Найти тему
Внук Эзопа

Сизифов труд или принятие неизбежности. Хотите обрести счастье?

В моменты сильного отчаяния можно найти утешение в заключительной строчке «Мифа о Сизифе» Альбера Камю: «Нужно представить Сизифа счастливым». Независимо от внешних обстоятельств, есть определённый выбор реакции на происходящее.

Сизиф, обречённый вечно катить камень в гору, тем не менее может наслаждаться этой затеей богов ради неё самой. Однако возникает некоторый диссонанс от исходной посылки в аргументации Камю: если жизнь действительно ужасна, то не является ли это просто большим испытанием?

Разве это не равносильно тому, чтобы просто сказать человеку, находящемуся в депрессии или травмированном состоянии, что он должен быть счастлив и улыбаться, несмотря на боль? Почему Сизиф может быть счастлив? Может, он просто глуп, если его жизнь — полный отстой, а он радуется этому?

Прежде всего стоит обратить внимание на условия работы Сизифа и на то, как это соотносится с нашей жизнью. Сизиф действительно попал в неприятную ситуацию: он вынужден делать то, что никогда не сработает, а потому бессмысленно.

В нашей жизни тоже есть немало камней, которые как ни закатывай на вершину, всё равно будут скатываться вниз. Мы ищем долгосрочные отношения, тратим своё время на получение учёных степеней и карьеру. Многие из этих камней покатятся вниз по склону, и после некоторого периода горевания мы неизбежно начнём закатывать их обратно.

Кто-то даже может сказать, что жизнь на самом деле — это просто один большой валун
Кто-то даже может сказать, что жизнь на самом деле — это просто один большой валун

Кто-то даже может сказать, что жизнь на самом деле — это просто один большой валун, где сколько бы мы ни делали, всё в конечном итоге возвращается на круги своя. И так до самого небытия. Так в чём же смысл, если ничего не гарантированно и ничего не длится вечно и большая часть этого просто действительно ужасна?

Состояние Сизифа похоже на положение тех подопытных собачек, которых ужасные психологи снова и снова пытают током — исключительно в научных целях. В конце концов они заметили, что собаки перестали бороться с этим. Они привыкли быть беспомощными.

Аналогичные исследования показали, что люди, столкнувшиеся с безвыходными ситуациями, становятся беспомощными после того, как начинают понимать, что ничто из того, что они делают, не изменит их положения. Часто они приходят к убеждению, что раз ничего не сработало в этой ситуации, то ничего не сработает и в подобных ситуациях. Это приобретённая беспомощность.

✅ Сизиф, раз за разом осознавая, что камень всё равно покатится вниз, скорее всего, тоже научился быть беспомощным, учитывая, что перед ним была целая вечность — он был бессмертным. Основываясь на прошлом опыте, полном страданий и тщетности, Сизиф не видит будущего, ради которого стоит жить. Очень просто представить себе Сизифа в депрессии.

Для тех, кто не является бессмертными, как мы, выученная беспомощность проявляется в сопротивлении прошлому с помощью различных методов, которые, по иронии судьбы, лишают нас всякого чувства контроля над нашим будущим. Из-за эмпирического избегания мы можем часами прокручивать страницу мемов или пить до закрытия бара, чтобы не думать о ситуации.

Используя контрфактическое мышление, мы будем постоянно сопротивляться принятию того, что произошло
Используя контрфактическое мышление, мы будем постоянно сопротивляться принятию того, что произошло

Или, используя контрфактическое мышление, мы будем постоянно сопротивляться принятию того, что произошло, размышляя о том, что могло бы быть или что мы могли бы сделать по-другому. Мы часто зацикливаемся на будущем, которого не может быть, потому что оно требует от нас каким-то образом изменить прошлое.

✅ В обоих случаях мы бежим от своего прошлого, и это прошлое определяет ход нашей жизни — мы бежим от собственной тени и от реальности. Камю назвал бы это абсурдом. Абсурд — это когда наше собственное стремление к смыслу и определённости сталкивается с совершенно безразличной к нам вселенной.

Мы отказываемся от наших нынешних обстоятельств, требуя ответа. По иронии судьбы, мы думаем, что каким-то образом можем это контролировать: «Как только у меня появятся отношения, как только я получу эту работу, как только я поднимусь на этот дурацкий холм, я буду счастлив и обрету [такованный] смысл во всём этом — страдания того стоят».

Мы поддаёмся ложным надеждам, которые раз за разом не оправдываются. Из-за этого мы испытываем разочарование. После неудач, расставаний и экзистенциальных кризисов некоторые из нас разводят руками и заявляют о своей беспомощности перед лицом абсурда: «Вон даже Ньютон был беспомощен перед человеческой глупостью, когда прогорел на акциях».

Но на самом деле вы продвинулись дальше, чем большинство, вы хотя бы осознаёте это
Но на самом деле вы продвинулись дальше, чем большинство, вы хотя бы осознаёте это

Но на самом деле вы продвинулись дальше, чем большинство, вы хотя бы осознаёте это. И что теперь делать? Камю и психотерапия согласны с тем, что человек должен делать в таком состоянии отчаяния. Как пишет Роберт Зарецкий:

«Для Камю истинное благородство заключается в осознанном принятии мира, его красот и границ, его радостей, требований его обитателей и в превосходстве над самим собой».

✅ Такое принятие свой текущей ситуации и того, что произошло в прошлом, довольно хорошо согласуется с эмпирически обоснованным методом борьбы с приобретённой беспомощностью — АСТ, терапия принятия и ответственности. Эта терапия возникла в осознании того, что люди, оказавшиеся в ужасных ситуациях, учатся не беспомощности как таковой, а скорее забывают о том, что они могут контролировать свою жизнь.

Как выйти из этого заколдованного круга и бессмысленного закатывания камней на вершину, мы поговорим уже в следующей статье. (закадровый злодейский смех Дзен и авторский всхлип)

Счастья вам в познании

Внук Эзопа