Найти тему
МИР (Море История Россия)

Советские БДБ или забытый опыт прошедшей войны.

Есть военный флот мирного времени, блистающий на парадах огромными мощными кораблями, сдерживающий аппетиты противника одним своим существованием. У супердержав может быть флот блицкрига, полный дорогущих высокотехнологичных кораблей. Но есть нюанс. Все эти высокотехнологичные "гаджеты с винтом" срабатывают лишь при внезапном, наскоке. В случае полноценной войны это не более чем дорогие игрушки, которые в случае чего противник может пустить на дно достаточно быстро (ломая умные доктрины, разработанные в мирное время).

Предки наши, мудрые люди были. Они опыт Великой Отечественной очень трезво оценили, и очень правильные выводы сделали. К сожалению, важный и нужный опыт в мирное время забывается, и ...

Я приводил документы по обобщению опыта подготовки офицеров в вермахте, где наши генералы, четко и ясно сказали: да, нужно, чтобы будущий офицер солдатской каши хлебнул, показал свои лидерские качества, и только потом целесообразно готовить из него офицера. Но нет, мне пишут : "Аффтар, ты (неумный человек), вот я после училища "кормой рАкушки давил", всему сам научился, а ты ничего не понимаешь!"

"Аффтар" здесь совершенно не при чем, и если "каминтатар", считает, что боевые генералы, обобщавшие опыт прошедшей войны..., (не очень умные люди), то...

В реальности, наш флот очень многое вынес из опыта той, прошедшей войны, и обобщение опыта делалось на совесть, ибо на горизонте маячила новая война, и люди готовились к ней достаточно добросовестно.

А теперь, давайте посмотрим еще один аспект. Мы уже затрагивали тему многочисленных десантов, высаживаемых советскими войсками во время войны, говорили о проблеме с десантными средствами.

В сети есть многочисленные славословия немецким быстроходным десантным баржам БДБ, мол "быстроходные, зубастые, вместительные". И, хотя, немцы десанты почти не высаживали, баржи сии оказались весьма практичными транспортными средствами. Трофейные БДБ служи в нашем флоте, и...

Все?

А, вот и нет. Опыт прошедшей войны предки наши учли, и, у нас появился малый десантный корабль 106-го проекта.

Строительство этих десантных кораблей 4 ранга предусматривалось Кораблестроительной программой 1946—1955 годов. Был учтен печальный опыт многочисленных десантов Великой Отечественной войны, когда десантные части , не имея тяжелого вооружения, оказывались не в состоянии развить успех высадки. Отсутствие специальных кораблей не позволяло высаживать морскую пехоту вместе с тяжёлой техникой.

Самое интересное, что переработкой немецкого проекта занимались "гражданские" ЦПКБ-2, то же самое КБ, которое разрабатывало проект бетонного плавдока. Пишут, что КБ подчинялось Минморфлота, но это не совсем так. В принципе, это вообще речники, но на момент разработки проекта, это было действительно КБ ММФ.

За основу были взяты немецкие БДБ типа MFP (нем. Marinefahrprahm D-typ). Новый проект десантных кораблей получил номер 106. Главным конструктором проекта стал К. З. Кушнир, а главным наблюдающим от ВМФ СССР — капитан 2-го ранга С. М. Петров.

Головной корабль этого типа строился на Черном море, на Туапсинском СРЗ, введен в эксплуатацию в 1958 году. Но тут грянула хрущевская оттепель и корабли пошли в гражданский флот, как самоходные баржи грузоподъемностью 200 тонн. Их использовали и как рыбаков, и как транспортников, и как обычные паромы. Два отечественных дизеля 3Д12 (300 сил при 1500 оборотах) обеспечивали им ход до 10,5 узлов. Дизеля четрехтактные, оснащены реверс-рудуктором. (Ради интереса севастопольцев, точно такие же дизеля стояли на пассажирских катерах типа "Молодежный" и на паромах типа "Металлист", построенных в 1957 году). Про дизель поговорим отдельно (тоже интересная тема)

Потом военные передумали, и с 1963 года малые десантные корабли начали вступать в состав военного флота. При полном водоизмещении около 300 тонн корабль мог принять два средних танка в открытый трюмом через носовую откидную аппарель. Правда, военным пошли, в основном модернизированные варианты. Суммарно, по этому проекту были построены 56 единиц гражданского и военного флота.

На базе проекта 106 по заказу ВМФ в ЦКБ-50 разработали улучшенный проект десантных кораблей, получивший обозначение 106К «Сайгак». Главный конструктором стал Е. С. Васильев. Их водоизмещение возросло. По проекту 106К получалось так :
Водоизмещение, т: 460 (стандартное), 550 (полное)
Длина, м: 54,5
Ширина, м: 7,95
Осадка макс, м: 2,04
Скорость, уз: 10,5 (полный ход)
Дальность, миль: 1600 (при 9 уз.)
Экипаж: 1 офицер и 12 матросов

Головной корабль с бортовым номером МДК-155 был введён в строй в 1965 году. Один МДК 106К мог перевезти 200 тонн полезного груза; или 6 автомобилей ЗИЛ-131 или 10 ГАЗ-66; до 150 человек десанта. Главным отличием проекта 106К стало установка НРЛС «Дон». По этому проекту в 1965—1970 годах было построено 46 единиц, включая малые морские танкеры (проект 106КМ) и морские водоналивные танкеры (проект 106КВ).

В 1967 году сошёл со стапелей головной корабль проекта 106КМ МДК-172. В 1967—1969 годах было построено еще 4 единицы на заводах в Николаеве и ГДР.

Кто их строил? Строили их : Херсонский ССРЗ им. Коминтерна, Туапсинский судомеханический завод (номинально еще пока существует), Николаевский-на-Амуре судостроительный завод, Завод металлоконструкций в Жовтневое (Николаевская область), Борский СРЗ (Горьковская, ныне Нижегородская область, ныне, насколько я знаю, это АО).

Нужны ли сейчас эти корабли? (вопрос риторический)

Я отлично понимаю, что "Зубры" и "Джейраны" -это мощные, высокотехнологичные девайсы (построенные в СССР), но что-то мне подсказывает, что строительство кораблей этого класса было прекращено... несколько преждевременно. (У египтян, по памяти они и сейчас служат)

-2
-3

Но, если кто-то думает, что СССР строил только эти корабли для высадки небольших десантов, то...

"Зинашин буги, Зиганшн рок..." (Думаю, читали уже догадалисьь о каких десантных средствах пойдет речь в следующей статье...