Найти тему
АвиаОбоз

A380 авиакомпании Emirates побил рекорд скорости и случайно перешел на сверхзвуковую скорость

Самолет с регистрационным номером A6-CJE находился на хранении два года и недавно был востребован флагманским авиаперевозчиком Объединенных Арабских Эмиратов. По словам одного из сотрудников компании, испытания прошли успешно: самолет достиг максимальной скорости на крейсерской высоте, как и планировалось. AeroTime

Плановое сервисное испытание самолета Emirates Airbus A380, состоявшееся 1 апреля 2024 года, завершилось с неожиданным результатом. Фото: Shutterstock.com
Плановое сервисное испытание самолета Emirates Airbus A380, состоявшееся 1 апреля 2024 года, завершилось с неожиданным результатом. Фото: Shutterstock.com

Однако по завершении испытаний самолет вошел в пикирование и начал набирать скорость, прежде чем преодолеть звуковой барьер на высоте примерно 10 тыс. метров.

По данным источника, максимальная скорость, достигнутая самолетом, составила 1,2 тыс. км/ч, что почти на 150 км/час превышает скорость звука на этой высоте.

«Мы думали, что это с самолетом что-то не в порядке. Но когда он приземлился, мы мы все проверили, и оказалось, что все работало исправно», — рассказал AeroTime сотрудник компании, пожелавший остаться неизвестным.

Самолет не только преодолел звуковой барьер, но и сохранял стабильную сверхзвуковую скорость более двух минут, прежде чем двигатели начали перегреваться. По словам источника, лишь некоторые узлы получили незначительные повреждения. Например, засорилась дренажная трубка, которая используется для слива отходов из туалетной системы.

«Теоретически это возможно»

Ранее уже бывали случаи, когда дозвуковые пассажирские самолеты преодолевали звуковой барьер при пикировании. Самый яркий пример - это произошедшее в 1961 году, когда DC-8 поддерживал скорость 1,012 Маха в течение 16 секунд при пикировании. Однако у DC-8 были более слабые двигатели, чем у A380, и поэтому он не мог поддерживать такую скорость в течение длительного времени или в горизонтальном полете.

Наше издание связалась с Соломоном Эпштейном, заместителем главного инженера Airbus SAS. В период с 1995 по 2001 год на этапе проектирования Airbus A380 Эпштейн руководил выбором и включением в проект двигателей Rolls-Royce Trent 900.

«Теоретически это возможно. Это было бы крайне опасно, но возможно. Я нисколько не удивлен, что им удалось сделать это», — прокомментировал Эпштейн, когда ему представили результаты тестирования.

Максимальная теоретическая тяга Trent 900 составляет почти 380 кН, объяснил Эпштейн. При штатном взлете двигатель развивает не более 330 кН, а при крейсерском полете на большой высоте требуется не более 90 кН.

«Мы попробовали разогнать двигатели до 200 кН при крейсерском полете, так и была достигнута максимальная скорость 1020 км/ч, о чем вы можете прочитать в Википедии. Дальше мы пока не двигались, в этом не было необходимости. Вам нужно поговорить со специалистами, занимающимися планёром, чтобы узнать, сможет ли он двигаться быстрее», — сказал Эпштейн.

AeroTime связалась с Лоуренсом Марвиком, который был главным конструктором Airbus SAS в то время, когда проектировался А380. Однако Марвик отказался от комментариев, заявив, что никогда ничего не слышал о секретных сверхзвуковых испытаниях А380, проведенных для Королевских ВВС Великобритании в 1990-х годах.

Возможно коммерческое использование

AeroTime связалась с авиакомпанией Emirates, чтобы подтвердить эту историю. По словам представителя, случайный переход на сверхзвук действительно произошел, но результаты не были убедительными с точки зрения перехода А380 на такой режим полетов во время регулярных рейсов.

«А380 — самый престижный самолет в мире. Сверхзвуковые полеты стали бы для нас серьезным преимуществом. Испытание 1 апреля было очень многообещающим, но мы не будем торопиться. Необходимо провести гораздо больше испытаний, прежде чем мы узнаем, насколько это действительно жизнеспособно», — ответил представитель Emirates на запрос AeroTime.

В случае реализации этих ожиданий даже ограниченная способность выполнять сверхзвуковые полеты значительно расширит возможности А380. При скорости 1200 км/ч он достигнет необходимых пунктов назначения почти на 50% быстрее. А ведь можно установить еще более мощные двигатели.

General Electric GE9X, который на данный момент является самым мощным мотором в мире, имеет максимальную тягу 490 кН – почти вдвое больше, чем у Trent 900.

AeroTime связалась с Заподом Библероксом, инженером General Electric, который подтвердил, что компания обсуждает продажу пока не названного количества двигателей GE9X компании Emirates. Однако переговоры еще только начались.

«У нас было ощущение, что они, возможно, захотят установить их на свои А380. Что это был бы за зверь! Удвойте мощность, удвойте скорость. Добавьте опытного пилота, немного уменьшите самолет, и аппарат может стать гиперзвуковым», — объяснил Библерос.

Гиперзвуковой самолет может летать в пять и более раз быстрее скорости звука. В настоящее время ведущие производители аэрокосмической техники из Австралии, Канады и Латвии экспериментируют с гиперзвуковыми самолетами, работающими на экологически чистом топливе, таком как водород, метан и крахмал.

Не первый раз

По словам другого инженера General Electric, работающего под руководством Библероса и пожелавшего остаться анонимным, ранее уже поступали сообщения о том, что прототипы Airbus A380 достигают сверхзвуковых скоростей.

Как сообщается, испытания проводились в период с 1975 по 1998 год под особым надзором разведывательной службы Великобритании на базе Королевских ВВС в Лутоне и включали прототип Airbus A380, тогда известный как A3XX.

Было замечено, что самолет, оснащенный четырьмя экспериментальными двигателями Atomus, достиг скорости 3 Маха, прежде чем потерял контроль над Рендлшем-Форест в Саффолке. Это событие привело к тому, что название двигателя стало ассоциироваться с бесконечно малыми частицами, на которые распался самолет. Это название в конечном итоге вошло в английский лексикон как слово «атом», которое позже стало научным термином для обозначения составных частей материи.

«Для тебя это Atomus. Технология 60-х годов. Что, 300 кН? 400? А теперь представьте себе GE9X с тягой почти 500 кН. Представьте себе еще более мощный двигатель, невероятно мощный. Самолет мог бы полететь очень быстро. Только представьте», — рассказал AeroTime источник в GЕ, после чего начал делать странные движения метлой, которую он держал в руках.

По данным другого неподтвержденного источника, американский стартап Pan American World Airways в настоящее время обсуждает возможность приобретения нескольких А380 у авиакомпании Emirates, переименовывая их в Orion III в честь Blackburn B-25 Orion, успешного истребителя времен Второй мировой войны, и начать полеты в Антарктиду раз в две недели.

----------------------------------------------------------------------------------------

Хотя авиационная отрасль все еще не вышла из беспрецедентного кризиса, статья, которую вы прочитали сегодня, 1 апреля, позволит немного снять напряжение. Ведь смех лечит. Мы не имели намерение оскорбить кого-то или причинить кому-либо вред, а наш материал не является отражением событий, которые произошли или произойдут.

Источник: AeroTime

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

А вот еще несколько забавных историй к Дню смеха