Казанское архитектурное бюро AR Architects появилось девять лет назад. За годы работы его команда выросла в пять раз, пережила кризис и запустила новый проект. Бюро несколько раз становилось победителем конкурса в рамках архитектурно-строительного форума «Казаныш» в номинациях «Лучший индивидуальный жилой дом» и «Выбор горожан».
Вместе с друзьями из издания Enter мы поговорили с основателями бюро Азатом Хановым и Русланом Айбушевым о подорожании строительных материалов и российских альтернативах, некомпетентности рынка и лучших проектах Ar Architects.
От заказов для однокурсников до общего дела
AR в названии архитектурного бюро — первые буквы имён основателей Азата Ханова и Руслана Айбушева. Они вместе учились в Казанском государственном архитектурно-строительном университете по специальности «Проектирование зданий» и делали проекты для однокурсников. После окончания специалитета Азат и Руслан решили объединиться и открыть общее дело — так в 2015 году появилось AR Architects. На старте инвестиции были небольшими: друзья арендовали офис и купили компьютеры. Это стоило около 160 тысяч рублей.
Долгое время в команде было три человека — основатели и помощник. Новому бюро было непросто найти клиентов, так как люди не понимали, что и в каких объёмах может предложить молодая команда. «Это нормальная ситуация для индустрии. Выбирать проекты не приходилось — брались за всё, что предлагали. Первые кейсы стали отличным стартом, чтобы наработать опыт и понять, как всё устроено», — вспоминает Руслан.
Несколько лет Азат и Руслан участвовали во всех процессах: от поиска клиентов и согласования проектов до менеджмента на стройке. Постепенно в бюро появлялось больше задач, а в команде — больше сотрудников. Сейчас в AR Architects работают 15 человек. У ребят есть понятная чёткая иерархия, и каждый сотрудник занимается определёнными задачами. Так, Азат и Руслан формируют и утверждают техническое задание с ведущими архитекторами проектов, общаются с заказчиками.
— У основателей компаний есть выбор: расти количественно и качественно или не расти и заниматься всеми задачами самостоятельно. Если цель — расти, на определённом уровне становится невозможно контролировать все процессы. Из-за того, что у нас широкий спектр услуг (мы занимаемся жилыми, коммерческими и общественными интерьерами, строим частные дома и виллы), нам нужна команда. Раньше клиенты приходили за проектами ко мне и Руслану: они думали, что мы делаем всё вдвоем. Сейчас наша задача — сделать так, чтобы люди доверяли бренду и обращались не к нам, а к команде.
Партнёры долгое время чертили, занимались менеджментом и следили за стройкой сами, поэтому понимают, какие люди и с какими скилами нужны в команду. Но, по их словам, из-за «кадрового голода» рекрутинг часто бывает непростым.
Кто и зачем приходит за дизайном
Работа над проектами строится по классической схеме: после брифинга команда формирует техническое задание и первые планировочные решения. Если предложение устраивает заказчика, архитекторы начинают разрабатывать визуализацию: подбирать цвета и текстуры. После согласования концепции команда начинает работать над чертежами, искать подрядчиков и планировать реализацию.
На этом этапе клиент может выбрать строителей, которых рекомендует бюро, или найти исполнителя самостоятельно. «Вне зависимости от решения AR Architects остаётся на стороне заказчика — это наше преимущество. Когда чертежи готовы и бригада согласована, начинается стройка. Команда бюро контролирует все процессы и при необходимости ищет компромиссы», — объясняет Азат.
AR Architects делает проекты в Казани, Москве, Сочи, Калининграде и на Бали, всего в портфолио бренда — более 100 кейсов. Бюро развивается в трёх направлениях — команда проектирует интерьеры общественных мест вместе с застройщиками ЖК, строит дома и виллы, создаёт дизайн жилых и коммерческих пространств. Дизайн-проект помещения от AR Architects стоит от шести тысяч рублей за квадратный метр, полный цикл — от чертежа до сдачи объекта — 300 тысяч рублей за квадратный метр.
Для московского шоурума A quick buck, например, команда бюро создала интерьер, демонстрирующий эпатажность бренда. Пространство напоминает мультивселенную, где физическая реальность интегрируется в цифровую. На потолке в основном зале расположена инсталляция со светодиодным кубом, на котором транслируют новые коллекции одежды и абстрактные видеоинсталляции. Куб дополняют брендированные шары-планеты, а одним из ключевых элементов интерьера является искусственный мех — им оформлена мебель, пол и примерочные. Благодаря продуманной логистике и цветовым решениям шоурум стал пространством, где организуют ивенты и собирают творческое комьюнити города.
— Архитекторы строят пространство через геометрию и форму. Мы не декорируем помещение, а функционально подходим к интерьеру, работаем с эргономикой и композицией объёмов. Наши проекты отличаются смелыми оригинальными решениями. Они разные, так как мы учитываем ДНК каждого бренда, с которым сотрудничаем. Единственное, что их объединяет, — хорошие геометрия, композиция и многоплановость. Мы делаем продуманные помещения с правильными объёмом, палитрой и цветовыми акцентами.
В казанском пространстве A quick buck дизайнеры использовали монохромные оттенки серого и розового. Декоративная штукатурка с эффектом необработанного бетона на стенах перетекает в текстуру микроцемента на полу, акцентную розовую мебель дополняют стейшен из отражающей нержавеющей стали и арки из зеркальной мятой ткани, которая напоминает фольгу. Новый для города подход к коммерческому интерьеру и смелые акценты сделали шоурум похожим на галерею современного искусства.
А в интерьере бистро Agafredo, например, команда AR Architects переосмыслила минимализм и стиль итальянских заведений. Основой дизайн-концепции стали классические интерьерные традиции европейского Средиземноморья: лаконичность, свет, детали и деревянная мебель. Эффект мономатериального пространства создаёт декоративная штукатурка с фактурным рисунком. Бар выполнен в духе итальянского павильона и облицован керамической плиткой ручной формовки. Уютная обстановка и энергия пространства погружают в романтичную атмосферу Италии.
Новый проект и продвижение
С 2022 года стоимость материалов выросла более чем в два раза — в такой перестройке рынка Азат и Руслан видят и плюсы. «Раньше для клиентов “российское” означало “некачественное”, хотя многие отечественные бренды не уступали зарубежным. За время, пока импортные марки были в дефиците, люди привыкли к альтернативе: российские производители хорошо себя показали и зарекомендовали», — объясняет Азат.
Кроме повышения цен на материалы, бюро столкнулось с оттоком клиентов: около 90% заказчиков в первые месяцы после 24 февраля 2022-го приостановило сотрудничество. У основателей бюро появилось время реорганизовать процессы и даже создать новый мебельный бренд Mass Furniture, в ассортименте которого есть как необычные модели типа дивана из розового меха и дивана-трансформера в виде 20-метрового цилиндра, так и классическая мебель в минималистичном стиле.
Говоря же об основном направлении своей деятельности, Азат отмечает, что порог входа в индустрию достаточно низкий, в том числе из-за популярности курсов для дизайнеров интерьера. «Исполнители без классического образования часто предлагают некачественные услуги по прайсу в два раза ниже. Проблема в том, что после сотрудничества с такими дизайнерами клиент разочаровывается вообще во всех специалистах. Несмотря на этот триггер, в масштабах индустрии фрилансеры не вредят профессионалам. Скорее наоборот, ценность бюро, которые вкладываются в репутацию и бренд, только растёт», — считает он.
Чтобы донести клиенту уровень компании, объяснить, чем команда профессионалов отличается от дизайнеров, которые предлагают проект за меньшие деньги, нужно заниматься продвижением и PR. Долгое время заказчики приходили в AR Architects благодаря сарафанному маркетингу и личным знакомствам с основателями. Сейчас очевидно, что этого недостаточно: чтобы развиваться и расширять географию проектов, нужны дополнительные инструменты.
— Запрос на продвижение был всегда, но серьёзно заниматься PR мы начали год назад. Это была понятная история: нам нужно строить бренд, чтобы оправдывать стоимость, нужно рассказывать о проектах и привлекать новых клиентов. Первой задачей было собрать портфолио из старых кейсов и начать фиксировать новые, то есть качественно снимать их и публиковать на всех ресурсах. Раскрутка бренда — это вторая задача. Продвижение можно развивать бесконечно: сколько есть сил, столько и вкладывать, ведь это всегда приносит
Фото предоставлены бюро AR Architects.
Читайте также:
7 памятников архитектуры со всей России, которые восстановили предприниматели
«Подобный синтез найти сложно»: как проект из Казани объединил кофе и одежду
«На одном энтузиазме не выжить»: как девушка стала «главной по слэбам» в Нижнем Новгороде