать есть конфеты. Хотя вот они, лежат на кухне в вазочке. Но есть их нельзя. Потому что у меня должна быть сильная воля!
Когда во взрослом, уже сильно за 40 лет, возрасте, я, наконец, узнала, что никакой силы воли не существует, а есть только волевая компонента, которая у каждого человека разная от природы, и прокачать ее никак нельзя, я, наконец, успокоилась. Потому что поняла, что я абсолютно нормальная, а не «безвольная и бесхарактерная». Тогда же примерно я начала разбираться в причинах своего переедания, ходить к психотерапевту, выяснила, что у меня хроническая, многолетняя, ни разу не леченная депрессия, которая у меня примерно с подросткового возраста. И что с этой депрессией я ухитрилась выйти замуж, родить двоих детей и благополучно их вырастить до взрослого возраста, все это время еще и работая. Помнится, тогда моя психотерапевтка сильно удивилась, когда я ей сказала, что у меня «нет силы воли». Она спросила: «Что вы имеете в виду? В чем должна проявиться ваша сила воли?» Я замямлила, что вот, не могу сидеть на диете постоянно, срываюсь через 2 недели-месяц, а я должна похудеть(к слову, весила я тогда 95 кг и носила 56-й размер одежды. Я в этом весе прожила двадцать лет – с 22 лет до 42, с периодическими снижениями и наборами обратно). И тогда она мне и сказала, что никакой «силы воли» не существует, есть мотивация плюс волевая компонента, плюс умение достигать краткосрочных либо долгосрочных целей, и если я за двадцать лет не смогла похудеть, но и не поправилась, с моей-то депрессией, да еще и детей вырастила – то я практически Железный Человек, а вовсе не безвольная медуза.
Потом уже я стала разбираться, появилась литература про расстройства пищевого поведения, я начала читать про всякие психологические эксперименты, это было очень интересно. Например, известный эксперимент, который якобы иллюстрирует, что сила воли у людей – это врожденное качество. Ну, вы наверняка про него читали – дети и зефирки(Stanford marshmallow experiment)
Первый эксперимент был проведен Уолтером Мишелем в Стэнфорде в 1970 году, в нем участвовали дети в возрасте от трех до пяти лет.
В эксперименте детям предлагались сладости(маршмеллоу и пончики, кажется), с условием, что если ребенок откажется от одной штучки прямо сейчас, то через 15 минут получит 2 штуки.
И в дальнейшем ученые проверяли, как идут дела у этих детей, как они растут и развиваются. Через 10 лет Мишель сделал вывод, что дети, которые смогли отказаться от немедленного вознаграждения, чтобы получить бОльшее через некоторое время, развиваются лучше и делают больше успехов, чем дети, которые не стали ждать и съели свои зефирки сразу же.
Из этого эксперимента ученые сделали вывод, что у некоторых людей от рождения более сильная воля, чем у других, и эти, сильно-волевые, люди, достигают в жизни бОльшего успеха.
Много лет этот эксперимент психологи воспринимали как истину в последней инстанции, писали на его основе научные работы, пока в 2018 году Тайлер Уотс не подверг эксперимент Уолтера Мишеля перепроверке. У него вызвали сомнения те факты, что в эксперименте участвовали всего 16 детей, причем все они были детьми сотрудников Стэнфордского университета, то есть, детьми из приличных состоятельных семей. И, наконец, то, что дети были разного возраста.
Уотс провел этот же эксперимент, но уже на случайной большой выборке, в нем участвовало более 900 детей из разных социальных слоев общества, разного цвета кожи и т.п.
И что же оказалось? Во-первых, готовы были дольше ждать отложенного вознаграждения дети более старшего возраста. Груб говоря, трехлетки ждать не хотели и съедали одну зефирку сразу, а пятилетки готовы были подождать, чтобы получить две зефирки. Это говорит только о том, что волевая компонента формируется у человека с возрастом, и чем человек старше, тем сильнее она будет.
Во-вторых, дети из бедных семей хотели получить свое вознаграждение немедленно, и тут же его съесть, они не готовы были ждать. И этому есть вполне разумное объяснение – когда твоя семья бедна, у тебя нет уверенности в будущем, поэтому любые удовольствия надо получать немедленно, ведь завтра их может не быть.
Так что нет никаких более волевых и менее волевых людей, есть люди, выросшие и сформировавшиеся в разных условиях, с различной мотивацией и т.д.
Давайте посмотрим на тех, кого нам, толстякам, ставят в пример, как людей с железной волей – спортсменов, балерин, актеров. Что там за стальная воля, помогающая им держать нужный вес и не поправляться ни на грамм? Либо, наоборот, быстро набирать вес и также быстро его сбрасывать? Здесь, конечно, легенда – актер Кристиан Бэйл, который для разных ролей трансформировал свое тело до неузнаваемости. Для роли в фильме «Машинист»(2004 год) Кристиан Бейл похудел до веса в 50 кг при росте в 183 см. Актер признавался, что таких экспериментов со своим телом он больше не будет проводить, потому что это было абсолютно экстремальное похудение. Он еле-еле мог ходить.
После этого фильма Кристиану предложили роль Бэтмена и в считанные месяцы актер набрал 27 килограммов веса, усердно тренируясь, чтобы приобрести телосложение атлета. И затем еще много раз набирал и сбрасывал вес, чтобы сыграть различных персонажей. Что это – сила воли? Или все-таки мощная мотивация настоящего профессионала, актера, который готов полностью перевоплощаться в своего персонажа?
Спортсмены, которые сбрасывают вес перед важными соревнованиями, или наоборот – быстро набирают вес, чтобы перейти в другую весовую категорию(борцы и боксеры, например), тоже кажутся нам образцом волевых людей, но ведь ими тоже движет профессиональная мотивация. Победы для спортсменов – это их жизнь, их профессиональная реализация, деньги, наконец. Спортсмены замотивированы, как никто.
То же самое в балете – балерины замотивированы постоянно держать жесткую диету, чтобы получать роли, чтобы танцевать, потому что это и есть их жизнь, их профессиональная реализация, и их гонорары, что немаловажно.
Заметьте, все эти профессии: актер, спортсмен, балерина – предполагают профессиональное использование своего тела. Не знаю, как сказать точнее, но это именно профессии, в которых человек буквально зарабатывает деньги своим телом, своей внешностью(актер), своей силой(спортсмен), своим умением владеть телом(балет). Естественно, для таких людей поддерживать себя в определенной физической форме – это профессиональная обязанность. Поэтому их мотивация очень высока.
А какая мотивация у обычного человека, например, инженера или менеджера или бухгалтера, чтобы держать себя в идеальной форме? Ну разве что ради любви к кому-то другому, если такая великая любовь накроет. Потом как-нибудь поговорим о мотивации худеть и вести здоровый образ жизни, которая появляется у влюбленных, есть у меня парочка историй на эту тему.
А вот любовь к себе, увы, есть не у всех, по крайней мере, такая же сильная, как бывает любовь к другому человеку, чтобы мотивировать заниматься своим здоровьем и своей внешностью. В большинстве случаев мы все себя не особо любим, увы. И мотивации у нас маловато. Вот если появляется серьезная угроза заболеть – вот тут да, может сработать и человек, наконец, займется собой. А если молодой, здоровье пока позволяет нормально существовать с ожирением, и единственная мотивация похудеть – «потому что так надо, потому что не нравлюсь себе, чтобы влезть в джинсы на размер меньше» - неа, не работает. Наоборот, при любой попытке ограничений будет нарастать внутренний протест – «зачем мне себя насиловать?» И никакая «сила воли» тут не поможет, потому что ее не существует. Тут надо только работать со своей мотивацией, постоянно с собой разговаривать, объяснять, бесконечно хвалить даже за самый маленький успех, до тех пор, пока это чувство – «у меня все получается!» само не станет мощнейшим мотиватором и тогда процесс сброса веса пойдет сам собой.
А вы как думаете? Существует сила воли или ее нет?